Цели:
- Познакомить с особой формой глагола – причастием;
- Показать особенности грамматического значения (совмещение признаков глаголаи прилагательного);
- Научить отличать причастие от других частей речи по морфемным признакам;
- Развивать умение правильно строить высказывание, вычленять главное в речи учителя.
Оборудование: иллюстрации к теме (изображение Страны Морфологии, Королевы Морфологии, Причастие - мальчик), раздаточный материал.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания. (На предыдущем уроке повторяли изученное о глаголе в5-6 классах, 2 ученика выполняют морфологический разбор глаголов из домашнего упражнения).
2. Синтаксическая пятиминутка, которая позволит перейти к новой теме.
Выполните синтаксический разбор предложения.
Перед закатом к измученному и продрогшему Ивашке, который сушил грязную одежду возле горячего камня, пришёл старик.
- У каких слов затруднились определить морфологическую принадлежность?
ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ УРОКА.
3. Введение нового материала.
Я предполагала, что у Вас возникнут затруднения, и вчера вечером отправилась в страну Морфологию к нашей доброй знакомой Королеве Морфологии.
- Помогите, Ваше Величество, моим детям разобраться, какой частью речи являются слова ИЗМУЧЕННЫЙ и ПРОДРОГШИЙ.
Королева любезно согласилась:
- Я расскажу Вам сказку. Если дети найдут в сказке главное, то они с легкостью ответят на этот вопрос.
Вот эта сказка.
Встретились как-то Глагол “ВИДЕТЬ” и Прилагательное “ВИДНЫЙ”.
- Редко видимся, – сказал грустно глагол.
- А всё потому, что не работаем вместе, –
вздохнуло прилагательное. – Ты Именами
Существительными управляешь, да Наречия к тебе
охотно примыкают.
- Это верно, – подтвердил Глагол. – И ты всё с
Существительные определяешь, согласуешься с
ними, а про меня, наверное, не вспоминаешь.
- Забывать друг о друге нельзя: ведь мы, Части
Речи, одному делу служим, - сказало
Прилагательное и вдруг предложило:
- Давай нарисуем общий портрет…
- Это как? – не понял глагол.
- А так: я нарисую половину моего портрета, а ты –
своего. Соединим – получится общий портрет,
будем мы на него смотреть и вспоминать друг
друга.
Так и сделали: взял Глагол карандаши, а Прилагательное – краски, и вот какой портрет нарисовали.
(Открыть часть доски, на которой нарисована мордашка и подписано “ВИДЯЩИЙ”. По ходу дальнейшего рассказа ученики определяют вид, время.)
Отошли в сторонку, любуются. А портрет-то возьми и заговори:
- Примите меня, – говорит он Глаголу, – в свою
семью: я даже ВИД имею?
- Но ты ведь обозначаешь признак предмета, –
засомневалось Прилагательное, – как я тебя
отпущу?
- Признак, да не простой, – возразил портрет, – а
протекающий во времени и обозначаю я ПРИЗНАК
ПРЕДМЕТА ПО ДЕЙСТВИЮ.
- Подумали, посовещались Глагол и Прилагательное и решили поступить по-товарищески: пусть новая форма считается глагольной, но неспрягаемой. И назвали её – ПРИЧАСТИЕ – так как по своему лексическому значению она “сопричастна” и глаголу и прилагательному. Потом они дали определение новой форме. (Попробуйте сформулировать определение)
Причастие – это неспрягаемая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопрос КАКОЙ?
Глагол дал Причастию свои признаки: ВИД, ВРЕМЯ, а Прилагательное – РОД, ЧИСЛО, ПАДЕЖ, СКЛОНЕНИЕ, и позволило ему согласоваться с существительными.
(Что это значит?)
Причесали они новую форму и в таком виде представили Королеве Морфологии. Она осталась довольна новым подданным.
- Теперь вы можете сказать, какой частью речи
являются слова “ИЗМУЧЕННЫЙ” и “ПРОДРОГШИЙ”?
Докажите это. Найдите признаки Глагола и
Прилагательного.
- Что же обозначает Причастие как часть речи?
- Какие признаки подарил Глагол, а какие
Прилагательное?
- Каким членом предложения является в данном
случае причастие?
Когда я собиралась уходить от Королевы Морфологии, она отвела меня в сторону и очень тихо, чтоб никто не услышал, сказала:
- Знаете, мне непонятно, как Глагол и Прилагательное образовали Причастие, при помощи каких морфем? А ведь я Королева, мне стыдно не знать, что происходит в королевстве. Не помогут ли Ваши дети???
Королева дала мне лист, он перед вами. (Раздается на каждую парту.)
РАСТУЩИЙ | ЧИТАВШИЙ |
ГОВОРЯЩИЙ | НЁСШИЙ |
ЧИТАЕМЫЙ | УВИДЕННЫЙ |
НЕСОМЫЙ | ПРИВЕЗЁННЫЙ |
ЗАТЯНУТЫЙ |
- Мне непонятно, почему Королева написала слова
в два столбика?
- Что это значит?
- Если Причастие обозначает признак предмета по
действию, то от какой части речи мы будем его
образовывать?
- При помощи каких морфем образуются причастия
настоящего времени? Прошедшего?
4. Первичное закрепление.
- Какая часть речи называется причастием?
- (Каждому раздается напечатанный текст, в
котором они выполняют часть работы)
Прочитайте текст. Найдите причастия по морфемным признакам. Назовите глаголы, от которых они образованы. Выпишите причастия вместе с существительными, к которым они относятся. Выделите суффиксы. Укажите время.
Книга – это духовное завещание одного поколения другому; совет умирающего старца юноше, начинающему жить; приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место. Вся жизнь последовательно осела в книге: племена, люди, государства; в ней кристаллизовались все учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшие сердца; в неё записана та огромная исповедь бурной жизни человечества, та огромная автобиография, которая называется всемирной историей.
(А.И.Герцен)
- Запишите однокоренные слова. Найдите среди них только причастия. Выделите корень и суффикс, укажите время.
А. Мудрый, мудрейший, помудревший, умудренный.
Б. Красноватый, краснеющий, покрасневший,
красный.
В. Крепнущий, крепкий, крепчайший, укрепительный.
Г. Сберегательный, бережный, оберегаемый,
прибереженный.
5. Подведение итогов.
- С какой частью речи сегодня познакомились?
- Признаки каких частей речи совмещены в
причастии?
- Что общего у причастия и прилагательного? У
причастия и глагола?
- Какова синтаксическая роль причастия?
6. Задание на дом: выучить определение причастия, суффиксы причастия, в упражнении выделить суффиксы, определить время.
При подготовке к уроку использовалась книга: И.И.Постникова, Н.Д.Дизенко Занимательные рассказы о частях речи.