Урок по окружающему миру в 3-м классе по теме "Погибель земли Русской"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Рассмотреть явления, объясняющие распад единого государства;
  • Сформировать первичное представление о понятиях и явлениях “времена Древней Руси”, “Золотая Орда”;
  • Развивать умения узнавать о жизни людей из исторического текста, карты, делать выводы;
  • Воспитывать уважение к прошлому, чувство патриотизма.

Метод: проблемно-диалогический

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний

-Какую историческую эпоху изучаем?

(времена Древней Руси)

-Посмотрите по “реке времени”, на какие века приходятся “времена Древней Руси”?

(с 9 по 13 века)

-Давайте вспомним важнейшие события этой эпохи. В группах на листочках запишите, что произошло в эти года?

882 год

988 год

1147 год

1242 год

(ответы детей)

-Существовало ли в это время единое государство? Докажите.

(Да. Был единый правитель-Великий князь, единая армия-дружина, единые законы. Столица-город Киев.)

-Что представляло собой государство в середине 12 века?

(В середине 12 века Русь-это цветущая, богатая и культурная страна.)

3. Постановка проблемы.

Прочитайте строчки из древнерусской летописи, дошедшей до наших дней.

Стонет Киев, тужит град Чернигов,
Широко печаль течёт по Руси.
В городах затворены ворота,
Приумолкло на Руси веселье.

-Какие строки вас взволновали?

-О чём повествует древнерусский летописец?

-Что могло произойти?

Прочитайте тему сегодняшнего урока.

(Погибель земли Русской.)

-Как понимаете значение слова “погибель”?

Сегодня мы с вами постараемся выяснить: что могло произойти с богатым и цветущим государством и почему “приумолкло на Руси веселье”?

4. Изучение нового материала.

Посмотрим и сравним территориальную карту Древней Руси 9 и 13 веках.

Откройте карту на странице 30 и 55.

Обсудите в парах изменения. Подумайте: почему так произошло?

(Единое государство разбилось на отдельные княжества. Князья

отказались подчинятся Великому Князю. Каждый хотел власти, править единолично.)

-Назовите, на какие княжества разбилось государство?

-Какие отношения были между князьями разных княжеств?

-Как это могло отразится на жизни людей?страны?

(Страна ослабла от внутренних распрей)

-Какие ещё проблемы существовали помимо внутренней вражды?

(внешние враги)

-Какие внешние враги существовали на тот период времени?

(европейские завоеватели и степняки-кочевники)

В это время появляется более мощный и сильный враг, который подчинил себе множество племен и создал из них лучшую в мире армию завоевателей.

Посмотрите фрагмент и постарайтесь догадаться, о ком я говорю и почему они были непобедимы и сильны.

(видеофрагмент из к/ф. “Монгол”)

-Чья это армия?

(монголы)

Откройте карту на стр.57.

-Что можете сказать о монгольских завоеваниях?

(Были завоеваны территории Сибири, Китая, Средней Азии, Ирана. Столица в Китае-Каракорум.)

-Благодаря чему монголы обладали такой силой?

(-суровые законы: смерть за предательство, за убийство, кражу; -жесткая дисциплина; -численное превосходство.)

-Но кроме “суровых законов” и “многочисленности” есть ещё одна причина ,по которой армия обладала такой мощью. Как вы думаете, что это за причина?

(умный предводитель)

Во главе армии был великий человек по имени Чингисхан.

-Что, по вашему мнению, означает его имя?

(хан-вожак,Чингис-великий)

Позже его потомок, внук, создаст новое мощное сильное государство.На карте (стр.60) найдите название этого государства.

(Золотая Орда)

-Что означает слово “орда”?

(много,большой)

-Почему “золотая”?

(богатая, у хана дворец был из золота)

-С помощью карты, попробуйте выяснить стоит ли город Кемерово на земле, принадлежавшей Золотой Орде?

-Была ли Русь завоевана монголами?

_Посмотрите по “реке времени” ,в какие года начались монгольские нашествия на Русь.

(1237-1242 года)

-Как оно называлось?

(Батыево нашествие)

-Почему?

(Войско возглавлял Батый, внук Чингисхана.)

Посмотрите на портрет.Что можете рассказать об этом человеке?

(суровый,пронизывающий взгляд)

-Сколько лет длилось завоевание?

(5 лет)

-Как вы думаете, чем завершились?

-Почему?

По карте видно, что русские земли не были присоединены к территориям Золотой Орды.Почему?

(Ханы были довольны своими владениями.В их государстве началось строительство богатых и красивых городов. Возобновилась торговля. Между племенами прекратились войны.)

-Зачем Батый совершил нашествие?

(После нашествия собирали дань с русских княжеств.)

-Легко ли было выплачивать дань? Почему?

В группах обсудите: почему погибло сильное и процветающее государство? Сколько на то было причин?

(обсуждение ответов)

5. Итог.

-Скоро ли смогут русские дать отпор монголо-татарским войскам?

Почти 300 лет русский народ был под власть, игом Золотой Орды. Освобождение придет, когда на просторах нашей страны образуется новое государство.

-Какой урок необходимо вынести из истории о погибели древнерусского государства?

6. Оценивание.

7. Домашнее задание.

Подумайте: какое отражение нашло монголо-татарское иго в русских сказках, былинах?