Цели:
- Общеобразовательная - научить различать виды различных моделей, их классификацию, уметь приводить примеры различных моделей, классифицировать их по различным признакам
- Развивающая - формировать целостное восприятие окружающего мира, развивать информационное видение явлений и процессов окружающего мира при изучении моделей
- Воспитательная - формировать познавательный интерес школьников, формировать креативное мышление при описании окружающей действительности различными субъектами информационно-коммуникационной среды.
Задачи:
- познакомить учащихся с классификацией моделей по области использования и способу представления
- сформировать у учащихся понятие необходимости различных классификаций моделей
Тип урока: изучение нового материала
Методы: наглядные, практические, объяснительно-иллюстративные.
Вид урока: комбинированный
Приемы обучения: инструктивно-практический, объяснительно-побуждающий, диалогический.
Метод опроса: практический у ПК
Вид опроса: комбинированный (устный, практический)
Технологии: ИКТ, здоровьсберегающие, дифференцированный подход.
Реализация основной дидактической цели урока:
- проверка качества ЗУН осуществляется на каждом этапе урока выборочно, а в конце урока при выполнении тестовой работы – у каждого ученика;
- дифференцированный подход к учащимся проходит на этапе самостоятельной работы за компьютером, при проверке полученных ранее знаний
Структура урока:
- организационный момент;
- актуализация полученных ранее знаний;
- подготовка к восприятию нового материала;
- объяснение нового материала;
- релаксация;
- закрепление
- д/з
- подведение итогов
Оборудование: ПК, операционная система Windows 2003 (2007), лицензионный пакет MS Offise, конспект, схемы, плакаты, файл Тест.doc,
Ход урока
1. Организационный момент
- приветствие;
- порядок;
- перекличка;
- объявление темы;
- цели урока;
- задачи урока
2. Актуализация полученных ранее знаний
(работа с классом – опрос + индивидуальные карточки)
Вопросы к классу (по материалу прошлых уроков):
1) Что такое модель?
2) Что понимают под моделированием?
3) Что понимается под описательными, натурными и знаковыми моделями?
4) Приведите примеры описательных, натурных и знаковых моделей.
Индивидуальные карточки (см. приложение 1)
3. Подготовка к восприятию нового материала
Выступление учителя:
«Знаете ли вы, что в бурное для астрономии время – в XIII веке, когда в эпоху Возрождения в школе навигаторов Альфонсо Х Кастильского были составлены таблицы для предсказания движения небесных тел, которые предположили движение Солнца и планет вокруг Земли, появился Тихо Браге? Великий наблюдатель звездного неба, чьи поразительные точные наблюдения и изменения послужили основой для открытий Кеплера и последующих объяснений Ньютона?
Датский астроном Тихо Браге (1546-1601) после 40 лет наблюдений создал таблицы движения всех известных в то время планет. Этими таблицами пользовались в течение долгого времени, однако и они давали приближенное описание, поскольку указывали положение планеты только в фиксированные моменты времени. Необходимо было найти более простые и вместе более общие формы законы движения планет. Перед своей смертью, находясь еще в сознании, Тихо Браге собрал вокруг себя близких, просил сохранить его труды и доверил одному из своих учеников, Иоганну Кемплеру, исправление и опубликование своих таблиц.
Говоря современным языком, и Коперник и Тихо Браге занимались моделированием, пытаясь построить модели движения планет Солнечной системы».[4]
4. Объяснение нового материала
Как правило, при подходе к классификации моделей учитывается:
- область их использования;
- способ представления;
- учет в модели временного фактора;
- отрасль знаний
Рассмотрим классификацию моделей по области использования. Для этого мы с вами рассмотрим модели некоторых объектов, и попытаемся определить, в какой сфере жизнедеятельности человека они используются (см. приложение 2).
Таким образом, просмотрев наглядный материал можно сделать вывод о том, что по области использования модели подразделяются на следующие категории (см. приложение 3).
Дадим подробную характеристику каждой категории:
- Учебные модели – это наглядные пособия (картины, таблицы, схемы …), различные тренажеры (клавиатурный тренажер, …), обучающие программы (мультимедийные обучающие программы для изучения иностранных языков, овладения компьютерными навыками, снятия стрессов, и др…)
Опытные модели – это уменьшенные или увеличенные копии проектированного объекта. Они используются для исследования объекта и прогнозирования его будущих характеристик (модель автомобиля «продувается» в аэродинамической трубе с целью исследования обтекаемости кузова и т.д.)
Научно-технические модели создаются для исследования процессов и явлений. Например, прибор для получения грозового электрического разряда или стенд для испытания бытовой техники.
Игровые модели – это военные, экономические, спортивные, деловые игры. Модели как бы репетируют поведение объекта в различных ситуациях, проигрывая их с учетом возможной реакции со стороны конкурента, союзника или противника. С помощью игровых моделей можно оказывать психологическую помощь больным, разрешать конфликтные ситуации, прививать ситуации успешности личности и т.д.
Имитационные модели не просто отражают реальность с той или иной степенью точности, а имитируют её. Эксперименты с моделью проводятся при разных исходных данных. По результатам исследования делаются выводы., те. Своеобразный метод проб и ошибок в поиске правильного решения.
Следующая классификация моделей происходит по способу их представления. (см. приложение 4)
По способу представления модели разделяются на материальные и абстрактные.
Материальные модели воспроизводят геометрические и физические свойства оригинала и всегда имеют реальное воплощение (глобус, детские игрушки, макеты машин, самолетов, ракет и т.д.)
Абстрактные модели – основу таких моделей составляет информация, а такой тип моделирования реализует теоретический метод познания окружающей действительности. В свою очередь абстрактные модели имеют свою внутреннюю классификацию (см. приложение 4) и делятся на
- мысленные и вербальные
- информационные
Мысленные модели формируются в воображении человека в результате раздумий, умозаключений, иногда в виде некоторого образа.
Вербальные модели. Мысленная модель может быть выражена в разговорной форме в этом случае она часто называется вербальный (от лат. Verbalis - устный). Вербальную модель человек использует для передачи своих мыслей другим.
Информационные модели – совокупность информации, характеризующей свойства и состояния объекта, процесса, явления, а также его взаимосвязь с внешним миром.
Как уже упоминалась, одна из классификаций связана с фактором времени (см. приложение 5). Модели можно разделить на статистические и динамические по тому, как отражается в них динамика происходящих процессов.
Статистическая модель – это единовременный срез информации по данному объекту.
Динамическая модель - это картина изменения объекта во времени
Можно классифицировать модели и по тому, «к какой отрасли» знаний или деятельности человека они относятся:
- биологической;
- социологической;
- экономической;
- исторической;
- географической
- и т.п.
Итак, мы познакомились с основными принципами классификации и прежде чем перейти к закреплению нового материала проведем с вами небольшую релаксацию (см. приложение 6)
5. Закрепление изученного материала
Для закрепления изученного материала вы выполните тест (работа выполняется на компьютерах, текст см. приложение 7)
6. Домашнее задание
- в учебнике с.116-128,
- составить знаковую модель – схему местности, примыкающей к вашему дому.
8. Подведение итогов
Изучив эту тему мы с вами узнали:
- что может служить основанием для классификации моделей;
- как классифицируется модели по области использования;
- как классифицируются модели по способу представления;
- каковы формы представления информационных данных.
- Ребята, у вас на столах лежат рожицы: веселая и грустная (недовольная). Поднимите сейчас ту рожицу, которая соответствует вашему настроению, с которым вы заходили на урок.
- Хорошо. А теперь поднимите рожицы, соответствующие вашему настроению после урока.
Объявление оценок за устные ответы.
- Спасибо за урок.
Для достижения общеобразовательной, воспитательной и развивающей целей применялись следующие формы, средства и приемы обучения: устный индивидуальный и фронтальный опросы, беседа, рассказ, методы самостоятельной работы. Наглядные методы развивают наглядно – образное мышление, эмоции, познавательный интерес учащихся. Смена видов деятельности предусматривала движение ученической мысли от легкого известного к более сложному материалу, создание психологической атмосферы урока, способствующей сотрудничеству учеников с учителем и друг с другом. Оформление урока наглядным материалом способствовало воспитанию культуры учебного труда. Темп урока выбран так, что позволило каждому ученику чувствовать себя комфортно, работать спокойно и все успевать, проявляя при этом стабильный интерес к занятию. На уроке применялись здоровьесберегающие технологии, что уменьшило утомляемость учащихся на занятии. Урок носил развивающий характер, как в коммуникативной, так и в творческой, и в познавательной сферах.
Список использованной литературы
1. Босова Л. Л. Информатика: Учебник для 5 класса. Изд. 2-е, испр. / Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 159с.: ил.
2. Босова Л. Л. Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. 256с.: ил.
3. Макарова Н. В. Информатика и ИКТ. Учебник для 8-9-х классов. – СПб.: Питер, 2008. – 160с.:ил.
4. С.Н. Тур, Т.П. Бокучава «Первые шаги в мире информатики». Методическое пособие для учителей 5-6 классов. – С-Пб.: Изд-во «БХВ-Петербург». 2005
5. С.Н. Тур, Т.П. Бокучава «Первые шаги в мире информатики». Методическое пособие для учителей 9-х классов. – С-Пб.: Изд-во «БХВ-Петербург». 2005