Разработка урока по теме "Классификация моделей"

Разделы: Информатика


Цели:

  1. Общеобразовательная - научить различать виды различных моделей, их классификацию, уметь приводить примеры различных моделей, классифицировать их по различным признакам
  2. Развивающая - формировать целостное восприятие окружающего мира, развивать информационное видение явлений и процессов окружающего мира при изучении моделей
  3. Воспитательная - формировать познавательный интерес школьников, формировать креативное мышление при описании окружающей действительности различными субъектами информационно-коммуникационной среды.

Задачи:

  • познакомить учащихся с классификацией моделей по области использования и способу представления
  • сформировать у учащихся понятие необходимости различных классификаций моделей

Тип урока: изучение нового материала

Методы: наглядные, практические, объяснительно-иллюстративные.

Вид урока: комбинированный

Приемы обучения: инструктивно-практический, объяснительно-побуждающий, диалогический.

Метод опроса: практический у ПК

Вид опроса: комбинированный (устный, практический)

Технологии: ИКТ, здоровьсберегающие, дифференцированный подход.

Реализация основной дидактической цели урока:

  • проверка качества ЗУН осуществляется на каждом этапе урока выборочно, а в конце урока при выполнении тестовой работы – у каждого ученика;
  • дифференцированный подход к учащимся проходит на этапе самостоятельной работы за компьютером, при проверке полученных ранее знаний

Структура урока:

  • организационный момент;
  • актуализация полученных ранее знаний;
  • подготовка к восприятию нового материала;
  • объяснение нового материала;
  • релаксация;
  • закрепление
  • д/з
  • подведение итогов

Оборудование: ПК, операционная система Windows 2003 (2007), лицензионный пакет MS Offise, конспект, схемы, плакаты, файл Тест.doc,

Ход урока

1. Организационный момент

- приветствие;

- порядок;

- перекличка;

- объявление темы;

- цели урока;

- задачи урока

2. Актуализация полученных ранее знаний

(работа с классом – опрос + индивидуальные карточки)

Вопросы к классу (по материалу прошлых уроков):

1) Что такое модель?

2) Что понимают  под моделированием?

3) Что понимается под описательными, натурными и  знаковыми моделями?

4) Приведите примеры описательных, натурных и знаковых моделей.

Индивидуальные карточки (см. приложение 1)

3. Подготовка к восприятию нового материала

Выступление учителя:

 «Знаете ли вы, что в  бурное  для астрономии время  – в XIII веке, когда в эпоху Возрождения в школе навигаторов Альфонсо Х Кастильского были составлены таблицы для предсказания движения небесных тел, которые предположили движение Солнца и планет вокруг Земли, появился Тихо Браге? Великий наблюдатель звездного неба, чьи поразительные точные наблюдения и изменения послужили основой для открытий Кеплера и последующих объяснений Ньютона?

Датский астроном Тихо Браге (1546-1601) после 40 лет наблюдений создал таблицы движения всех известных в то время планет. Этими таблицами пользовались в течение долгого времени, однако и они давали приближенное описание, поскольку указывали положение планеты только в фиксированные моменты времени. Необходимо было найти более простые и вместе более общие формы законы движения планет. Перед своей смертью, находясь еще в сознании, Тихо Браге собрал вокруг себя близких, просил сохранить его труды и доверил одному из своих учеников, Иоганну Кемплеру, исправление и опубликование своих таблиц.

Говоря современным языком, и Коперник и Тихо Браге занимались моделированием, пытаясь построить модели движения планет Солнечной системы».[4]

4. Объяснение нового материала

Как правило, при подходе к классификации моделей учитывается:

- область их использования;

- способ представления;

- учет в модели временного фактора;

- отрасль знаний

Рассмотрим классификацию моделей по области использования. Для этого мы с вами рассмотрим модели некоторых объектов, и попытаемся определить, в какой сфере жизнедеятельности человека они используются (см. приложение 2).

Таким образом, просмотрев наглядный материал можно сделать вывод о том, что по области использования модели подразделяются на следующие категории (см. приложение 3).

Дадим подробную характеристику каждой категории:

- Учебные модели – это наглядные пособия (картины, таблицы, схемы …), различные тренажеры (клавиатурный тренажер, …), обучающие программы (мультимедийные обучающие программы для изучения иностранных языков, овладения компьютерными навыками, снятия стрессов, и др…)

Опытные модели – это уменьшенные или увеличенные копии проектированного объекта. Они используются для исследования объекта и прогнозирования его будущих характеристик (модель автомобиля «продувается» в аэродинамической трубе с целью исследования обтекаемости кузова и т.д.)

Научно-технические модели создаются для исследования процессов и явлений. Например, прибор для получения грозового электрического разряда или стенд для  испытания бытовой техники.

Игровые модели – это военные, экономические, спортивные, деловые игры. Модели как бы репетируют поведение объекта в различных ситуациях, проигрывая их с учетом возможной реакции со стороны конкурента, союзника или противника. С помощью игровых моделей можно оказывать психологическую помощь больным, разрешать конфликтные ситуации, прививать ситуации успешности личности и т.д.

Имитационные модели не просто отражают реальность с той или иной степенью точности, а имитируют её. Эксперименты с моделью проводятся при разных исходных данных. По результатам исследования делаются выводы., те. Своеобразный метод проб и ошибок в поиске правильного решения.

Следующая классификация моделей         происходит по способу их представления. (см. приложение 4)

По способу представления модели разделяются на материальные и абстрактные.

Материальные модели воспроизводят геометрические и физические свойства оригинала и всегда имеют реальное воплощение (глобус, детские игрушки, макеты машин, самолетов, ракет и т.д.)

Абстрактные модели – основу таких моделей составляет информация, а такой тип моделирования реализует теоретический метод познания окружающей действительности. В свою очередь абстрактные модели имеют свою внутреннюю классификацию (см. приложение 4) и делятся на

 - мысленные и вербальные

 - информационные

Мысленные модели формируются в воображении человека в результате раздумий, умозаключений, иногда в виде некоторого образа.

Вербальные модели. Мысленная модель может быть выражена в разговорной форме в этом случае она часто называется вербальный (от лат.  Verbalis - устный). Вербальную модель человек использует для передачи своих мыслей другим.

Информационные модели – совокупность информации, характеризующей свойства и состояния объекта, процесса, явления, а также его взаимосвязь с внешним миром.

     Как уже упоминалась, одна из классификаций связана с фактором времени (см. приложение 5).  Модели можно разделить на статистические и динамические по тому, как отражается в них динамика происходящих процессов.

Статистическая модель – это единовременный срез информации по данному объекту.

Динамическая модель  - это картина изменения объекта во времени

Можно классифицировать модели и по тому, «к какой отрасли» знаний или деятельности человека они относятся:

- биологической;

- социологической;

- экономической;

- исторической;

- географической

- и т.п.

Итак, мы познакомились с основными принципами классификации и прежде чем перейти к закреплению нового материала проведем с вами небольшую релаксацию (см. приложение 6)

5. Закрепление изученного материала

Для  закрепления изученного материала вы  выполните тест   (работа выполняется на компьютерах, текст  см. приложение 7)

6. Домашнее задание

- в учебнике с.116-128,

- составить знаковую модель – схему местности, примыкающей к вашему дому.

8. Подведение итогов

Изучив эту тему мы с вами узнали:

- что может служить основанием для классификации моделей;

- как классифицируется модели по области использования;

- как классифицируются модели по способу представления;

- каковы формы представления информационных данных.

- Ребята, у вас на столах лежат рожицы: веселая и грустная (недовольная). Поднимите сейчас ту рожицу, которая соответствует вашему настроению, с которым вы заходили на урок.

- Хорошо. А теперь поднимите рожицы, соответствующие вашему настроению  после урока.

Объявление оценок за устные ответы.

- Спасибо за урок.

Для достижения общеобразовательной, воспитательной и развивающей целей применялись следующие формы, средства и приемы обучения: устный индивидуальный и фронтальный опросы, беседа, рассказ, методы самостоятельной работы. Наглядные методы развивают наглядно – образное мышление, эмоции, познавательный интерес учащихся. Смена видов деятельности предусматривала движение ученической мысли от легкого известного к более сложному материалу, создание психологической атмосферы урока, способствующей сотрудничеству учеников с учителем и друг с другом. Оформление урока наглядным материалом способствовало воспитанию культуры учебного труда. Темп урока выбран так, что позволило каждому ученику чувствовать себя комфортно, работать спокойно и все успевать, проявляя при этом стабильный интерес к занятию.  На уроке применялись здоровьесберегающие технологии, что уменьшило утомляемость учащихся на занятии. Урок носил развивающий характер, как в коммуникативной, так и в творческой, и в познавательной сферах.

Список использованной литературы

1. Босова Л. Л. Информатика: Учебник для 5 класса. Изд. 2-е, испр. / Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 159с.: ил.

2. Босова Л. Л. Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. 256с.: ил.

3. Макарова Н. В. Информатика и ИКТ. Учебник для 8-9-х классов. – СПб.: Питер, 2008. – 160с.:ил.

4. С.Н. Тур, Т.П. Бокучава «Первые шаги в мире информатики». Методическое пособие для учителей 5-6 классов. – С-Пб.: Изд-во «БХВ-Петербург». 2005

5. С.Н. Тур, Т.П. Бокучава «Первые шаги в мире информатики». Методическое пособие для учителей 9-х классов. – С-Пб.: Изд-во «БХВ-Петербург». 2005