План урока русского языка в 7-м классе по теме "Понятие о причастии"

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Цели:

  • Познакомить с особой формой глагола – причастием;
  • Показать особенности грамматического значения (совмещение признаков глаголаи прилагательного);
  • Научить отличать причастие от других частей речи по морфемным признакам;
  • Развивать умение правильно строить высказывание, вычленять главное в речи учителя.

Оборудование: иллюстрации к теме (изображение Страны Морфологии, Королевы Морфологии, Причастие - мальчик), раздаточный материал.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания. (На предыдущем уроке повторяли изученное о глаголе в5-6 классах, 2 ученика выполняют морфологический разбор глаголов из домашнего упражнения).

2. Синтаксическая пятиминутка, которая позволит перейти к новой теме.

Выполните синтаксический разбор предложения.

Перед закатом к измученному и продрогшему Ивашке, который сушил грязную одежду возле горячего камня, пришёл старик.

- У каких слов затруднились определить морфологическую принадлежность?

ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ УРОКА.

3. Введение нового материала.

Я предполагала, что у Вас возникнут затруднения, и вчера вечером отправилась в страну Морфологию к нашей доброй знакомой Королеве Морфологии.

- Помогите, Ваше Величество, моим детям разобраться, какой частью речи являются слова ИЗМУЧЕННЫЙ и ПРОДРОГШИЙ.

Королева любезно согласилась:

- Я расскажу Вам сказку. Если дети найдут в сказке главное, то они с легкостью ответят на этот вопрос.

Вот эта сказка.

Встретились как-то Глагол “ВИДЕТЬ” и Прилагательное “ВИДНЫЙ”.

- Редко видимся, – сказал грустно глагол.
- А всё потому, что не работаем вместе, – вздохнуло прилагательное. – Ты Именами Существительными управляешь, да Наречия к тебе охотно примыкают.
- Это верно, – подтвердил Глагол. – И ты всё с Существительные определяешь, согласуешься с ними, а про меня, наверное, не вспоминаешь.
- Забывать друг о друге нельзя: ведь мы, Части Речи, одному делу служим, - сказало Прилагательное и вдруг предложило:
- Давай нарисуем общий портрет…
- Это как? – не понял глагол.
- А так: я нарисую половину моего портрета, а ты – своего. Соединим – получится общий портрет, будем мы на него смотреть и вспоминать друг друга.

Так и сделали: взял Глагол карандаши, а Прилагательное – краски, и вот какой портрет нарисовали.

(Открыть часть доски, на которой нарисована мордашка и подписано “ВИДЯЩИЙ”. По ходу дальнейшего рассказа ученики определяют вид, время.)

Отошли в сторонку, любуются. А портрет-то возьми и заговори:

- Примите меня, – говорит он Глаголу, – в свою семью: я даже ВИД имею?
- Но ты ведь обозначаешь признак предмета, – засомневалось Прилагательное, – как я тебя отпущу?
- Признак, да не простой, – возразил портрет, – а протекающий во времени и обозначаю я ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА ПО ДЕЙСТВИЮ.

- Подумали, посовещались Глагол и Прилагательное и решили поступить по-товарищески: пусть новая форма считается глагольной, но неспрягаемой. И назвали её – ПРИЧАСТИЕ – так как по своему лексическому значению она “сопричастна” и глаголу и прилагательному. Потом они дали определение новой форме. (Попробуйте сформулировать определение)

Причастие – это неспрягаемая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопрос КАКОЙ?

Глагол дал Причастию свои признаки: ВИД, ВРЕМЯ, а Прилагательное – РОД, ЧИСЛО, ПАДЕЖ, СКЛОНЕНИЕ, и позволило ему согласоваться с существительными.

(Что это значит?)

Причесали они новую форму и в таком виде представили Королеве Морфологии. Она осталась довольна новым подданным.

- Теперь вы можете сказать, какой частью речи являются слова “ИЗМУЧЕННЫЙ” и “ПРОДРОГШИЙ”? Докажите это. Найдите признаки Глагола и Прилагательного.
- Что же обозначает Причастие как часть речи?
- Какие признаки подарил Глагол, а какие Прилагательное?
- Каким членом предложения является в данном случае причастие?

Когда я собиралась уходить от Королевы Морфологии, она отвела меня в сторону и очень тихо, чтоб никто не услышал, сказала:

- Знаете, мне непонятно, как Глагол и Прилагательное образовали Причастие, при помощи каких морфем? А ведь я Королева, мне стыдно не знать, что происходит в королевстве. Не помогут ли Ваши дети???

Королева дала мне лист, он перед вами. (Раздается на каждую парту.)

РАСТУЩИЙ ЧИТАВШИЙ
ГОВОРЯЩИЙ НЁСШИЙ
ЧИТАЕМЫЙ УВИДЕННЫЙ
НЕСОМЫЙ ПРИВЕЗЁННЫЙ
ЗАТЯНУТЫЙ

- Мне непонятно, почему Королева написала слова в два столбика?
- Что это значит?
- Если Причастие обозначает признак предмета по действию, то от какой части речи мы будем его образовывать?
- При помощи каких морфем образуются причастия настоящего времени? Прошедшего?

4. Первичное закрепление.

- Какая часть речи называется причастием?
- (Каждому раздается напечатанный текст, в котором они выполняют часть работы)

Прочитайте текст. Найдите причастия по морфемным признакам. Назовите глаголы, от которых они образованы. Выпишите причастия вместе с существительными, к которым они относятся. Выделите суффиксы. Укажите время.

Книга – это духовное завещание одного поколения другому; совет умирающего старца юноше, начинающему жить; приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место. Вся жизнь последовательно осела в книге: племена, люди, государства; в ней кристаллизовались все учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшие сердца; в неё записана та огромная исповедь бурной жизни человечества, та огромная автобиография, которая называется всемирной историей.

(А.И.Герцен)

- Запишите однокоренные слова. Найдите среди них только причастия. Выделите корень и суффикс, укажите время.

А. Мудрый, мудрейший, помудревший, умудренный.
Б. Красноватый, краснеющий, покрасневший, красный.
В. Крепнущий, крепкий, крепчайший, укрепительный.
Г. Сберегательный, бережный, оберегаемый, прибереженный.

5. Подведение итогов.

- С какой частью речи сегодня познакомились?
- Признаки каких частей речи совмещены в причастии?
- Что общего у причастия и прилагательного? У причастия и глагола?
- Какова синтаксическая роль причастия?

6. Задание на дом: выучить определение причастия, суффиксы причастия, в упражнении выделить суффиксы, определить время.

При подготовке к уроку использовалась книга: И.И.Постникова, Н.Д.Дизенко Занимательные рассказы о частях речи.