Цель урока: Совершенствование навыков решения задач на применение признаков равенства треугольников.
Ход урока
- Организационный момент
Сформулировать тему урока, сформулировать цели урока.
- Актуализация знаний учащихся
- Теоретический опрос
Повторить признаки равенства треугольников. Работают сразу несколько учеников. Трое на доске на чертеже “показывают признаки”, а трое учеников их формулируют.
- Работа с тестом на знание признаков равенства треугольников.
На каждой парте лежит лист с изображением 12 пар треугольников, на которых отмечены соответственно равные элементы (Приложение 1). Предполагается отыскать пары треугольников, о равенстве которых можно утверждать, опираясь на один из признаков. Например:
АДС =
Д1ЕС по двум сторонам и углу между ними (АС=СЕ; ДС=СД1;
АСД=
Д1СЕ как вертикальные)
АВС=
ЕВД по стороне и двум прилежащим к ней углам (АВ=ВД;
А=
Д;
ЕВД=
АВС как вертикальные)
АВС=
ДВС по трем сторонам (АВ=ВД; АС=СД; ВС – общая сторона).
- Треугольники равные по двум сторонам и углу между ними:
ДЕС=
ДКС;
QOR=
POR,
ДЕС=
FCE;
ВАК=
ВСН;
КАВ=
NCB
- Треугольники равные по сторонам и двум прилежащим к ней углам:
MNP=
RQP;
ДАВ=
ДСВ;
FCД=
НЕД;
- Треугольники равны по трем сторонам:
KZN=
MZN
- Решение задач на признаки равенства треугольников
На каждой парте лежит лист с изображением трех задач. (Приложение № 2). Форма работы – фронтальная. Предлагается задача № 1 с готовым чертежом и записанными данными.
Дано: МО=ON; BMO=
CNO
Доказать ВОС –
равнобедренный
Доказательство: Рассмотрим МОВ и
NOC:
- МО = NO по условию задачи
BMO =
CNO по условию задачи
МОВ =
NOC как вертикальные
МОВ=
NOC по стороне и двум прилежащим к ней
углам.
Так как МОВ=
NOC, то ВО=ОС
Так как в ВОС, ВО=ОС, то по
определению
ВОС –
равнобедренный ч.т.д.
Решение задачи разбираем устно, решение записываем на доске. Затем решение задачи ученики записывают в тетради.
Предлагается для решения Задача № 2 с готовым чертежом и записанными данными.
Дано: МК=KN, OK MN,
ВМО=
CNO
Доказать: МВО=
NCO
Доказательство: Рассмотрим МКО и
NKO:
- MK=NK по условию задачи.
MKO=
NKO=90° т.к. OK
MN
- OK – общая сторона
MKO=
NKO по двум сторонам и углу между ними.
Рассмотрим BMO и
CNO:
- MO=NO из равенства
BMO и
CNO
BMO=
CNO по условию задачи
MOB=
NOC как вертикальные.
MOB=
CNO по стороне и двум прилежащим у ней углам
ч.т.д.
Решение задачи разбираем устно, решение записываем на доске. Затем решение задачи ученики записывают в тетради.
- Самостоятельная работа
Предлагается для решения задача № 3 с готовым чертежом и записанными данными.
Дано: MO=ON, АМ=ДN, АВ=СД, BMO=
CNO
Доказать ABM=
ДCN
Доказательство: Рассмотрим МВО и
NCO:
- MO=NO по условию задачи
BMO=
CNO по условию задачи
MOB=
NOC как вертикальные.
MBO=
NCO по стороне и двум прилежащим к ней
углам.
Рассмотрим ABM и
NДС:
- AM=ДN по условию задачи
- AB=СД по условию задачи
- MB=NC из равенства
MBO и
NCO
ABM=
NДC по трем сторонам
Ученики решают эту задачу самостоятельно, затем решения этой задачи устно проверяется.
- Заключение.
После решения этой задачи сделаем вывод.
Вывод: в решении сложных задач прослеживается многоступенчатость, где каждая ступень – это задача, но более простая.
Ученикам задается вопрос: при решении сложной задачи можно ли ограничиваться применением одного признака равенства треугольников, приведите примеры.
Ответ: нет, нельзя. Сегодня мы на уроке решали задачи с применением I и II признаков равенства треугольников; II и III признаков равенства треугольников.
Домашнее задание: (Приложение № 3)
Решить задачи по выбору на “оценку” (задачи с готовыми чертежами на карточках).
Дополнительная задача:
Три черепахи находятся в точках А , В и С, являющихся вершинами равностороннего треугольника. Они одновременно с одинаковой скоростью начинают ползти. Черепаха, находившаяся в А, ползет по прямой АВ в направлении к В. Черепаха из В ползет в С, черепаха из С ползет в А. Докажите, что во все моменты времени черепахи располагаются в вершинах равностороннего треугольника.
Доказательство: так как черепахи ползут с одинаковой скоростью, то они за определенное время проползут ровные отрезки. Так как треугольник АВС равносторонний, то останется им проползти тоже равные отрезки, и получается, что образуются равные треугольники по двум сторонам и углу между ними. Из равенства этих треугольников следует равенство сторон вновь образованного треугольника. То есть во все моменты времени черепахи располагаются в вершинах равностороннего треугольника. ч.т.д.
В заключении провести устный опрос по вопросам : “ Математический диктант”. (Приложение № 4).
Литература:
- Газета “ Математика” Издательский дом 1 сентября, № 8 2001.
- Н.Ф. Гаврилова “ Поурочные разработки по геометрии” 7 класс. Москва “ВАКО” 2007.