Основная идея проведения уроков по физике “Сердце, отданное науке”
Учителем физики работаю в школе с 1977 года. С этого же года одновременно являюсь классным руководителем. Наблюдая за работой своих подопечных во время посещения уроков, замечала, как одни и те же дети у одних преподавателей звонка с урока не слышали, так увлекались изучаемым материалом, у других же, едва заслышав звонок, срывались с места или выходили усталые, с потухшими глазами. Анализируя свои подобные уроки, постепенно пришла к выводу: без развития познавательного интереса учащихся, не увидишь радости в глазах детей; не сделаешь их активными участниками занятий – не поможешь одарённым детям, не вселишь уверенность педагогически запущенным детям.
Методическую помощь мне оказала работа с журналом “Физика в школе”, с книгами Ланиной И.Я., Усовой А.В., Щукиной Г.И. Посещение семинаров М.М.Поташника дали возможность определить основные черты современного урока. Изучение книги Селевко Г.К. “Современные образовательные технологии” помогло выбрать личностно ориентированное обучение как одно из ведущих в преподавательской деятельности.
Обобщающие уроки “Сердце, отданное науке”, которые проходят с 8-го по 11-й класс, позволяют раскрыть способности каждого ученика. Кто-то любит готовить теоретические сообщения, кого-то увлекает раскрытие личностных качеств учёных, а творческие личности проявляют свои способности при составлении набросков с уроков, при написании стихов, при выполнении плакатов, рисунков к таким урокам. И, одновременно, ненавязчиво осуществляется нравственное воспитание учащихся на примерах из жизни учёных – их трудолюбия, бескорыстного занятия любимым делом, увлечения музыкой, спортом, их доброго, внимательного отношения ко всем, кто их окружает.
После таких уроков замечаешь, как школьники становятся более старательными, честными, целеустремлёнными.
Урок физики в 11-м классе
Тема урока: Сердце, отданное науке (посвящается учёным, внёсшим большой вклад в развитие атомной и ядерной физики)
Место урока: обобщающий сдвоенный урок по разделу “Квантовая физика”
Цели урока:
- Обобщить знания учащихся о строении атома и ядра, радиоактивности, ядерной энергии.
- Развивать умения работать с дополнительной литературой, заполнять таблицы, умения обобщать и систематизировать учебный материал. Развивать коммуникативные умения.
- Способствовать нравственному воспитанию, осуществлять личностно ориентированное обучение, создавая условия для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Метод: частично-поисковый.
Форма урока: конференция.
Форма работы: групповая.
Наглядность, оборудование: доклады об учёных; выставка дополнительной литературы по теме урока; план конференции; бумага, фломастеры, фотографии, статьи из газет, журналов, клей, ножницы – для работы Творческого центра.
Состав групп: Историки (четыре группы, образованные по желанию учащихся за две недели до урока) – составляли доклады об учёных и выступали с ними на уроке; Библиографы – составляли аннотации к дополнительной литературе и знакомили с выставкой этой литературы; Практики (две группы) – подготавливали рассказ о Чернобыльской трагедии, о мирном использовании атомной энергии; Творческий центр – состоит из групп “Земляне”, “Гармония”, “Знания”, которые готовят творческий отчёт о конференции.
План урока
№ | Учебный элемент урока | Деятельность учителя |
Деятельность учащихся | Ожидаемый результат |
1 |
Орг. момент (3 мин.) | Цель урока сообщает: При изучении раздела “Квантовая физика” мы познакомились со световыми квантами, строением атома и ядра, дали понятие ядерной энергии. На уроках звучали имена всемирно известных учёных: Альберта Эйнштейна, Марии и Пьера Кюри, Нильса Бора, Игоря Васильевича Курчатова. В чём величие этих людей? Какова личность этих учёных? Ответы на эти вопросы мы должны сегодня получить в ходе конференции “Сердце, отданное науке”. Порядок работы объясняет: с планом конференции знакомит <Приложение 1>, задачи Творческого центра называет Критерии оценивания работы на конференции называет: 1) полнота раскрытия плана доклада об учёных и умение доходчиво, заинтересованно изложить материал; 2) качество и полнота заполнения таблицы, отражающей научную деятельность и личностные качества учёного <Приложение 2>; 3) активное участие в работе группы и конференции. | Слушают учителя Записывают в тетрадях план конференции Перечерчивают таблицу |
Подготовлены к участию в конференции Обеспечена мотива-ция на внима -ние и успех каждого ученика |
2 | Выступ-ления с докладами (30 мин.) и сообще-ниями (7 мин.) по плану конференции | Учитель дополняет выступления учащихся сведениями о личности учёного, его увлечениях музыкой, о его участии в движении за мирное использование атомной энергии < Приложение 3>. Учитель дополняет сведениями о дружбе Энштейна и Бора, об их научных спорах < Приложение 4>. Учитель подводит итог выступления учащихся словами: ни одна женщина – учёный XX века не пользовалась такой популярностью на всём земном шаре, как Мария Кюри. Ей было присуждено десять премий и шестнадцать медалей. М.Кюри была избрана почётным членом 160 научных учреждений, академий и научных обществ. Мария Кюри- первая женщина дважды лауреат Нобелевской премии. Вместе со своим мужем Пьером Кюри положила начало новой эре в истории человечества - эре изучения и использования атомной энергии [4] Учитель рассказывает о последних днях жизни учёного <Приложение 5>, признании заслуг учёного в г.Челябинске - о памятнике Курчатову около ЮУрГУ | Доклады “Историков” - группы 1,2,3,4; выступления с аннотациями к книгам из выставки 1.Альберт Эйнштейн и поиск гармонии природы, как источник настойчивости и неистощимого терпения. 2.Нильс Бор и революция во взглядах на окружающий мир. 3.Подвиг дочери польского народа Марии Кюри. 4.Игорь Васильевич Курчатов и решение “урановой проблемы” 5.Выставка литературы по теме конференции. | Слушают докла-ды, дополнения учителя и
заполняют таблицу Знакомятся с литера-турой по теме конференции |
3 | Отчёт Творчес-кого центра | Учитель координирует выступле- ние творческой группы. Учитель дополняет сведениями о последствиях взрыва на Чернобыльской АЭС, которые отрицательно повлияли на окружающую среду: авария на Чернобыльской АЭС внесла серьёзные коррективы в энергетический комплекс Европейского континента: заметно возросла доля энергии, получаемой от сжигания газа, нефтепродуктов и углей. Мораторий на строительство АЭС привёл к дополнительному сжиганию 480 млрд. м3 газа, восполнявшему теперь вместо АЭС производство электроэнергии. В общемировое достояние – воздушную атмосферу Земли - было выброшено до 4,5 млрд. т газовых отходов, вызывающих парниковый эффект. Западная Европа с населением, составляющим менее 10% от общей численности земли, стала, как и Америка, главным загрязнителем атмосферы. Ряд природных аномалий, пронесшихся над континентом в последнее время, - следствия этого загрязнения [7]. После аварии на Чернобыльской АЭС Международным агенством по атомной энергии (МАГАТЭ) по предложению нашей страны приняты предложения по дополнительным мерам безопасности энергетических реакторов. Эти дополнительные меры приводят к повышению расходов на получение одного киловатт – часа электроэнергии, но зато положительно решается проблема защиты окружающей среды от вредных выбросов. | 1.Сердце, отданное науке. (группа “Гармония” показывает рисунки, посвящённые учёным и выполненные учащимися 11-х кл.) 2.Чернобыльская трагедия (группа “Практики 1” и “Земляне” рассказывают о взрыве на Чернобыльской АЭС, показывают фотомонтаж и плакаты, призывающие быть ответственными за использование атомной энергии). 3.Использование атомной и ядерной энергии в мирных целях (группы “Практики 2” и “Знания” выступают с рассказом по таблицам о мирном применении этой энергии). | Допол-нен матери ал о мирном приме-нении атом -ной энергии |
4 | Подведение итогов | Учитель приводит слова Ирен Жолио-Кюри : “…нельзя допустить, чтобы люди направляли на своё уничтожение те силы природы, которые они сумели открыть и покорить” [4]. Учитель благодарит учащихся за работу на конференции и заканчивает её словами И.В.Курчатова, наполненными оптимизмом: “Я глубоко верю и твёрдо знаю, что наш народ только благу человечества отдадут достижения этой науки (“урановой проблемы”)” [3]. | Командиры групп отмечают работу наиболее активных участников, учащиеся зачитывают по заполненным таблицам те качества личности учёного, которые особенно их затронули | Назва - ны такие качест- ва учёных, как трудо любие, бескорыстие, мораль ная ответствен- ность за последствия приме-нения его науч-ных достижений |
Список литературы
- Дягилев Ф.М. Из истории физики и жизни её творцов. Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1986.
- Дуков В.М. Исторические обзоры в курсе физики средней школы. Пособие для учителей – М.: Просвещение, 1983.
- Карцев В.П. Всегда молодая физика. – М.: Советская Россия, 1983.
- Кюри Е. Мария Кюри. Пер.с франц. М., Атомиздат, 1976.
- Ланина И.Я. Не уроком единым: Развитие интереса к физике. – М.: Просвещение, 1991.
- Парнов Е.И. Проблема 92 (Курчатов). Повесть об учёном. М.: Молодая гвардия, 1973.
- “Физика в школе”, 2001, №2. – Издательство “Школа – Пресс”.