Обобщающий урок математики в 7-м классе по теме "Решение текстовых задач"

Разделы: Математика


Цели: продолжить  формирование  практических  умений  и  навыков  решения  текстовых  задач  алгебраическим  методом;  развивать  навыки  самостоятельной  работы.

Оборудование: компьютер, мультимедийный   проектор, презентация  данного  урока (см. Приложение 1).

Ход  урока

«Что  значит  владение  математикой?
Это есть  умение  решать  задачи , причем  не  только  стандартные , но  и  требующие  известной  независимости  мышления , здравого  смысла , оригинальности , изобретательности .»
Д. Пойа.

1. Организационный  момент (2 мин.) (Слайд № 1)

2.  Актуализация  опорных  знаний (Слайд № 2)

Сегодня на  уроке  мы  будем  решать  текстовые  задачи  алгебраическим  методом, поэтому  нам  понадобятся  знания  из  теории  уравнений.

Вопросы:

1. Что  называется  корнем  уравнения?

2. Что  значит  «решить  уравнение»?

3. Сформулируйте  два  основных  правила  преобразования  уравнений.

4. Что  значит  «решить  задачу  алгебраическим  методом»?

3. Формирование  умений  и  навыков

Коллектив  учащихся  делится  на  группы,  одинаковые  по  уровню  знаний.     Группам  предлагаются  задачи , различающиеся  по  уровню  сложности.

Задачи   № 1 -  I  уровня.

Задачи   № 2 - III  уровня.

Задачи  № 3 – II  уровня .

В процессе  решения  задач  учитель  обязательно  консультирует  учащихся  по  интересующим  их  вопросам.

Учащиеся  в  группах  работают  следующим  образом.

1. Каждая  группа  решает  предложенную им  задачу  за  определенное  время.

2. По истечению  времени  учитель вызывает  из  каждой  группы  по  ученику  к  доске, которые показывают  решения  своих задач , делая  краткие  записи  на доске.

3. Решения  всех  предложенных  задач  должны  быть  записаны  у  всех  в  тетрадях.

Итак,  теорию  повторили. Приступаем  к  практике.

Решите  задачи  с  помощью  уравнений   ( Слайд № 3)

Задача  № 1.  Одно  из  чисел второе больше  второго, а  разность  этих  чисел  равна  56. Найдите  большее  из этих  чисел.

Задача  № 2.  На  турбазе  имеются  палатки  и  домики ; всего  их  25.  В  каждом  домике  живут  4 человека , а  в  каждой  палатке  2  человека. Сколько  на  турбазе  палаток  и  сколько  домиков, если  на  турбазе  отдыхают  70  человек.

Задача  № 3.  Андрей  старше Олега  на  4  года , а  Олег  старше Бориса  в  1,5  раза.  Вместе  им  36  лет.  Сколько  лет  каждому  из  них ?

Решение  № 1

Пусть  х – первое  число ,тогда 3х – второе  число.

Имеем  уравнение:  3х –х=56.

Ответ:  84

Решение  № 2

Пусть  было  х  домиков ,тогда  палаток  было (25-х).

4х чел.- в   домиках , а  2(25-х) чел. – в  палатках. Имеем  уравнение:

4х  + 2(25-х) =70.

Ответ:  10 домиков,  15 палаток .

Решение   № 3

Пусть  х лет –Борису , тогда  1,5х лет – Олегу ,а  (1,5х+4)лет-      Андрею.   Составляем  уравнение :

Х + 1,5х + ( 1,5х + 4) =36.

Ответ:  8лет ;  12 лет ;  16 лет.

Решите  задачи  алгебраическим  методом  ( Слайд №  4 )

Задача  № 1 . Ученик  прочитал  144 страницы , что  составляет  36%  числа  всех  страниц  в  книге.  Сколько  страниц  в  книге ? [ 400 стр.]

Задача   № 2. Катер  проплывает  некоторое  расстояние  по  озеру  за  4 часа , а по  течению  реки  - за  3 часа.  Сколько  времени  потребуется  плоту  на  такое  же  расстояние?

Задача  № 3.  После  повышения  цены  на  20%  товар  стал  стоить  96 руб. .  Определите  стоимость  товара  до  повышения  цены. 

 Решение  № 2:   Пусть  х км.- все  расстояние.

1)  ( км/ч)  -скорость  катера  по  течению.

2)  ( км/ч) –скорость  катера  по  озеру.

3) (км/ч) – скорость  течения  реки.

4) = 12 (ч) –потребуется  плоту  на  такое  же  расстояние .

Ответ:  12 ч.

Решение №3

Пусть первоначальная  стоимость  товара  х руб.

20%- 0,2  тогда  товар  повысили на 0,2х руб.  Имеем  уравнение :

х + 0,2х = 96.

Ответ:  80 руб.  стоил товар.

Решите  задачу  арифметическим  и  алгебраическим  методом ( Слайд № 5 )

Задача. Из корзины отсыпали половину орехов, потом еще половину остатка, затем половину нового остатка и, наконец, половину следующего остатка. После этого в корзине осталось 10 орехов. Сколько орехов было в корзине первоначально?

Арифметический способ.  (Слайд № 6 )

Решать задачу будем «с конца». Трудность в том, чтобы не ошибиться в числе удвоений. Помощь в этом может оказать рисунок.

Решение.

В  корзине  осталось  10 орехов.  Перед  этим  в  ней  оставалось 20 орехов.  На  предыдущем  шаге  оставалось  40 орехов.  До  этого  80 орехов.  И  наконец, первоначально  было  160 орехов.

Ответ:  160  орехов.

Алгебраический  метод.  (Слайд № 7 )

Решение  задачи  алгебраическим  методом  будем  записывать  в  виде  таблицы.

По условию  задачи  осталось  10 орехов. Составим уравнение:

х : 16 = 10

х =160

Ответ:  160 орехов.

Вопрос.  Каким же  способом  легче  было  решить  эту  задачу?

4.  Подведение  итогов.  (Слайд № 8 )

Учитель комментирует  и  оценивает работу  учащихся  на уроке.

Урок  я  хочу  закончить  словами : «Всякая  хорошо решенная  математическая  задача  доставляет  умственное  наслаждение.» (Г.  Гессе ).

Согласны вы  с  этим?

Домашнее  задание

П. 4.4, № 395  б),  №  406; подготовить ответы  на  вопросы  для  повторения  к  главе 4.