Портфолио как способ оценивания учителя

Разделы: Администрирование школы


Любой процесс, происходящий в развитии общества, требует оценивания. Наибольших успехов можно достичь в том случае, когда были учтены прошлые и настоящие результаты, а так же исследовано влияние позитивных и негативных моментов.

Так что же такое оценивание? В словарях термин “оценивание” - это высказывание мнения, суждения о ценности или значении кого-либо или кого-нибудь. Оценивание можно провести разными способами, вот только несколько наиболее известных и популярных:

Наблюдение – описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта.

Интервью (англ. interview) – опрос человека по профессиональной или личной тематике.

Анкетирование - психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. Анкетирование — опрос при помощи анкеты.

Портфолио - это полное собрание собственных достижений, своеобразное досье.

Из предложенных способов оценивания наиболее популярным сегодня является портфолио. Давайте остановимся на нем более подробно.

Термин “портфолио” не является изобретением ХХI века. Уже в XIX веке итальянским словом “портфолио” называли альбом с фотографиями. А в эпоху Ренессанса художники и архитекторы привозили с собой “портфолио”, когда заявляли свои претензии на место в академии художеств или на строительный проект. Термин портфолио применяется до сих пор среди художников и фотографов. Именно поэтому этот термин применяется в модельном бизнесе. Также бытует мнение что термин “портфолио” пришел в систему образования из политики и бизнеса. Каждому знакомы понятия министерский портфель, портфель инвестиций. Родиной идеи применения портфолио в системе образования считаются Соединённые Штаты Америки, где она возникла в 80-х годах.

Основная цель портфолио – проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах воспитательной, творческой, самообразовательной деятельности, обеспечить мониторинг профессионального роста учителя.

Типовое портфолио включает в себя следующие разделы:

  1. Общие сведения об учителе (личный листок по учету кадров, документы об образовании, о прохождении курсов повышения квалификации, аттестационные листы, награды, дипломы, грамоты).
  2. Самоанализ педагогической деятельности (миссия учителя, цели педагогической деятельности, задачи педагогической деятельности, личностные качества, определяющие профессиональную деятельность).
  3. Результативность педагогической деятельности (диагностика уровня обученности, успешности педагогического взаимодействия, затруднений и проблем в процессе личностного развития, образовательных достижений школьника). Критерии оценки деятельности учителя могут быть нормативными, личностными, сопоставительными.
  4. Научно-методическая работа (методическая система учителя, участие в конкурсах, конференциях и семинарах, карта педагогических технологий, исследовательская и проектная деятельность).
  5. Внеурочная деятельность по предмету (предметные олимпиады, конкурсы, предметные идеи, выставки, взаимодействие с учреждениями науки и культуры города, интернет-технологии для обогащения образовательного потенциала).
  6. Эффективность классного руководителя (система взаимодействия с социумом (администрация, родители, органы самоуправления), работа по формированию культуры жизнедеятельности учащихся, система работы с ученическим портфолио). Этот пункт, по моему мнению, является наиболее существенным.
  7. Кабинет – творческая лаборатория учителя (нормативно-правовая база, технологический блок, методическое обеспечение, дидактический материал, раздаточный материал, внеурочная работа, внеклассная работа). Помощь в создании этого раздела должна оказывать администрация образовательного учреждения. Сегодня все больше и больше внимания уделяется внедрению новых инновационных технологий на уроках. Одним таким нововведением является замена традиционных средств обучения новыми, созданными на основе компьютерных программ. Компьютер обладает способностью пробудить у учащихся все те качества, которые так необходимо для его быстрого творческого роста.

Подходы к построению портфолио могут быть разнообразными, в зависимости от индивидуальных особенностей учителя. Важно, чтобы учитель проанализировал свою работу, собственные успехи, обобщил и систематизировал педагогические достижения, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов.

В портфолио собираются документы и материалы, регламентирующие работу педагога. 

Так же может быть представлено собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ учителя, творческие работы учащихся, выполненных под руководством учителя, описание его авторских методик, а также сведения об участии в конференциях, семинарах, конкурсах, прохождении курсов повышения квалификации.

Составляя портфолио необходимо избегать следующих групп ошибок:

1. Ошибки, связанные со сбором материалов для портфолио.

  • нарушение принципа добровольности при сборе документов и формировании портфолио;
  • сбор материалов вместо учителя;
  • отказ учителю в помощи при формировании портфолио;
  • формализация и соревнование при сборе портфолио.

2. Ошибки, связанные с формированием объема портфолио:

  • сбор в портфолио только официальных документов;
  • включение в портфолио всех без исключения собранных документов и материалов;
  • сбор материалов только за ограниченный период.

3. Ошибки, связанные с подменой идеи портфолио традиционными схемами:

  • подмена портфолио обязательной характеристикой администрации или педагогического совета;
  • подмена систематической работы над портфолио разовой акцией;
  • завышенные требования к внешнему оформлению портфолио.

4. Ошибки, связанные с оценкой материалов портфолио:

  • стремление оценить баллами все материалы портфолио;
  • отсутствие единства оценки материалов портфолио.

В век новых технологий и информационного бума всё новые требования предъявляются к информационным потокам, движущимся в образовательном учреждении. С развитием новых интерактивных технологий появляется возможность создания не только традиционного портфолио - папки, но и веб – портфолио (электронного портфолио).

Веб-портфолио (веб-портфель, web-portfolio) – это веб-базированный ресурс, который отражает рост учебных или профессиональных достижений владельца. Веб-портфолио учителя – это веб-сайт, на котором отражаются образовательные результаты - результаты педагогической деятельности данного учителя и совместная деятельность учителя и ученика.

По сравнению с традиционным портфолио веб-портфолио отличает:

  1. гипертекстовая технология построения веб-ресурса, позволяющая реализовать связи между компонентами модели портфолио наиболее наглядно в виде перекрестных ссылок. Это дает возможность легкого и быстрого перемещения по портфолио.
  2. структурированность, открытость, проводить поиск и сравнительный анализ, строить различные визуализации содержания (сводные таблицы, деревья, диаграммы и т. д.);
  3. коммуникативная направленность веб-ресурсов, позволяющая обучаемым осуществлять информационное взаимодействие на базе своих портфолио.

При работе с веб-портфолио то же нужно стараться избегать выше указанных ошибок.

Плюсы оценивания учителя и его деятельности с помощью портфолио в традиционной форме или форме электронного портфолио очевидны, но, к сожалению, есть и минусы. Во-первых, оценивание по портфолио не является обязательным, следовательно, нет единого ответа на вопрос, что же все-таки нужно включать в портфолио? Например, результаты олимпиад, конкурсов -  это ясно. А надо ли собирать отзывы коллег, методистов и администрации о своей работе? Можно ли говорить об объективности таких отзывов. Во-вторых: как в целом оценивать портфолио? На сегодняшний момент не существует единых федеральных или хотя бы региональных критериев оценки портфолио. В-третьих, должен ли кто-то курировать или консультировать учителя в составлении своего досье, ведь далеко не каждый человек может адекватно себя оценить. Но самым главным минусом, на мой взгляд, является проблема придуманных портфолио и липовых достижений.

И, все-таки, хотелось бы верить, что портфолио осознается не только как  способ зафиксировать профессиональные достижения, но и как импульс к  самореализации и саморазвитию.

В заключение хотелось бы сказать, что никакое портфолио при оценивании учителя и его деятельности не сможет заменить открытого урока или мероприятия, в котором непосредственно осуществляется диалог учитель – ученик.

Литература:

  1. Государев И. Б. Дистанционная поддержка обучения на основе веб-портфолио учителя. Материалы межрегиональной научно-практической конференции “Развитие региональной образовательной информационной среды” сборник научных статей. 11-12 декабря 2006 г., Санкт-Петербург: ЛОИРО, 2006—144 с, 86-89
  2. Государев И. Б. Аспекты подготовки будущих инженеров по специальности “информационные технологии в образовании” Наука и школа, № 3-2007 с.47-51
  3. Курочко Е.А. Портфолио учителя как средство оптимизации деятельности педагога. Материалы фестиваль педагогических идей “Открытый урок” изд-во “1 сентября” 2007-2008 учебный год.
  4. Новикова Т.Г. Папка индивидуальных учебных достижений “портфолио”: федеральные рекомендации и местный опыт; Имидж Информационно-методический и дидактический журнал № 5, 2004 год
  5. Загвоздкин В.К Портфель индивидуальных учебных достижений – нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки; Имидж Информационно-методический и дидактический журнал № 5, 2004 год
  6. http://atlas.nevarono.ru/sc/498/file_4.htm (Программа развития гимназии № 498)