Цели:
- Рассмотреть явления, объясняющие распад единого государства;
- Сформировать первичное представление о понятиях и явлениях “времена Древней Руси”, “Золотая Орда”;
- Развивать умения узнавать о жизни людей из исторического текста, карты, делать выводы;
- Воспитывать уважение к прошлому, чувство патриотизма.
Метод: проблемно-диалогический
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний
-Какую историческую эпоху изучаем?
(времена Древней Руси)
-Посмотрите по “реке времени”, на какие века приходятся “времена Древней Руси”?
(с 9 по 13 века)
-Давайте вспомним важнейшие события этой эпохи. В группах на листочках запишите, что произошло в эти года?
882 год
988 год
1147 год
1242 год
(ответы детей)
-Существовало ли в это время единое государство? Докажите.
(Да. Был единый правитель-Великий князь, единая армия-дружина, единые законы. Столица-город Киев.)
-Что представляло собой государство в середине 12 века?
(В середине 12 века Русь-это цветущая, богатая и культурная страна.)
3. Постановка проблемы.
Прочитайте строчки из древнерусской летописи, дошедшей до наших дней.
Стонет Киев, тужит град Чернигов,
Широко печаль течёт по Руси.
В городах затворены ворота,
Приумолкло на Руси веселье.
-Какие строки вас взволновали?
-О чём повествует древнерусский летописец?
-Что могло произойти?
Прочитайте тему сегодняшнего урока.
(Погибель земли Русской.)
-Как понимаете значение слова “погибель”?
Сегодня мы с вами постараемся выяснить: что могло произойти с богатым и цветущим государством и почему “приумолкло на Руси веселье”?
4. Изучение нового материала.
Посмотрим и сравним территориальную карту Древней Руси 9 и 13 веках.
Откройте карту на странице 30 и 55.
Обсудите в парах изменения. Подумайте: почему так произошло?
(Единое государство разбилось на отдельные княжества. Князья
отказались подчинятся Великому Князю. Каждый хотел власти, править единолично.)
-Назовите, на какие княжества разбилось государство?
-Какие отношения были между князьями разных княжеств?
-Как это могло отразится на жизни людей?страны?
(Страна ослабла от внутренних распрей)
-Какие ещё проблемы существовали помимо внутренней вражды?
(внешние враги)
-Какие внешние враги существовали на тот период времени?
(европейские завоеватели и степняки-кочевники)
В это время появляется более мощный и сильный враг, который подчинил себе множество племен и создал из них лучшую в мире армию завоевателей.
Посмотрите фрагмент и постарайтесь догадаться, о ком я говорю и почему они были непобедимы и сильны.
(видеофрагмент из к/ф. “Монгол”)
-Чья это армия?
(монголы)
Откройте карту на стр.57.
-Что можете сказать о монгольских завоеваниях?
(Были завоеваны территории Сибири, Китая, Средней Азии, Ирана. Столица в Китае-Каракорум.)
-Благодаря чему монголы обладали такой силой?
(-суровые законы: смерть за предательство, за убийство, кражу; -жесткая дисциплина; -численное превосходство.)
-Но кроме “суровых законов” и “многочисленности” есть ещё одна причина ,по которой армия обладала такой мощью. Как вы думаете, что это за причина?
(умный предводитель)
Во главе армии был великий человек по имени Чингисхан.
-Что, по вашему мнению, означает его имя?
(хан-вожак,Чингис-великий)
Позже его потомок, внук, создаст новое мощное сильное государство.На карте (стр.60) найдите название этого государства.
(Золотая Орда)
-Что означает слово “орда”?
(много,большой)
-Почему “золотая”?
(богатая, у хана дворец был из золота)
-С помощью карты, попробуйте выяснить стоит ли город Кемерово на земле, принадлежавшей Золотой Орде?
-Была ли Русь завоевана монголами?
_Посмотрите по “реке времени” ,в какие года начались монгольские нашествия на Русь.
(1237-1242 года)
-Как оно называлось?
(Батыево нашествие)
-Почему?
(Войско возглавлял Батый, внук Чингисхана.)
Посмотрите на портрет.Что можете рассказать об этом человеке?
(суровый,пронизывающий взгляд)
-Сколько лет длилось завоевание?
(5 лет)
-Как вы думаете, чем завершились?
-Почему?
По карте видно, что русские земли не были присоединены к территориям Золотой Орды.Почему?
(Ханы были довольны своими владениями.В их государстве началось строительство богатых и красивых городов. Возобновилась торговля. Между племенами прекратились войны.)
-Зачем Батый совершил нашествие?
(После нашествия собирали дань с русских княжеств.)
-Легко ли было выплачивать дань? Почему?
В группах обсудите: почему погибло сильное и процветающее государство? Сколько на то было причин?
(обсуждение ответов)
5. Итог.
-Скоро ли смогут русские дать отпор монголо-татарским войскам?
Почти 300 лет русский народ был под власть, игом Золотой Орды. Освобождение придет, когда на просторах нашей страны образуется новое государство.
-Какой урок необходимо вынести из истории о погибели древнерусского государства?
6. Оценивание.
7. Домашнее задание.
Подумайте: какое отражение нашло монголо-татарское иго в русских сказках, былинах?