Цель урока: Изучение нового материала и формирование умений и навыков по поведению при встрече с собакой и оказанию первой доврачебной помощи при укусе собакой. Занятие проходит в форме объяснительно-иллюстративный беседы-диалога с элементами обсуждения.
Учебно-наглядный комплекс: тетради, учебник, памятка “Личная безопасность школьника”, компьютерная презентация.
Форма работы на занятии: групповая и индивидуальная.
Оборудования занятия:
1. Техническое обеспечение:
- персональный компьютер;
- мультимедийный проектор;
2. Программное обеспечение:
Microsoft Power Point, Word.
Задачи:
- сформировать у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности;
- формирование у учащихся практических навыков и умений поведения в экстремальных ситуациях на улице при встрече с собакой;
- воспитывать у учащихся чувство стремления к здоровому образу жизни;
- развивать умения учащихся соотносить свои желания и возможности.
Ход занятия
Этап урока | Учитель | Ученики |
I этап: организационный. (1I) | Организация начала урока. | Готовятся к уроку (тетради, учебники, ручки, карандаши) |
II этап: подготовка учащихся к усвоению
нового материала. (71) III этап: изучение нового материала. (25I) |
Повторение пройденного материала
прошлого урока: “Опасные ситуации. Откуда они
берутся”. Разгадываем сканворд – загадку (приложение 1). Тема сегодняшнего урока: “Опасные ситуации на улице: Как себя вести при встрече с собакой” (приложение 2, слайд 1). Итогом нашего урока будет проверочная работа по тестам. Поэтому я перед вами ставлю следующую задачу: “Внимательно прослушать материал урока, сделать в тетради необходимые записи и в результате урока правильно заполнить тесты”. На основных понятиях по теме урока я буду останавливаться. Изучение нашей темы мы начнём с просмотра компьютерной презентации. После просмотра обсуждение. 1. В повседневной жизни нам встречаются не только опасные предметы, но и опасные животные. Ознакомимся с некоторыми опасными породами собак (приложение 2, слайды 2-7). Это доберман-пинчер, ротвейлер, бультерьер, питбультерьер, овчарка и др. 2. Запомните это делать нельзя! (приложение 2, слайды с 9 по 18)
3. Что делать, если на вас напала собака. Самый верный способ защиты это бегство, но надо правильно оценить свои силы и возможности или защищаться подручными средствами (палка, зонт, камень и т.д.) и специальными средствами (отпугиватель собак, электрошокеры) (приложение 2, слайды 19). 4. Уязвимые места собаки (приложение 2, слайд 21). Итак, вы себе пометили в тетради, какие породы собак могут быть опасными, что нельзя делать при встрече с собакой, как защититься, если на вас напала собака. 5.Какие места укуса наиболее опасны для человека. Чем ближе участок к головному мозгу, тем хуже. То есть наименее опасны укусы в области ног (приложение 2, слайд 22). После 1-го сообщения ответите на вопрос: чем опасен укус больной собаки? 6. Чем опасен укус больной собаки? Возможность заражения человека бешенством особо опасной инфекцией (приложение 2, слайд 23). Бешенство – острая вирусная болезнь теплокровных животных и человека, характеризующаяся прогрессирующим поражением центральной нервной системы, смертельным для человека. Заражение происходит при укусе или ослюнении больным (бешеным) животным поврежденных кожных покровов. От человека вирус не передается. Основной источник: лисицы, волки, а также домашние животные: собаки, кошки и др. Симптомы бешенства: угрюмость, раздражительность, пугливость, капризность, общее угнетенное состояние с отсутствием аппетита и одновременной склонностью грызть и с жадностью заглатывать несъедобные предметы (землю, камни), рвать зубами обувь и свою подстилку. Собака болезненно реагирует на световые раздражители, ее походка становится нетвердой, растет беспричинная агрессивность, стремление укусить или, напротив, убежать и спрятаться, время от времени она издает странный лай с подвыванием, постоянно текущая из пасти слюна. Кончается все это параличом задней части тела и нижней челюсти. Оценка 1-ому докладчику и ответ на вопрос. После 2-го сообщения ответите на вопрос: что делать, если укусила собака. 7. Что делать, если укусила собака (приложение 2, слайды 24).
Оценка 2-ому докладчику и ответ на вопрос. 8. Рекомендации для тех, у кого есть не только собаки (приложение 2, слайд 25). - Выгуливать в наморднике. Оценка 3-ему докладчику и ответ на вопрос: почему домашней собаке надо делать прививки. 9. Собаки на службе у человека (приложение 2, слайды 26-28).
Оценка 4-ому докладчику и ответ на вопрос: почему в честь собак ставят памятники. 10. Памятники собакам (приложение 2, слайд 29). Собирательный образ собаки - героя Первой мировой войны. Бронзовая овчарка с сумкой Красного креста на груди. "Посвящается памяти военных собак. Воздвигнут на средства, собранные любителями собак в честь верного друга человека, служившего ему на полях сражений 1914-1918 г.г." Оценка 5-му докладчику и ответ на вопрос: Почему в честь собак поставлено так много памятников в различных странах. 11. Обзор литературы по данной теме: “Книги о собаках” (приложение 2, слайд 30).
12. П А М Я Т К А (на столах учащихся) (приложение 3). |
Запись в тетради даты и темы урока.
Слушают.
1-е сообщение Учащийся рассказывает о заболевании – бешенство. Запись в тетрадь (выделенное жирным шрифтом)
Слушают, делают необходимые записи в тетради.
2-е сообщение. Учащийся рассказывает об оказании доврачебной помощи, если укусила собака. Слушают, делают необходимые записи в тетради (выделенное жирным шрифтом)
3-е сообщение. Учащийся рассказывает о памятниках, поставленным собакам в различных странах.
4-е сообщение. Учащийся рассказывает о том, где и как используется собака для службы человеку. 5 - е сообщение. Учащийся рассказывает в каких городах и странах поставлены памятники собакам.
Памятку самостоятельно читают и вклеивают в тетрадь, т.к. она выдана всем на отдельных листках. |
IV этап: Первичное закрепление знаний. (7I) |
Работа с тестами по пройденной теме:
“Как себя вести при встрече с собакой”. (Приложение 4) Можно предложить тесты в бумажном варианте и компьютерном варианте. |
Ответы на тесты. Взаимопроверка (если тесты в бумажном варианте). |
V этап: Итог урока. (3I) |
Учитель подводит итог урока (приложение 1, слайд 38), выставляет оценки. | Задают вопросы по теме учителю. |
VI этап: Информация о домашнем задании. (2I) |
Выучить записи в тетради. Ознакомить семью с памяткой: “Как себя вести при встрече с собакой”. |
Записывают в дневник и тетрадь. |
Список используемой литературы:
- Кузнецов М.И., Латчук В.Н., “Личная безопасность школьника”. Москва, “ЭНАС”, 2005 год.
- Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т., учебник “Основы безопасности жизнедеятельности”, Москва, АСТ, 2007 год.
- Максиняева М.Р. “Занятия по ОБЖ с младшими школьниками”, Москва “Сфера”, 2004 год
- Популярная медицинская энциклопедия, Москва, 2003 год.