Методическая система задач-оценок для профильно-ориентированного обучения физике

Разделы: Физика


В нашей школе учащиеся, выбравшие в качестве профиля предмет “физика”, изучают её в объёме 5 часов в неделю. Хорошо понимая, что “зубрёжка” текста учебника, простое запоминание определений физических понятий, законов и формул бесполезно, стараюсь на каждом этапе изучения учебного материала проверять понимание его физического смысла, то есть понимание сути рассматриваемых явлений, их причин, закономерностей, взаимосвязи, характеризующих их величин и математического описания (формул). Забота именно о качестве усвоения знаний школьниками позволяет отобрать и использовать на уроках наиболее целесообразные приёмы и методы обучения, соответствующие каждой теме занятия и обеспечивающие понимание её содержания.

А правильно организованный контроль за усвоением учебного материала содействует развитию памяти, мышления и речи школьников, помогает привести в систему знания, своевременно устранять недоработки.

Рациональные приёмы проверки знаний в значительной мере повышают познавательную активность учеников, мотивацию учебной работы.

Создавая эффективную форму учёта знаний и умений, я стремилась ослабить субъективизм в оценке, для этого систематизировала имеющиеся и частично разработала новые чёткие критерии оценок для каждого вида работ и на первом организационном уроке довела их до сведения учащихся. Зная их, ученики легко ориентируются в своих успехах и неудачах, определяют свои промежуточные и итоговые результаты, активно участвуют в учебной работе.

Критерии оценки устного ответа. Оценка не выставляется при отказе ученика отвечать у доски, с обязательной пересдачей данной темы во внеурочное время, добиваясь тем самым достаточно высокого уровня знаний учащихся; остальные соответствуют требованиям, предусмотренным учебной программой по физике.

Критерии оценок контрольной работы. Все варианты контрольных работ содержат задачи среднего, достаточного и высокого уровня, задания начального уровня не включаю, так как профильный курс физики выбирают в основном учащиеся со средним и высоким уровнем обученности. Право выбора задач предлагается учащимся.

Например: 10-й класс. Контрольная работа по теме “Кинематика точки”. Если учащийся не выполнил контрольную работу (те же условия относятся и к лабораторным работам) или сделал её плохо, он обязан переделать её во внеурочное время; ученики, желающие получить более высокую оценку, могут выполнить дополнительно задания другого варианта или провести работу над ошибками.

Критерии оценки домашней работы.

Учитываю умения:

  • наблюдать и экспериментировать;
  • систематизировать и обобщать;
  • работать с текстом учебника;
  • применять знания на практике;
  • вносить элементы творчества в выполнение работы.

Для того чтобы учащиеся были вовлечены в разные и интересные виды домашних работ, разработана система домашних заданий, она предусматривает выполнение творческих заданий, заполнение обобщающих таблиц, домашний эксперимент, написание сочинения на физическую тему, составление задач, подготовку доклада, создание рисунков-образов, посвященных основным физическим понятиям, законам и теориям.

Периодический контроль с целью экономии времени провожу в форме физических диктантов или миниатюрных самостоятельных работ, тестов, используя при этом самопроверку и взаимопроверку учащихся. После изучения темы провожу обучающий тест, за выполнение которого оценку ставлю только по желанию учащихся, обязательно провожу подробный анализ результатов работы и коррекцию знаний, используя при этом карточки с правильными решениями. Сравнивая их со своим решением, ученик видит собственные ошибки, понимает их суть и может самостоятельно ликвидировать пробелы в знаниях. Для тематического контроля знаний, умений, навыков по наиболее важным темам провожу тесты, соответствующие требованиям ЕГЭ.

Этой работе предшествует зачет по изученной теме: “Основные положения МКТ"

Например:

  1. Основная задача МКТ;
  2. Положения МКТ и их доказательства;
  3. Взаимодействие молекул;
  4. Броуновское движение;
  5. Массы и размеры молекул;
  6. Основные физические величины, используемые в МКТ: молекулярная масса, моль вещества, количество вещества, число Авогадро
  7. Установление связи между молярной и относительной молекулярной массой:
  8. Понятие “идеальный газ”;
  9. Вывод основного уравнения МКТ; 10) Вывод формулы Р=1/3 m0nv2.

Далее даю перечень основных знаний, необходимых для получения конкретной оценки: на “3” нужно знать: пункты плана 1-5 -конечные результаты; 6-10-без вывода. На “4” - пункты плана 1-8; 9- логический вывод без математических выкладок; 10. На оценку “5” - все пункты 1 - 10 , уметь объяснять: решает ли основное уравнение МКТ основную задачу МКТ. Дополнительные вопросы беру из сборника М.Е.Тульчинского. Эта часть зачета требует от ученика знания теоретического материала, дает возможность проверить усвоение теории. Вторая часть зачета выявляет умение решать несложные задачи. Третья часть зачета предлагается только тем учащимся, которые претендуют на оценку “5”;она требует более глубоких знаний по теме, сообразительности, творчества.

Учащиеся, зная нормы и структуру контроля, легко ориентируются в своих успехах и неудачах, определяют свои промежуточные и итоговые результаты, ищут резервы для достижения лучших итогов, активно участвуют в учебной работе, проверке знаний и умений. Все это, в конечном счете, и побуждает их ответственно относиться к учению, приучает к систематическому и качественному труду, а самое главное – стимулирует ученика к достижению более высоких конечных результатов.