Цели урока
Обучающие:
-
Сформировать умения находить, анализировать и строить сложноподчиненные предложения новых видов (с несколькими придаточными)
-
Повторить ранее изученный материал (сложноподчиненные предложения с одним придаточным, пунктуацию в простом предложении)
-
Продолжить знакомить учащихся с правилами пунктуации (в том числе в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными)
-
Повторить орфографию (написание суффиксов наречий, прилагательных; окончаний существительных, глаголов; не с наречием, причастием, прилагательным; проверяемых и непроверяемых безударных гласных, союзов)
Развивающие:
-
Развивать аналитическое мышление учащихся и способность систематизировать знания, самостоятельно делать выводы.
-
Продолжить формирование навыков устной и письменной речи, грамматической зоркости.
Воспитывающие:
-
Воспитание интереса к родному языку на основе работы с краеведческим материалом (“Возникновение земли тульской”), самостоятельного поиска новых знаний по русскому языку.
Место данного урока в системе уроков: продолжение изучения сложноподчиненных предложений.
Форма проведения: урок смешанного типа.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование:
-
записи на доске,
-
индивидуальные таблицы,
-
раздаточный материал.
Ход урока
1. Организационный момент- Здравствуйте, ребята! Итак, за работу.
2. Разминка- Урок русского языка сегодня необычный. Давайте обратимся к эпиграфу, который записан на доске. (Учитель читает эпиграф)
См. приложение №1
- Это высказывание ученого – лингвиниста Н. И. Жинкина.
Ребята, для понимания смысла эпиграфа мы должны вспомнить, что такое грамматика?
(Формальный строй языка (словообразование, морфология и синтаксис), образующий с фонетикой и лексикой его целостную систему)
- В чем же смысл этого эпиграфа?
(1. Используя элементы грамматики, мы будем мыслить. 2. Такие элементы, как морфология, синтаксис, лексика, словообразование помогут попасть в сферу мысли и изучить что-то новое. 3. С помощью языка мы выражаем мысли, сам язык и элементы, из которого он состоит, помогают нам в этом).
- Предложите, как этот эпиграф может быть связан с темой сегодняшнего урока, в системе с темами, над которыми мы работали прежде.
(1. Мы изучаем сложноподчиненные предложения, возможно, мы будем использовать такой элемент грамматики, как синтаксис. 2. Это сложноподчиненное предложение, может быть, мы продолжим их изучение.)
- Насколько верны ваши гипотезы, мы проверим в конце урока. Но вы близки.
3. Контрольно-подготовительный этап.
- На дом вам был дан такой текст, необходимо было озаглавить его, определив тему и идею. (Приложение №2)
- Назовите тему и основную мысль текста.
(1. Название города 2. Происхождение названия города. 3. Рождение названия города от странного слова “затулье”.)
- Как вы озаглавили текст? (1. Рождение названия города. 2. О названии города.)
- Кто хочет пойти к доске для проверки одной из частей домашнего задания? (один их учащихся идет к доске)
- Я соберу в конце урока тетради и проверю, как вы выполнили домашнее задание, а … я попрошу сделать только его часть из экономии времени.
- Мы же с вами перейдем к тезисам, которые вы подготовили дома по теме: Сложноподчиненные предложения с одним придаточным”. Выходите к доске. Работаем по цепочке, ее начну я.
- Сложноподчиненное предложение состоит из главного и придаточного предложения. Согласна?
- В сложноподчиненном предложении придаточное предложение стоит всегда после главного. Согласна?
- В сложноподчиненном предложении придаточная часть всегда отделяется запятой.
- Все союзы делятся на две основные группы: сочинительные и подчинительные.
- Союзы являются членами предложения…
И другие примеры.
- Вы хорошо работали, я учту составление тезисов и ваши ответы. Продолжаем урок.
- А сейчас внимание на доску. Аня, какую часть работы ты проводила с текстом дома?
(Работала над орфограммами, знаками препинания, находила сложноподчиненные предложения, указывала вид придаточных.)
- Хорошо, расскажи нам.
(учащаяся отвечает, дойдя до последнего сложноподчиненного предложения, указывает, что оно с двумя придаточными изъяснительными.)
- Правильно, в этом предложении два придаточных. Попробуй составить схему этого предложения. (Приложение №2)
- Скажи, а может быть это предложение с несколькими придаточными? (Да.)
- Какая ты молодец. Это маленькое открытие и будет нашей темой нашего урока. Давайте зафиксируем наше открытие. Запишем дату, классную работу и тему урока.
- Наташа, просклоняй “пятнадцатое февраля”.
Что ты увидела? (Просклоняв, я увидела, что существительное свою форму не меняет.)
4. Постановка учебной цели. Создание ситуации вызова.
- Сегодня мы с вами продолжим работу со сложноподчиненными предложениями, изучим их новые виды (с несколькими придаточными)
- Но прежде, чем мы приступим к изучению таких предложений, мне хочется, чтобы вы определили свои, важные лично для вас цели урока. С помощью каких действий вы могли бы лучше понять и закрепить эту тему?
(1. Для меня важно составить конспект или таблицу по данной теме, чтобы лучше разобраться в таких предложениях. 2. Я хотела бы понять структуру сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными. 3. Я хочу заняться поиском таких предложений в тексте или научиться их самой составлять. 4. Чтобы стать грамотнее, я занялась бы изучением постановки знаков препинания, т. к. эти предложения сложнее.)
- Хорошо, в конце урока мы вернемся к вашим целям и посмотрим, удалось ли вам их достичь.
5. Сотворчество.
- А сейчас возьмите таблицу, которую мы заполняли, когда изучали сложноподчиненное предложение с одним придаточным. Давайте заполним их правую часть. Подпишите тему. Перепишите нашу первую схему. (Приложение №3)
- Обратите внимание на то, что в левой части каждой схеме соответствует название. Попробуем дать название нашему новому виду предложения.
- Скажите, сама схема вам ничего не напоминает?
Одинаковые вопросы, союзы.
- Какие члены предложения отвечают на один и тот же вопрос, являются одними и теми же членам предложения? (однородные члены предложения)- как же назвать это подчинение? (однородное)
- Занесем в схему (Приложение №2)
- Для продолжения составления опорных схем запишем предложение в тетради.
Наши предки пришли на берег Упы еще в десятом веке, потому, что им понравилось место, где в Упу впадает Тулица.
- Прочтите предложение с расстановкой знаков препинания (учащиеся читают предложение)
- Кто попробует построить схему? (один из учащихся идет к доске и строит схему предложения) (Приложение №2)
- Чем отличается первая схема от второй? (союзы разные во второй схеме вопросы задаем по-другому, от одной части предложения к другой.)
- Правильно, то есть последовательно. И такое подчинение называется последовательным. Заносим это в схему. (Приложение №3)
- А теперь посмотрите на доску. Перед вами части сложного предложения. Из них нужно построить одно предложение. Кто попробует составить его у доски? (ученик идет к доске)
- Построй схему этого предложения (Приложение №2)
- Эта схема еще больше отличается от двух предыдущих. Если бы придаточные были прямыми, как бы они назывались? (параллельные)
- Правильно, занесите все это в схему. (Приложение №3)
- Итак, что вы обнаружили? Каким бывает подчинение в предложениях с несколькими придаточными?
- Сейчас возьмите задание №1 на столах. Прочитайте предложения, вставьте пропущенные знаки препинания. Укажите, какое подчинение в этих сложносочиненных предложениях. (Приложение №4) (устные ответы учащихся).
- Я вижу, что вы хорошо усвоили эту тему и хочу дать вам самостоятельную работу. Возьмите задание №2 на столах. Соедините стрелкой предложение и соответствующую ему схему. (Приложение №)
- Сдайте свои работы.
6. Рефлексивный этап урока.
- Ребята, возьмите задание №3. Вы заполняли на предыдущих уроках таблицу. Заполните её, используя план в тетради. (Приложение №6)
- Что у вас получилось? Делаем вывод.
- Заполнив таблицу, вы сделали выводы о полученных вами знаниях. Теперь давайте вернемся к вашим целям. Кто достиг своей цели? Кто еще не достиг?
- И, наконец, подтвердились ли ваши гипотезы относительно эпиграфа и темы нашего урока?
- Вы все хорошо работали, и я хотела бы поставить такие оценки…
7. Домашнее задание.
-Домашнее задание будет как всегда трехуровневым.
1 уровень § 14, упр. 201 (необходимо его списать, с помощью учебника расставить знаки препинания, указать вид сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными)
2 уровень. § 14, упр. 202 (из трех простых предложений составить и записать одно сложноподчиненное с несколькими придаточными)
3 уровень. § 14 (составить текст о селе Зайцево, используя сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными)
- Урок окончен, всем спасибо.