Урок ОБЖ в 5-м классе по теме "Как себя вести при встрече с собакой"

Разделы: ОБЖ


Цель урока: Изучение нового материала и формирование умений и навыков по поведению при встрече с собакой и оказанию первой доврачебной помощи при укусе собакой. Занятие проходит в форме объяснительно-иллюстративный беседы-диалога с элементами обсуждения.

Учебно-наглядный комплекс: тетради, учебник, памятка “Личная безопасность школьника”, компьютерная презентация.

Форма работы на занятии: групповая и индивидуальная.

Оборудования занятия:

1. Техническое обеспечение:

- персональный компьютер;
- мультимедийный проектор;

2. Программное обеспечение:

Microsoft Power Point, Word.

Задачи:

  • сформировать у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности;
  • формирование у учащихся практических навыков и умений поведения в экстремальных ситуациях на улице при встрече с собакой;
  • воспитывать у учащихся чувство стремления к здоровому образу жизни;
  • развивать умения учащихся соотносить свои желания и возможности.

Ход занятия

Этап урока Учитель Ученики
I этап: организационный. (1I) Организация начала урока. Готовятся к уроку (тетради, учебники, ручки, карандаши)
II этап: подготовка учащихся к усвоению нового материала. (71)

III этап: изучение нового материала.

(25I) 

Повторение пройденного материала прошлого урока: “Опасные ситуации. Откуда они берутся”.

Разгадываем сканворд – загадку (приложение 1).

Тема сегодняшнего урока: “Опасные ситуации на улице: Как себя вести при встрече с собакой” (приложение 2, слайд 1).

Итогом нашего урока будет проверочная работа по тестам. Поэтому я перед вами ставлю следующую задачу: “Внимательно прослушать материал урока, сделать в тетради необходимые записи и в результате урока правильно заполнить тесты”.

На основных понятиях по теме урока я буду останавливаться. Изучение нашей темы мы начнём с просмотра компьютерной презентации. После просмотра обсуждение.

1. В повседневной жизни нам встречаются не только опасные предметы, но и опасные животные.

Ознакомимся с некоторыми опасными породами собак (приложение 2, слайды 2-7). Это доберман-пинчер, ротвейлер, бультерьер, питбультерьер, овчарка и др.

2. Запомните это делать нельзя!

(приложение 2, слайды с 9 по 18)

  1. Трогать миску с пищей.
  2. Дразнить собаку едой...
  3. Отбирать еду и игрушки.
  4. Трогать щенков.
  5. Подходить к незнакомой собаке.
  6. Трогать спящую собаку.
  7. Разнимать дерущихся собак.
  8. Подходить к стаям бродячих собак.
  9. Дразнить собак.
  10. Не позволять кусать вас за руки.
  11. Смотреть в упор нападающей собаке.

3. Что делать, если на вас напала собака.

Самый верный способ защиты это бегство, но надо правильно оценить свои силы и возможности или защищаться подручными средствами (палка, зонт, камень и т.д.) и специальными средствами (отпугиватель собак, электрошокеры) (приложение 2, слайды 19).

4. Уязвимые места собаки (приложение 2, слайд 21).

Итак, вы себе пометили в тетради, какие породы собак могут быть опасными, что нельзя делать при встрече с собакой, как защититься, если на вас напала собака.

5.Какие места укуса наиболее опасны для человека.

Чем ближе участок к головному мозгу, тем хуже. То есть наименее опасны укусы в области ног (приложение 2, слайд 22).

После 1-го сообщения ответите на вопрос: чем опасен укус больной собаки?

6. Чем опасен укус больной собаки? Возможность заражения человека бешенством особо опасной инфекцией (приложение 2, слайд 23).

Бешенство – острая вирусная болезнь теплокровных животных и человека, характеризующаяся прогрессирующим поражением центральной нервной системы, смертельным для человека. Заражение происходит при укусе или ослюнении больным (бешеным) животным поврежденных кожных покровов. От человека вирус не передается. Основной источник: лисицы, волки, а также домашние животные: собаки, кошки и др.

Симптомы бешенства: угрюмость, раздражительность, пугливость, капризность, общее угнетенное состояние с отсутствием аппетита и одновременной склонностью грызть и с жадностью заглатывать несъедобные предметы (землю, камни), рвать зубами обувь и свою подстилку. Собака болезненно реагирует на световые раздражители, ее походка становится нетвердой, растет беспричинная агрессивность, стремление укусить или, напротив, убежать и спрятаться, время от времени она издает странный лай с подвыванием, постоянно текущая из пасти слюна. Кончается все это параличом задней части тела и нижней челюсти.

Оценка 1-ому докладчику и ответ на вопрос.

После 2-го сообщения ответите на вопрос: что делать, если укусила собака.

7. Что делать, если укусила собака (приложение 2, слайды 24).

  • Немедленно промыть место укуса мылом. Мыть надо довольно интенсивно, в течение 10 минут. Глубокие раны рекомендуется промывать струей мыльной воды, например, с помощью шприца или катетера. Не нужно прижигать раны или накладывать швы.
  • Обработать рану перекисью водорода или йодом.
  • Обратиться к врачу.
  • Задержать собаку.
  • Или узнать адрес хозяина.
  • Выяснить привита ли собака от бешенства.

Оценка 2-ому докладчику и ответ на вопрос.

8. Рекомендации для тех, у кого есть не только собаки (приложение 2, слайд 25).

- Выгуливать в наморднике.
- Не допускать контакта с больными животными.
- Домашней собаке или кошке сделать прививку от бешенства.

Оценка 3-ему докладчику и ответ на вопрос: почему домашней собаке надо делать прививки.

9. Собаки на службе у человека (приложение 2, слайды 26-28).

 

Оценка 4-ому докладчику и ответ на вопрос: почему в честь собак ставят памятники.

10. Памятники собакам (приложение 2, слайд 29).

Собирательный образ собаки - героя Первой мировой войны. Бронзовая овчарка с сумкой Красного креста на груди.

"Посвящается памяти военных собак. Воздвигнут на средства, собранные любителями собак в честь верного друга человека, служившего ему на полях сражений 1914-1918 г.г."

Оценка 5-му докладчику и ответ на вопрос: Почему в честь собак поставлено так много памятников в различных странах.

11. Обзор литературы по данной теме: Книги о собаках” (приложение 2, слайд 30).

 

12. П А М Я Т К А (на столах учащихся) (приложение 3).

 

 

Запись в тетради даты и темы урока.

 

 

 


Просмотр компьютерной презентации. Ответ на вопрос: “Какие чувства у вас возникли при просмотре этих слайдов?)

Слушают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1-е сообщение Учащийся рассказывает о заболевании – бешенство.

Запись в тетрадь (выделенное жирным шрифтом)

 

 

Слушают, делают необходимые записи в тетради.

 

 

 

2-е сообщение. Учащийся рассказывает об оказании доврачебной помощи, если укусила собака.

Слушают, делают необходимые записи в тетради (выделенное жирным шрифтом)

 

 

3-е сообщение.

Учащийся рассказывает о памятниках, поставленным собакам в различных странах.

 

4-е сообщение.

Учащийся рассказывает о том, где и как используется собака для службы человеку.

5 - е сообщение.

Учащийся рассказывает в каких городах и странах поставлены памятники собакам.

 

 


Обзор литературы по данной теме делает учащийся или библиотекарь.

Памятку самостоятельно читают и вклеивают в тетрадь, т.к. она выдана всем на отдельных листках.

IV этап:

Первичное закрепление знаний. (7I)

Работа с тестами по пройденной теме: “Как себя вести при встрече с собакой”. (Приложение 4)

Можно предложить тесты в бумажном варианте и компьютерном варианте.

Ответы на тесты. Взаимопроверка (если тесты в бумажном варианте).
V этап:

Итог урока. (3I)

Учитель подводит итог урока (приложение 1, слайд 38), выставляет оценки. Задают вопросы по теме учителю.
VI этап:

Информация о домашнем задании. (2I)

Выучить записи в тетради.

Ознакомить семью с памяткой: “Как себя вести при встрече с собакой”.

Записывают в дневник и тетрадь.

Список используемой литературы:

  1. Кузнецов М.И., Латчук В.Н., “Личная безопасность школьника”. Москва, “ЭНАС”, 2005 год.
  2. Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т., учебник “Основы безопасности жизнедеятельности”, Москва, АСТ, 2007 год.
  3. Максиняева М.Р. “Занятия по ОБЖ с младшими школьниками”, Москва “Сфера”, 2004 год
  4. Популярная медицинская энциклопедия, Москва, 2003 год.