Детство – каждодневное открытие мира,
поэтому надо сделать так, чтобы оно стало
прежде всего,
познанием человека и Отечества, их красоты
и величия.
В.А. Сухомлинский.
В настоящее время идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее значение, стала задачей государственной важности.
В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации говорится: “Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества”
Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы”, а также ее продолжение до 2010 г. определили основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на “поддержание общественной и экономической стабильности, упрочнения единства и дружбы народов”
Особое место в программных правительственных документах последних лет уделено воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к стране, государству, где живет человек, начинается с детства.
В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что “система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость”.
Реализация такой системы образования невозможна без знаний истории, традиций и культуры своего родного края. Современные исследования, посвященные проблемам патриотического воспитания детей дошкольного возраста (О.А. Князева, Н.В. Виноградова, М.Д. Маханева), в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, родному краю, национальной культуре своего народа, родной природе. В связи с этим особая роль отводится краеведческой работе с дошкольниками. Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и эмоциональном плане. Знакомясь с родным краем, родным поселком, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Мы живем в богатейшем и прекраснейшем крае – Кузбассе. И должны помочь детям узнать, чем красив и богат край, который носит такое гордое имя. Ведь именно процесс познания своего, родного, близкого связан с обогащением духовного мира ребенка, его личными переживаниями, дающими основу формирования высоких чувств: любви к Родине, готовности встать на защиту Отечества.
Исходя из вышесказанного, мы ставим перед собой следующую цель:
-
Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников в процессе изучения истории, культуры, природных и экономических особенностей Кузбасса.
Данная работа включает целый комплекс задач:
-
Дать детям представления об истории Кузнецкого края, образовании Кемеровской области.
-
Познакомить детей с символами Кузбасса: гербом, флагом, гимном.
-
Расширять представления о городах Кемеровской области, их исторических, экономических и культурных особенностях.
-
Воспитывать уважение к труду людей, чувство гордости за трудовые достижения земляков.
-
Расширять знания детей о родном поселке, как частице Кузнецкой земли.
-
Развивать интерес к традициям национальной культуры русского народа и коренных народов Кузбасса (телеутов и шорцев). Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам.
-
Обогащать знания детей о природных богатствах Кузбасса, их роли в социальном и экономическом развитии области.
-
На примере жизни знаменитых людей Кузбасса и родного поселка воспитывать чувства гражданской ответственности, гордости за трудовые и боевые подвиги своих земляков.
-
Развивать любознательность, интерес к изучению Кузбасса.
-
Воспитывать любовь и привязанность, созидательное отношение к родному поселку, родному краю.
Начиная краеведческую работу с детьми, педагог должен сам хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности края, продумать, что и как целесообразно показать и рассказать детям, особо выделив признаки, характерные только для данной местности, данного края – то, что можно увидеть только здесь.
С целью повышения уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах нравственно- патриотического воспитания в процессе краеведческой работы был спланирован и проведет ряд методических мероприятий.
План повышения уровня профессионально-педагогического мастерства педагогов МДОУ д/с №8 по проблеме “Нравственно-патриотического воспитания дошкольников в процессе краеведческой работы”
Месяц |
Консультации |
Семинары |
Тематический педсовет |
Открытые просмотры, мастер-классы |
сентябрь |
1.Нормативно-правовая основа патриотического воспитания в ДОУ 2. Методическое обеспечение нравственно-патриотического воспитания в ДОУ. |
Просмотр и обсуждение фильма “Кузбасс: прошлое и настоящее” |
||
октябрь |
Роль народной культуры (русской, шорской) в развитии познавательной сферы детей дошкольного возраста |
Занятия по познавательному развитию “Кузбасс – наш край родной” (старшая группа) “Жизнь наших предков” (подготовительная группа) |
||
ноябрь |
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе приобщения к культурно-историческому прошлому Кузбасса. |
Развлечение “Петрушкина ярмарка” (старшая группа), родительское собрание-праздник “Из чистого истока” (подготовительная группа) |
||
декабрь |
Музейная педагогика в краеведческой работе |
|||
январь |
Воспитание этнотолерантности в процессе ознакомления с национальной культурой жителей Кузбасса |
Мастер-класс “Декоративно-прикладное искусство народов Кузбасса” Занятие по познавательному развитию “Кто мы? Где наши корни?” (подготовительная группа) |
||
февраль |
Роль семьи в организации краеведческой работы в ДОУ. |
Вечер-встреча с интересными людьми “Солдаты земли Кузнецкой” |
||
март |
Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания |
Занятия по познавательному развитию в “Путешествие в Кузбасскую тайгу” (старшая группа) “Черное золото Кузбасса” (подготовительная группа) |
||
апрель |
Проблемы воспитания нравственно патриотических чувств у детей дошкольного возраста в современном обществе. |
Презентация образовательных выставок педагогов по темам: “Нравственно- патриотическое воспитание в процессе ознакомления с природой родного края”, “Воспитание нравственно-патриотических чувств через ознакомление с народными художественными промыслами”, “Воспитание гражданственности и патриотизма в процессе ознакомления с историей родного поселка” |
||
май |
Диагностика краеведческих знаний детей |
Изучив научно-методические подходы к краеведческой работе в ДОУ, отбор и систематизацию учебного материала мы проводили с учетом умственных возможностей детей старшей и подготовительной группы, принимая во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу, а также с учетом предыдущей работы проводимой со 2 младшей группы по методике М.Д. Маханевой “Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста” по блокам “Семья”, “Детский сад”, “Родной поселок”, “Родная страна”.
Планируемую работу мы разделили на 3 блока, включающих несколько обширных тем по каждой из которых проводится 2-3 занятия.
Наш край родной – Кузбасс. Страницы истории Кузбасса. Символы Кузбасса. Города Кузбасса. Столица –город Кемерово. Народы, живущие в Кузбассе. |
Тяжин – частица земли Кузнецкой. Страницы истории поселка Тяжин. Герб Тяжина. Трудовые будни поселка. Боевые подвиги земляков. Знаменитые люди Тяжинской земли |
Природные богатства Кузбасса. “Черное золото” и другие полезные ископаемые Кузбасса. Растительный мир Кузбасса. Животный мир Кузбасса |
Работа по данным темам осуществляется в процессе занятий познавательного и художественно - эстетического цикла, а также совместной деятельности с детьми.
Обучение на занятиях |
Совместная деятельность с детьми |
|
|
Ведущей формой работы по ознакомлению с родным краем - Кузбассом являются занятия по познавательному развитию. Проанализировав опыт работы по научно-методическому сопровождению краеведческого образования, мы пришли к выводу, что рационально проведение тематического занятия 2 раза в месяц (1 и 3 неделя), с последующей проработкой темы в различных формах совместной деятельности в течение 2 недель. Важно, чтобы занятия активизировали мыслительную деятельность. С этой целью мы используем приемы сравнения (например: сравниваем культуру и быт шорского и русского народа ; как добывали уголь раньше и в настоящее время и т. д. ), вопросы поискового характера, индивидуальные задания, опыты и эксперименты (например: свойства угля). Учим детей анализировать, делать выводы, обобщения (например: шорцы жили в условиях горной тайги, поэтому основным промыслом их было собирательство и охота.). Важным приемом подачи информации детям, особенно исторического характера, является познавательный рассказ. Учитывая, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, необходимо сопровождение его наглядным материалом: фотографиями, иллюстрациями, слайдами, схемами, а также предметами старинного быта. Обращение к детям с вопросами в процессе рассказа активизирует их внимание, побуждает к логическому мышлению (Как вы думаете, почему именно на этом месте люди решили построить город? Почему так называют наш край? т. д. )
Особое место в краеведческой работе занимают дидактические средства музейной педагогики, которые помогают воссоздать в сознании детей картины прошлого нашего Кузбасса, познакомить предметами быта, орудиями труда, одеждой наших предков. Экспозиции природоведческого содержания позволяют показать богатство и разнообразие животного и растительного мира нашей области в условиях, приближенных к натуральным. Большую роль играют занятия-экскурсии в музей по ознакомлению с трудом земляков. Мы знакомим детей с историей создания и развития предприятий района, выпускаемой продукцией, лучшими тружениками. Глубже познакомить детей с подвигами воинов-тяжинцев позволяет посещение экспозиции “Великая Отечественная война”.
В старшей и подготовительной группах, при активном содействии родителей, созданы мини-музеи “русская изба”, “музей угля”, “музей народной игрушки” и др., где детям предоставлена практическая возможность действий с предметами, обыгрывания бытовых ситуаций, сюжетов народных сказок и профессиональной деятельности взрослых.
Учитывая ведущую деятельность детей, мы широко используем различные виды игр в краеведческой работе. Разработали ряд дидактических игр по ознакомлению с городами Кузбасса (“Где я нахожусь”, “Узнай и расскажи”, “Когда это было”), природой Кузнецкой земли ( “Экологический светофор”, “Кедр и его друзья”, “Кто живет в тайге” и др), трудом земляков (“Кто потрудился?”, “ Чем богат Кузбасс?”). Широко используем игры народов, проживающих на территории Кузбасса: русские, шорские, татарские и др.
Работа по ознакомлению с предприятиями района и трудом земляков перерастает в интересную длительную сюжетно-ролевую игру, в которой дети применяют свои знания и уже накопленный жизненный опыт (“Автотранспортное предприятие”, “Библиотека”, “Ателье”, “Стройка” и т. )
Одна из форм работы с детьми – продуктивная творческая деятельность, которая включает рисование, аппликацию, ручной труд. Она позволяет закрепить полученные знания детей, отразить формирующееся отношение к изучаемому предмету. Результаты продуктивной деятельности детей мы оформляем в форме тематических выставок. Особенно нужно отметить педагогическую ценность коллективного продуктивного труда по созданию коллажей, макетов (“Улица города”, “Тайга” и др.), где у детей помимо других социальных качеств, формируется чувство ответственности за свою работу, как частицу общего труда.
Положительные эмоции играют значительную роль в формировании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Поэтому большую роль мы отводим использованию таких форм работы, как праздники и развлечения. Народный праздник, краеведческая викторина, тематическое развлечение (о труде, родной природе, о хлебе) является логическим и эмоциональным завершением работы по каждой из разработанных тем.
Важным условием эффективного осуществления нравственно-патриотического воспитания является тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Мы в своей работе опираемся на родителей не только как на помощников детского сада, а как на равноправных участников формирования личности ребенка. Работа по тематическому блоку “Наш край родной – Кузбасс” ведется с непосредственным активным участием всех поколений семьи ребенка. Ведь бабушки и дедушки наших воспитанников - это живые участники истории родного края. Дети совместно с родителями и прародителями обсуждают семейные традиции, реликвии, национальные, профессиональные корни своего рода. Старые фотографии, рассказы старших членов семьи помогают детям глубже осознать исторические факты и события, почувствовать связь своей семьи и себя как ее члена с родной землей – Кузбассом.
При изучении тематического блока “Тяжин - частица земли Кузнецкой” большую роль играют экскурсии с участием родителей на предприятия и учреждения района, вечера-встречи на профессиональные темы (“ Кто шьет одежду?”, “Защитники Родины” и т.д.)
В работе используем “домашние задания”. Накануне выходных, отпуска, выезда семьи в Кемерово или другие города Кузбасса, на природу дети и родители получают задание наблюдать, затем рассказать об увиденном, сделать рисунки, фотографии.
Большой интерес у детей и родителей вызывают совместные праздники-собрания “Начало всех начал” (педагогическая ценность русского фольклора), “Веселье и труд рядом живут”, “Традиции русской семьи”, “Наша Кузнецкая земля”.
Активно участвуют родители в создании развивающей среды: организации краеведческих фотовыставок, оформлении фольклорных праздников атрибутами русского быта, создании мини-музеев, изготовлении для детей элементов русских костюмов, организации выставок народного прикладного искусства.
Результаты работы с детьми по данному направлению позволяют нам считать краеведение отправной точкой воспитания маленького кузбассовца, так как воспитанники нашего детского сада научились более осознанно воспринимать события, факты, явления социальной действительности, анализировать их. У них появилась мотивационная потребность изучения родного края. Этот интерес проявляется в детских вопросах, рассказах, рисунках. Наблюдаются легкая адаптация к условиям школы и высокий уровень успеваемости. А также нам удалось добиться тесного сотрудничества и взаимопонимания с родителями, как полноправными участниками всех мероприятий, проводимых в ДОУ.