Статья "Формирование нравственной культуры у младших школьников"

Разделы: Начальная школа, Классное руководство


Подрастающее поколение формируется в сложных социальных условиях, характеризующихся реформированием общества, сменой ценностных ориентиров, резкой дифференциацией доходов, высокой занятостью или безработицей родителей учащихся. Отсюда, повышается актуальность целенаправленного нравственного воспитания в образовательном процессе. На школу ложится ответственность найти  адекватные современным условиям способы организации воспитательной работы, позволяющие убедительно показать детям непроходящий характер общегуманных ценностей таких, как доброта, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность. 

Особое место в нравственном воспитании отведено начальной школе, так как младший возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживость, смелости и трусости. У младших школьников интенсивно развиваются моральные чувства – товарищество, ответственность за класс, негодование при чьей – то несправедливости. Одновременно с этими истинами перед учащимися начальной школы необходимо раскрывать сущность таких моральных ценностей, как любовь к Родине, героизм, стойкость, честь, независимость.

Представление  школьников о нравственности богаче и правильнее, чем их поведение. Разрыв в сознании и поведении проявляется в том, что школьник знает, как надо поступать, но не поступает в соответствии со своими знаниями.  Ученик младших классов ещё только учится соотносить имеющиеся у него представления с жизнью, с реальными поступками, с конкретным поведением.Важную роль в формировании нравственной культуры детей играет учебная деятельность. Большие возможности нравственного воспитания заложены в содержании произведений, изучаемых на уроках литературного чтения. Здесь ученики имеют возможность для самовыражения нравственных суждений, для отстаивания своих взглядов и позиций. В рамках курса «Окружающий мир» младшие школьники познают природу мира, межличностных отношений, окружающей среды; открывают себя в этом мире и находят своё место в нём. Наблюдая за объектами живой природы, дети выделяют сходства и различия между животными и человеком, у них формируются представления о месте человека в природе, создаются ситуации поиска своего предназначения в жизни, развивается общая их культура.

Нравственное воспитание может осуществляться и через такие формы воспитательного воздействия, как этические беседы, конкурсы, турниры вежливости, классные часы, выставки достижений и т.д. Эффективным средством нравственного воспитания является коллективная деятельность. Она выступает тем каналом, по которому младший школьник может перенаправить свою энергию из деструктивного в конструктивное направление. Коллективное сотворчество ставит ребёнка перед необходимостью общаться с другими детьми, прислушиваться к их мнению в процессе творчества.

Наша школа – интернат работает по воспитательной программе «Вокруг тебя мир». Одним из блоков данной программы представлен раздел «Формирование  нравственной культуры личности», который является целенаправленным воспитательным процессом, включающим в себя определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогической работы.

Проблему нравственного воспитания учащихся учителя начальных классов нашей школы осуществляют через такие формы воспитательного воздействия, как тренинги общения, на которых в практических ситуациях вырабатываются коммуникативные навыки; уроки толерантности, где дети учатся быть добрыми, терпимыми, уважительными к другим людям; классные часы, в процессе которых у детей вырабатываются собственные нравственные взгляды, суждения, оценки; изучается нравственный опыт других поколений; происходит осмысление и анализ собственных поступков и поступков других детей. На нравственных классных часах у учащихся вырабатывается умение признавать свои ошибки, анализировать их, делать выводы, учиться прощать и быть прощённым, доказывать свою правоту и признавать правоту других людей. Нравственное воспитание проходит и через коллективную творческую деятельность, конкурсы и праздники.

Благодаря этим формам работы ученики младших классов учатся осознавать чувства партнёра, выражать своё понимание, прислушиваться к мнению товарищей, вырабатывать умение терпимо относиться к ошибкам других.

Воспитание младших школьников на принципах нравственности – это организация целенаправленных действий и отношений на приоритетах миролюбия, толерантности, ненасилия, диалога через активизацию социальной деятельности и творческой активности личности.

Литература

1. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя / Н.И.Дереклеева.- «ВАКО» М., 2005.

2. Мартьянова А.И. Нравственное воспитание: содержание и формы/ А.И.Мартьянова// Начальная школа.-2007.-№7.

3. Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое развитие школьника.   1 – 4 классы./Л.И.Саляхова.- ООО «ГЛОБУС», 2007.

4. Шарапова О.В. Особенность нравственного воспитания на уроках чтения / О.В.Шарапова// Начальная школа.-2008.-№1.

5. Щетнева О.П. Программа нравственного воспитания младших школьников «Преображение» / О.П.Щетнева// Практика административной работы.-2006.-№8.