Цель: Усвоение всеми учащимися стандартного минимума фактических знаний о факторах влияющих на скорость химической реакции и единицах её измерения. Развитие коммуникативных качеств личности.
Задачи:
- Сформировать понятие о факторах влияющих на скорость химической реакции;
- Познакомить с классификацией химических реакций по признаку фазности гомо- и гетерогенные
- Уметь проводить лабораторное исследование, наблюдать и делать выводы;
- Развивать умение вступать в диалог, уточнять, слушать, анализировать ответы других;
- Развивать умение раскрывать смысл химических явлений.
Формы учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения: беседа, мозговой штурм, самостоятельная работа, практическая работа, демонстрация, взаимоконтроль.
Средства обучения: инструктивные карточки, оценочный лист, тест
Оборудование: штативы с пробирками, щипцы, салфетки, ступки с пестиками, чашки Петри, кодоскоп, чайник электрический.
Реактивы:
- Простые вещества: Zn, Al, Mg, Fe,Cu, Na, I;
- Оксиды: MnO2, CuO, H2O2, H2O
- Кислоты: HCl, H2SO4, CH3COOH,
- Соли: Na2S2O3, CaCO3, KI, CuSO4,
- Гидроксиды: NaOH
План урока
- Организационный момент.
- Организация целевого пространства.
- Организация поискового пространства.
- Рефлексия.
- Подведение итогов.
- Информация о домашнем задании.
Ход урока
1. Организационный момент
Для выполнения лабораторного исследования учащиеся рассаживаются группами по 4-6 человек. На рабочем столе: инструктивные карты (опорный конспект), тетради, реактивы и необходимое оборудование.
2. Организация целевого пространства
Как вы можете объяснить понятие «скорость»? (быстрота движения за известное время)
Скорость звука, скорость света, скорость пешехода, автомобиля…
Рекорды скорости птиц и животных.
Рекорды скорости поедания пончиков, операций на компьютере…
Вот и химики характеризуют быстроту химических реакций, т.е. превращения веществ за единицу времени, как скорость химических реакций. Человек должен уметь управлять химическими реакциями: ускорять или замедлять их в своих интересах. Так как в зависимости от условий одна и та же реакция может протекать с различными скоростями. Скорость химической реакции может быть 1моль/л . с, 1 кмоль/ м3 . мин, 1ммоль/мл . ч и т.д.
Девизы урока
- «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность» (Б. Шоу)
- Всё познается в сравнении.
Учащиеся самостоятельно формулируют проблему, которую необходимо решить на уроке. Тема урока «Факторы, влияющие на скорость химических реакций»
3. Организация поискового пространства
Выполнение лабораторных опытов под руководством учителя.
1) Демонстрационный опыт. В 1-ю чашку Петри налить воды и прибавить 2-3 капли раствора фенолфталеина. Бросить в воду небольшой кусочек металлического натрия. Во 2-ю чашку Петри с водой опустить гранулу цинка. Сравнить наблюдения. Обратить внимание учащихся на ряд активности металлов (таблица).
Соблюдайте правила техники безопасности труда! |
Самостоятельный опыт в группе
А |
Б |
В |
Р-р Уксус + Zn = Р-р H2SO4 + Zn = |
HCl + Mg = HCl + Fe = |
HCl + Zn = HCl + Al = |
? -Какая реакция идет быстрее? В чём причина? Обратите внимание на темперамент веществ.
Вывод: на скорость химической реакции влияет природа реагирующих веществ. У каждого вещества свой темперамент. Для металлов необходимо учитывать их положение в ряду напряжений.
2) Демонстрационный опыт. В 3 пробирки налить раствор тиосульфата натрия (1, 2 и 3 мл соответственно). К содержимому в1 пробирки добавить 2мл воды и во 2-ю пробирку – 1 мл. во все 3 пробирки добавить по 1 мл раствора серной кислоты. Через какое время наблюдается образование мути в каждой пробирке?
Самостоятельный опыт в группе
Помните о безопасности работы с кислотой! |
А |
Б |
В |
Р-р H2SO4 +Zn = Конц. H2SO4 + Zn = |
Р-р HCl + Zn = Конц. HCl + Zn = |
Р-р H2SO4 + Cu = Конц. H2SO4 + Cu = |
? -Какая реакция идет быстрее? В чём причина?
Вывод: На скорость химической реакции влияет концентрация кислоты (реагирующих веществ). Эксперимент обобщается законом действия масс. Закон не распространяется на твердые вещества.
3) Демонстрационный опыт
В стакане нагрето 150 мл воды до 50-60o С. В 2 пробирки налить по 4 мл раствора пероксида водорода и по 3 капли раствора гидроксида натрия. Одну пробирку оставить в штативе, а 2-ю погрузить в стакан с горячей водой. По интенсивности выделения газа определяется различная скорость разложения пероксида водорода.
Самостоятельный опыт в группе
Будьте аккуратны при работе с кислотой и нагревании. |
А |
Б |
В |
H2SO4 + CuO = H2SO4 + CuO нагревание = |
H2SO4 +Zn = H2SO4 +Zn нагревание = |
NH4Cl = NH4Cl нагревание = |
В каких условиях заметна реакция?
Вывод: На скорость химической реакции влияет подогрев ( повышенная температура)
Этот закон установил С.Аррениус в 1889 г. При повышении температуры на 10 oС скорость химической реакции увеличивается в 2 раза. Закон Вант – Гоффа: при изменении (повышении или понижении) температуры реакции на каждые 10 o Скорость реакции соответственно изменяется (увеличивается или уменьшается) в 2-4 раза.
4) Демонстрационный опыт
В фарфоровой чашке смешивают порошок алюминия и мелкорастертый йод в соотношении 2:1. реакция практически не происходит. К полученной смеси добавить каплю горячей воды. Наблюдается реакция возгонки йода- пары фиолетового цвета.
Самостоятельный опыт в группе
Будьте внимательны! |
А |
Б |
В |
H2O2 = H2O2 + MnO2 = |
H2SO4 + Al = H2SO4 + Al + CuSO4 = |
H2O2 = H2O2 + KI= |
Что повлияло на скорость химической реакции?
Вывод: На скорость химической реакции влияет присутствие катализатора- вещества, ускоряющего химическую реакцию, но сами при этом не расходуются.
Ингибитор – вещество, которое замедляет скорость химической реакции.
5) Самостоятельный опыт в группе
Будьте аккуратны при работе с кислотой! |
А |
Б |
В |
HCl + порошок мела = HCl + комочек мела = |
HCl + проволока Аl= HCl + порошок Al = |
HCl + порошок Zn = HCl + гранула Zn = |
Какая реакция закончится быстрее? Что повлияло?
Гомогенная среда – однородная, гетерогенная среда – разнородная.
Презентация лабораторного опыта каждой группой. Формулировка вывода.
Вывод: на скорость химической реакции влияет площадь соприкосновения веществ.
Приведите в порядок своё рабочее место. |
К.Л. Бертолле – французский химик разработал основные закономерности протекания химических реакций. О скорости реакции судят по изменению концентрации одного из исходных веществ в единицу времени.
4. Рефлексия
1) Какая из реакций будет идти быстрее?
а) Cu + HCl =
б) Fe + HCl =
в) Al + HCl =
2) Где лучше будет гореть лучина?
а) на воздухе
б) в кислороде
в) в азоте
3) Во сколько раз возрастет скорость химической реакции при изменении температуры от 10 до 50o С.
а) в 4 раза
б) в 2 раза
в) в 5 раз
4) К каким системам относятся:
а) вода – лёд б) газ – газ
А) гомогенная Б) гетерогенная
5) Признаки химических реакций:
а) изменение агрегатного состояния
б) изменение цвета
в) образование осадка
г) растворение вещества
д) образование газа
Взаимопроверка по коду на доске: 1-в; 2-б; 3-а; 4 а-Б, б-А; 5-б, в, д.
5. Подведение итогов
Вопросы для беседы:
1) Что нового узнали на уроке?
2) Что вам понравилось, что не понравилось?
3) Хорошо ли вам работалось в группе?
4) Возможно, ли управлять химическими реакциями?
6. Домашнее задание
1) Приведите примеры влияния факторов на скорость реакции на бытовом уровне.
2) Сравните определение понятий «Скорость движения» (учебник физики) и скорость химических реакций».
3) Вычислите среднюю скорость реакции окисления оксида серы (IV) до оксида серы (VI). Известно, что начальная концентрация оксида серы (IV) была 1 моль/л, а через 25 сек она стала равна 0,25 моль/л.