Любой процесс, происходящий в развитии общества, требует оценивания. Наибольших успехов можно достичь в том случае, когда были учтены прошлые и настоящие результаты, а так же исследовано влияние позитивных и негативных моментов.
Так что же такое оценивание? В словарях термин “оценивание” - это высказывание мнения, суждения о ценности или значении кого-либо или кого-нибудь. Оценивание можно провести разными способами, вот только несколько наиболее известных и популярных:
Наблюдение – описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта.
Интервью (англ. interview) – опрос человека по профессиональной или личной тематике.
Анкетирование - психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. Анкетирование — опрос при помощи анкеты.
Портфолио - это полное собрание собственных достижений, своеобразное досье.
Из предложенных способов оценивания наиболее популярным сегодня является портфолио. Давайте остановимся на нем более подробно.
Термин “портфолио” не является изобретением ХХI века. Уже в XIX веке итальянским словом “портфолио” называли альбом с фотографиями. А в эпоху Ренессанса художники и архитекторы привозили с собой “портфолио”, когда заявляли свои претензии на место в академии художеств или на строительный проект. Термин портфолио применяется до сих пор среди художников и фотографов. Именно поэтому этот термин применяется в модельном бизнесе. Также бытует мнение что термин “портфолио” пришел в систему образования из политики и бизнеса. Каждому знакомы понятия министерский портфель, портфель инвестиций. Родиной идеи применения портфолио в системе образования считаются Соединённые Штаты Америки, где она возникла в 80-х годах.
Основная цель портфолио – проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах воспитательной, творческой, самообразовательной деятельности, обеспечить мониторинг профессионального роста учителя.
Типовое портфолио включает в себя следующие разделы:
- Общие сведения об учителе (личный листок по учету кадров, документы об образовании, о прохождении курсов повышения квалификации, аттестационные листы, награды, дипломы, грамоты).
- Самоанализ педагогической деятельности (миссия учителя, цели педагогической деятельности, задачи педагогической деятельности, личностные качества, определяющие профессиональную деятельность).
- Результативность педагогической деятельности (диагностика уровня обученности, успешности педагогического взаимодействия, затруднений и проблем в процессе личностного развития, образовательных достижений школьника). Критерии оценки деятельности учителя могут быть нормативными, личностными, сопоставительными.
- Научно-методическая работа (методическая система учителя, участие в конкурсах, конференциях и семинарах, карта педагогических технологий, исследовательская и проектная деятельность).
- Внеурочная деятельность по предмету (предметные олимпиады, конкурсы, предметные идеи, выставки, взаимодействие с учреждениями науки и культуры города, интернет-технологии для обогащения образовательного потенциала).
- Эффективность классного руководителя (система взаимодействия с социумом (администрация, родители, органы самоуправления), работа по формированию культуры жизнедеятельности учащихся, система работы с ученическим портфолио). Этот пункт, по моему мнению, является наиболее существенным.
- Кабинет – творческая лаборатория учителя (нормативно-правовая база, технологический блок, методическое обеспечение, дидактический материал, раздаточный материал, внеурочная работа, внеклассная работа). Помощь в создании этого раздела должна оказывать администрация образовательного учреждения. Сегодня все больше и больше внимания уделяется внедрению новых инновационных технологий на уроках. Одним таким нововведением является замена традиционных средств обучения новыми, созданными на основе компьютерных программ. Компьютер обладает способностью пробудить у учащихся все те качества, которые так необходимо для его быстрого творческого роста.
Подходы к построению портфолио могут быть разнообразными, в зависимости от индивидуальных особенностей учителя. Важно, чтобы учитель проанализировал свою работу, собственные успехи, обобщил и систематизировал педагогические достижения, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов.
В портфолио собираются документы и материалы, регламентирующие работу педагога.
Так же может быть представлено собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ учителя, творческие работы учащихся, выполненных под руководством учителя, описание его авторских методик, а также сведения об участии в конференциях, семинарах, конкурсах, прохождении курсов повышения квалификации.
Составляя портфолио необходимо избегать следующих групп ошибок:
1. Ошибки, связанные со сбором материалов для портфолио.
- нарушение принципа добровольности при сборе документов и формировании портфолио;
- сбор материалов вместо учителя;
- отказ учителю в помощи при формировании портфолио;
- формализация и соревнование при сборе портфолио.
2. Ошибки, связанные с формированием объема портфолио:
- сбор в портфолио только официальных документов;
- включение в портфолио всех без исключения собранных документов и материалов;
- сбор материалов только за ограниченный период.
3. Ошибки, связанные с подменой идеи портфолио традиционными схемами:
- подмена портфолио обязательной характеристикой администрации или педагогического совета;
- подмена систематической работы над портфолио разовой акцией;
- завышенные требования к внешнему оформлению портфолио.
4. Ошибки, связанные с оценкой материалов портфолио:
- стремление оценить баллами все материалы портфолио;
- отсутствие единства оценки материалов портфолио.
В век новых технологий и информационного бума всё новые требования предъявляются к информационным потокам, движущимся в образовательном учреждении. С развитием новых интерактивных технологий появляется возможность создания не только традиционного портфолио - папки, но и веб – портфолио (электронного портфолио).
Веб-портфолио (веб-портфель, web-portfolio) – это веб-базированный ресурс, который отражает рост учебных или профессиональных достижений владельца. Веб-портфолио учителя – это веб-сайт, на котором отражаются образовательные результаты - результаты педагогической деятельности данного учителя и совместная деятельность учителя и ученика.
По сравнению с традиционным портфолио веб-портфолио отличает:
- гипертекстовая технология построения веб-ресурса, позволяющая реализовать связи между компонентами модели портфолио наиболее наглядно в виде перекрестных ссылок. Это дает возможность легкого и быстрого перемещения по портфолио.
- структурированность, открытость, проводить поиск и сравнительный анализ, строить различные визуализации содержания (сводные таблицы, деревья, диаграммы и т. д.);
- коммуникативная направленность веб-ресурсов, позволяющая обучаемым осуществлять информационное взаимодействие на базе своих портфолио.
При работе с веб-портфолио то же нужно стараться избегать выше указанных ошибок.
Плюсы оценивания учителя и его деятельности с помощью портфолио в традиционной форме или форме электронного портфолио очевидны, но, к сожалению, есть и минусы. Во-первых, оценивание по портфолио не является обязательным, следовательно, нет единого ответа на вопрос, что же все-таки нужно включать в портфолио? Например, результаты олимпиад, конкурсов - это ясно. А надо ли собирать отзывы коллег, методистов и администрации о своей работе? Можно ли говорить об объективности таких отзывов. Во-вторых: как в целом оценивать портфолио? На сегодняшний момент не существует единых федеральных или хотя бы региональных критериев оценки портфолио. В-третьих, должен ли кто-то курировать или консультировать учителя в составлении своего досье, ведь далеко не каждый человек может адекватно себя оценить. Но самым главным минусом, на мой взгляд, является проблема придуманных портфолио и липовых достижений.
И, все-таки, хотелось бы верить, что портфолио осознается не только как способ зафиксировать профессиональные достижения, но и как импульс к самореализации и саморазвитию.
В заключение хотелось бы сказать, что никакое портфолио при оценивании учителя и его деятельности не сможет заменить открытого урока или мероприятия, в котором непосредственно осуществляется диалог учитель – ученик.
Литература:
- Государев И. Б. Дистанционная поддержка обучения на основе веб-портфолио учителя. Материалы межрегиональной научно-практической конференции “Развитие региональной образовательной информационной среды” сборник научных статей. 11-12 декабря 2006 г., Санкт-Петербург: ЛОИРО, 2006—144 с, 86-89
- Государев И. Б. Аспекты подготовки будущих инженеров по специальности “информационные технологии в образовании” Наука и школа, № 3-2007 с.47-51
- Курочко Е.А. Портфолио учителя как средство оптимизации деятельности педагога. Материалы фестиваль педагогических идей “Открытый урок” изд-во “1 сентября” 2007-2008 учебный год.
- Новикова Т.Г. Папка индивидуальных учебных достижений “портфолио”: федеральные рекомендации и местный опыт; Имидж Информационно-методический и дидактический журнал № 5, 2004 год
- Загвоздкин В.К Портфель индивидуальных учебных достижений – нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки; Имидж Информационно-методический и дидактический журнал № 5, 2004 год
- http://atlas.nevarono.ru/sc/498/file_4.htm (Программа развития гимназии № 498)