Цель:
- создать условия для “открытия” трех основных положений молекулярно-кинетической теории вещества,
- способствовать развитию коммуникабельности через умение работать в группах.
Оборудование: раздаточный материал (три конверта с высказываниями людей, написанные на желтых, розовых, голубых, зеленых листочках из приложения А; три листа по приложению В, три листа по приложению С; три альбомных листа); билеты с надписями “жидкое вещество”, “твердое вещество”, “газообразное вещество”; стеклянные сосуды с разными веществами, например, водой, сахаром, воздухом, раствором марганцовки, духами, куском металла.
Ученики сидят в трех группах.
План проведения
Вступительное слово учителя.
- Сегодня мы работаем с вами в мастерской, тема которой “Вещество”. У вас есть возможность открыть новое. Назовите вещества, которые вас окружают.
1.2.Ученики называют вещества, учитель записывает предложенные варианты на доску. Если не будут названы вещества из какой-то группы: газы, твердые вещества, жидкости, учитель предлагает вещество из неназванной группы и записывает в общий список.
1.3.Слово учителя.
- Придумайте классификацию этих веществ. Определите все варианты в группе. Результаты оформите на чистом альбомном листе, чтобы представить всем,
1.4. Работа в группах.
1.5. Представление результатов.
2.1. Слово учителя.
- Попробуйте мысленно смешать вещества из разных групп и нагреть. Обсудите в группе, сделайте выводы.
2.2. Работа в группах.
2.3. Представление результатов.
3.1. Слово учителя.
- Изобразите группой предложенное вещество. Постарайтесь увидеть его изнутри. Выберите вещество для своей группы (каждой группе выдается один билет с названием “твердое вещество”, “жидкое вещество”, “газ”).
3.2. Работа в группах.
3.3. Представление веществ.
4.1. Слово учителя.
- Вам предлагаются высказывания разных людей о строении вещества. Каждая цитата написана на бумаге разного цвета, чтобы при обсуждении не перечитывать высказывание, а сослаться на цвет. Вы должны найти противоречивые, противоположные мысли, которые не может принять одновременно один человек. Возьмите один из трех конвертов, содержания конвертов одинаковые. Обсудите цитаты. (Группам раздаются конверты с приложением А).
4.2. Работа в группах.
4.3. Представление версий.
5.1. Слово учителя.
- Разработайте свою теорию строения вещества, опишите ее через положения, которые будут понятны даже маленькому школьнику.
5.2. Работа в группах.
5.3. Представление разработанных теорий.
6.1. Слово учителя.
- В 1626 году высший суд королевской Франции специальным декретом запретил распространение учения о строении вещества под страхом смертной казни. Кто прав? Докажите свою версию. (Учитель пытается подвести учеников к проведению экспериментов по распространению запахов, по растворению, окрашиванию с веществами на демонстрационном столе.)
6.2. Работа в группах по проведению
экспериментов, обсуждение примеров из жизни,
подтверждающие или опровергающие теории групп.
6.3. Представление доказательств.
7.1. Слово учителя.
- Обращаю ваше внимание на информационные листы (группам выдаются приложения В). Вы видите, как менялись взгляды людей с течением времени. Только с середины 19 века были сформулированы основные положения теории строения вещества, которые вы открыли за значительно меньшее время. Вот эти положения. (Группам выдаются приложения С.)
8.1. Рефлексия.
Что вы узнали нового?
Как изменились ваши взгляды на окружающие вас вещества?