Семинар-практикум для педагогов "Организация ситуации успеха в учебном процессе"

Разделы: Общепедагогические технологии


Цель:

  • Познакомить педагогов со структурой и принципами создания ситуации успеха в учебном процессе.
  • Выявить возможности педагогов изменяться.
  • Выработка навыков по созданию ситуации успеха в учебном процессе у педагогов.

Оборудование: белые листы, цветные карандаши, модель ситуации успеха, результаты методики “предмет-чувства” Т.Е. Ковина, А.К. Колеченко, И.Н. Агафонова. (Приложение №1)

-Послушайте известную пословицу: “Строгому учителю учеников не видать”. Как, по вашему мнению, можно понять содержание данной пословицы?

-Данная пословица может означать многое: страх учеников перед педагогом, неуверенность в своих силах, тревогу. Это же подтверждают результаты методики “предмет-чувства” Т.Е. Ковина, А.К. Колеченко, И.Н. Агафонова. (Работа с таблицами результатов диагностики, которая проводится предварительно с учащимися различных классов (Приложение №1)). [2]

Из результатов видно, что все студенты делятся на две группы:

  1. студенты, которым важна эмоциональная поддержка на уроке;
  2. студенты, которым важна эмоциональная подача материала, точность в требованиях. (выводы могут быть дополнены согласно результатам вашего исследования)

Теоретическая часть

Как ни печально осознавать, но и мы не всегда умеем поддержать тревожных, неуверенных учащихся. Чаще всего мы просто ужесточаем требования к их деятельности, а не ориентируемся на их возможности, создавая ситуацию успеха для них.

За последние годы словосочетание “ситуация успеха” в учебном процессе стало уже привычным. Никто не спорит, что именно положительные эмоции могут стать для учащегося стимулом в учебной деятельности.

Прежде всего нужно разделять понятия “успех” и “ситуация успеха”.

Ситуация – это ряд условий, который обеспечивает успех, а сам Успех – это то, что способны организовать мы – педагоги.

Наша задача – создать максимальные условия для раскрытия способностей каждого учащегося. Каждый должен стать успешным в той или иной сфере деятельности. Необязательно все должны быть отличниками. Нельзя забывать, что каждый учащийся – индивидуальность, и поэтому у каждого свой собственный успех и свои собственные достижения. Но, так или иначе, они должны быть у каждого. Переживание успеха внушает человеку уверенность в собственных силах, появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, возникает ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение человека к окружающему миру.

По мнению отечественных психологов, ситуацию успеха сознательно может создать педагог. И ее структура должна включать в себя следующие компоненты:

  • установка на деятельность – эмоциональная подготовка студента на решение учебной задачи.
  • обеспечение деятельности – создание условий для успешного решения;
  • сравнение полученных результатов с предполагаемыми – осознанное отношение к результатам своего труда;

Наша основная цель не допустить, чтобы среди учащихся были неудачники, учащиеся, не добившиеся успеха в учебе и, поэтому, обладающие комплексом собственной неполноценности, низкой самооценкой, неверием в собственные силы, низким уровнем учебной мотивации и уровнем притязаний.

Мы можем выделить следующие основные принципы создания ситуации успеха.

  1. Психологизация содержания образования. Мы должны обучать учащихся тому, как развивать в себе волю, как повышать самооценку, защищать собственное достоинство, управлять своими эмоциями и желаниями. Это как раз те психологические знания, которые нужны человеку, чтобы стать успешнее. Развитие у учащихся волевых качеств, путем включения в посильную, но достаточно трудную деятельность. Неумение преодолевать препятствия, мешает достижению успеха, снижает мотивацию. Что бы быть успешным, учащийся должен быть готов к преодолению самых разных трудностей. Это формирует способность получать удовольствие от самоопределения, а, значит, способствует личностному росту.
  2. Развитие самостоятельности и личной ответственности – признак человека с развитой потребностью в достижениях. Чем больше поощряется самостоятельность учащихся, тем более успешными в итоге она становятся. Формирование ценностного отношения к другим людям и к совместной деятельности, ответственности за общие результаты. Индивидуалистическая мотивация обедняет личность и делает человека одиноким и менее успешным в жизни.
  3. Отсутствие авторитаризма педагога в оценке учащихся. Формирование самостоятельной оценочной деятельности учащихся. Это позволяет развивать у них субъективность, сформировать устойчивую самооценку, предупредить возможность формирования зависимости от внешней оценки, страха, неудачи и боязни ошибиться, комплекса неполноценности.
  4. Поощрение любых усилий, направленных на улучшение учебных результатов. Это укрепляет в учащихся веру в свои силы, формирует положительное отношение к успеху, который в итоге становится одним из важных побуждающих к деятельности факторов. Вместе с тем, это препятствует развитию страха и мотивации избегания неудачи как побудительной причины учения и любой другой деятельности.
  5. Привлекательность для учащихся процесса учебной и другой деятельности. Результаты обучения тесным образом связаны с включенностью учащегося в сам процесс, поэтому важно, чтобы он был ему интересен и являлся основным мотивационным фактором. Это позволяет усилить степень эмоциональной и интеллектуальной включенности его в учебную деятельность и таким образом повысить результаты.
  6. Ориентация самих педагогов на высокие профессиональные и другие достижения. Согласитесь, что слова о достижениях в устах педагога-неудачника или равнодушного к профессиональным успехам звучит неискренне. Педагог, ориентированный на достижение, является примером для студентов и доказательством состоятельности методов его работы.

- Так, что же такое ситуация успеха?

Диагностический блок

-После того как вы прослушали информацию о ситуации успеха, давайте проверим ваши возможности изменить себя. Итак, я прочту вам 14 утверждений, а вы должны ответить “Да” или “Нет”, ставя напротив порядкового номера утверждения “+” или “-“. (Приложение № 2) [1]

Ключ: если совпали с ключом -1 балл, если нет – 0 баллов. Подсчитайте количество совпадений ваших ответов с ключом по двум шкалам:

  • Готов знать себя – 1, 2, 5, 7,9,11, 13 (ГЗС)
  • Готов и могу совершенствоваться -3, 4, 6, 8, 11, 12, 14.9(ГМС)

Отложите свои показатели по осям ГМС и ГЗС.

  • Квадрат А – могу совершенствоваться, но не хочу себя знать. Вы имеете больше возможностей к саморазвитию, чем желание познать себя. Профессионализм в любой сфере достигается, прежде всего, через нахождение своего индивидуального стиля деятельности. А без самопознания это невозможно.
  • Квадрат Б– хочу знать и могу измениться. Этот уровень показывает ваши большие возможности в самосовершенствовании и способности к реальным изменениям.
  • Квадрат В – не хочу себя знать и не хочу изменятся. Внимательно понаблюдайте за собой. Постарайтесь понять, в чем больше трудностей, где большая преграда на пути к саморазвитию.
  • Квадрат Г – хочу себя знать, но не могу себя изменить. Желая знать больше о себе, еще не владеет хорошо навыками самосовершенствования.

Практическая часть

- Итак, мы с вами выяснили возможности изменить в себе что-либо. Мы уже обсуждали с вами, что такое ситуация успеха. Но высказаться смогли не все. Поэтому, сейчас, мы будем работать по подгруппам. Ваша задача ответить на следующие вопросы:

  • Как ранее вами создавалась ситуация успеха?
  • Как создается ситуация успеха сейчас?
  • Как будет создаваться ситуация успеха в будущем?
  • Подобрать девиз в учебно-воспитательном процессе по созданию ситуации успеха.

-Информацию по этим вопросам вы должны передать с помощью рисунков, знаков и символов. Слова использовать нельзя, можно лишь в девизе. Девизом может быть афоризм, пословица, строчка из песни или ваше собственное высказывание.

Всю эту информацию вы включаете в герб своей группы. Время работы – 10 минут. <Рисунок 1>

- Все готовы. Теперь давайте поменяемся гербами. Задача групп расшифровать гербы и объяснить их содержание. Задача обладателя герба, внимательно слушать интерпритацию других и вносить поправки, если это необходимо. (Идет обсуждение).

- И закончить наше заседание хотелось бы притчей.

Один молодой воин пришел к мудрому пожилому человеку и спросил его: "О мудрец, раскрой мне тайну жизни. В чем разница между небесами и адом?"
Мудрец задумался и ответил: "- Ты глупый молодой человек. Как невежда, подобный тебе, может понять такое? "
Услышав это, молодой воин рассвирепел. "- Да за такие слова я готов тебя просто убить!" – заорал он и достал меч из ножен, чтобы покарать мудреца.
В это же мгновение мудрец сказал: "- Вот это и есть ад".
Услышав эти слова, воин убрал меч в ножны.
- А вот это и есть небеса, - заметил старик.

Литература:

  1. Митин С.Н. Управленческая психотерапевтическая деятельность: Монография. – Ульяновск: ИПК ПРО, 2003. – с. 152-155.
  2. Митина Л.М., Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. – М.: Московский психолого-социальный институт: Филинта, 2001. – с. 59- 60.
  3. Рафальская Е.С. Психолого-педагогические механизмы и этапы организации ситуации успеха у учащихся гимназии. // Психология и школа - №2, 2004. – с. 86-91.