Авторская рабочая тетрадь "Мои первые прогулки по Ханты-Мансийску"

Разделы: Работа с дошкольниками


Воспитание любви к Родине, к своему Отечеству – задача чрезвычайно сложная, особенно когда речь идет о детях дошкольного возраста. Однако в значительной степени такая сложность возникает при попытке переносить на детей «взрослые» показатели проявления любви к Отечеству.

Патриотизм в дошкольном возрасте – это чувство привязанности к родителям и близким, к семье к родному городу, ответственность в маленьких делах и поступках, сопереживание к окружающим людям. Прежде чем человек научится трудиться на благо Родины, необходимо научить его добросовестно выполнять трудовые поручения, привить любовь к труду. Восхищение просторами страны, ее красотой и природными богатствами возникает, если научить ребенка видеть красоту непосредственно вокруг себя.

Можно ли говорить о воспитании любви к родному краю без сообщения детям определенных знаний о нем? Однако практика работы показывает, что при традиционных формах подачи знаний дети проявляют интеллектуальную пассивность, у них не появляется интерес к сообщаемым сведениям о городе, желание и стремление узнать что-то новое.

Необходимость технологий, позволяющих ребенку быть субъектом познавательной деятельности, особенно важна, если речь идет о когнитивном компоненте формирования патриотических качеств. Только в этом случае знания приобретают эмоциогенный и деятельностный характер для ребенка. Реализовать принцип оптимального соотношения между процессами развития, детерминированными действиями взрослого, и процессами  саморазвития, обусловленными собственной активностью ребенка, позволяют рабочие тетради. Главная цель этого жанра учебных пособий – преподнести детям необходимые сведенья, закрепить их через увлекательные и интересные задания для самостоятельной работы.

Рабочая тетрадь «Мои первые прогулки по Ханты-Мансийску» – инновационное издание при ознакомлении дошкольников с малой Родиной. Она содержит особую мотивацию обучения. Всем своим содержанием, заданиями и вопросами тетрадь направлена на «соавторство» ребенка и взрослого. Рабочая тетрадь создает благоприятные условия для умственного развития дошкольников: детям предлагается анализировать, сравнивать, обобщать то, что они видят в окружающей жизни, или то, о чем расскажет или прочитает им воспитатель.

Широко используемые в рабочей тетради занимательные и творческие задания, игры, стимулируют активность детей, создают положительный эмоциональный настрой. Решая проблемные задания познавательно-практической направленности, дети получают новые знания о разных сторонах окружающей действительности. Отобранный материал позволяет формировать мышление дошкольников на основе актуализации личного социального опыта ребенка. Преодолевая трудности вместе со взрослыми, дети приобретают возможность самостоятельно искать ответ на сложный вопрос, видеть в обыденном, привычном что-то новое, удивительное, понять многое из того, что было загадочным и непонятным.

Особенностью рабочей тетради, является ее «открытое пространство» для «письменных» и изобразительных работ. Задания побуждают ребенка вступить в диалог с автором и художником доступными ему средствами. Ребенок становится соавтором тетради по ее «оформлению». Интеграция краеведческого содержания с заданиями по речевому и познавательному развитию способствует параллельному решению многих других аспектов образовательной работы с детьми.

Первостепенное значение имеет индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющая создать ситуацию успеха для каждого ребенка. Для этого в рабочую тетрадь мы ввели знаки: подумай, рисуем, пишем, читаем, материалы повышенной сложности. Переживаемые положительные эмоции, в случае удачного решения задачи – удивление, радость успеха, гордость, создают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к активному поиску нового.

Содержание рабочей тетради разбито на темы: Улицы города, Река Иртыш, Природные парки города, Ханты-Мансийск героический, Ханты-Мансийск спортивный, Площади, Музеи и др. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей своей группы, педагог сам определяет объем и содержание знаний, которыми должны овладеть старшие дошкольники. Тематическое планирование способствует эффективному  усвоению дошкольниками знаний о своем городе. Все предлагаемые в данной рабочей тетради темы связаны между собой логически и вместе представляют целостный образ города.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Ориентируя воспитателей на расширение детского кругозора, Н.К. Крупская подчеркивала, что основным источником впечатлений дошкольников является их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут. Краеведческий материал – основа для понимания детьми своеобразия других далеких краев и областей. Краеведческий материал в рабочей тетради использовался как основа для патриотического воспитания старших дошкольников.

Примеры заданий в рабочей тетради «Мои первые прогулки по Ханты-Мансийску»

Примеры заданий для развития речи детей

1. Повтори чистоговорки:

На центральных улицах
Жизнь кипит, волнуется,
Крутится, кружится,
Не угомонится.

***
Храм на площади стоит
В колокол звонарь звонит.

***
Дождь на площади частит
И прохожих не щадит.

2. Выучи стихотворение А. Кузнецова. 

Здравствуй, праздник День Победы!
День великий, славный!
Ты и взрослый, ты и детский,
Праздник самый главный.

3. Назови место, где с удовольствием могут отдохнуть жители  и гости нашего города (вид Ледового дворца). Попробуй доказать это.

4. Как ты думаешь, о чем рассказывает герб нашего  города?

5. Составь рассказ о флаге города по плану:

  • Какой он формы?
  • Сколько полос на флаге города?
  • Что означает зеленый, желтый, голубой   цвета?
  • Какие символы (предметы), изображены на флаге?
  • Где можно увидеть флаг города?

6. Послушай стихотворение Андрея Тарханова, объясни смысл следующих строк, слов:

Надели  кедры  рукавицы,
Горят  снега, ликуют  птицы.
Ханты-Мансийские  холмы
Всегда  в  почете  у зимы.

Примеры заданий на формирование лексико-грамматической стороны речи

1. Расскажи о реке Иртыш, подобрав слова с противоположным значением:

  • Река не мелкая, а… (глубокая).
  • Река не узкая, а…(широкая).
  • Вода в реке не прозрачная, а… (мутная).
  • Берега реки крутые и …(пологие).

2. Догадайся по нарисованным листьям и плодам, какие деревья растут в нашем городе (образование существительных и прилагательных).

3. На улицах города ты видишь разные виды пассажирского транспорта. Вспомни, какой транспорт не встретишь в Ханты-Мансийске?

4. Жители Ханты-Мансийска, как и всей нашей страны, помнят и чтят земляков, защитников Родины. В музеях города хранятся предметы военного времени. Назови их (рисунок 1).

Примеры заданий на формирование слогового и звукобуквенного анализа слов

1. Соедини одинаковые шарики ниточками и узнай, на территории какого края расположен наш город? (рисунок 2)

2. Составь слова из первых букв данных слов и прочитай название моста, перекинутого через Иртыш:

СЛОН  ПОЛ  ИГЛА  НОЖ  АИСТ
ДОМ  РУКА  АРБУЗ  КОТ  ОВЦА  НИТКИ  АВГУСТ

3. Перенеси буквы по цветным линиям, и ты узнаешь название одной из самых длинных улиц города (рисунок 3).

4. Обозначь первый звук в названиях предметов буквой. Ты прочитаешь фамилию биатлониста, олимпийского чемпиона, воспитанника Ханты-Мансийской детско-юношеской спортивной школы, которым гордится наш город, страна (рисунок 4).

5. На площади речного вокзала установлена скульптура девушки. Это символ героини произведения А. Грина «Алые паруса», ждущей и провожающей корабли. Её имя спряталось в этих картинках. Ты уже догадался, как ее зовут? (рисунок 5).

6. Каждая городская площадь красива по-своему, неповторима. Составь слова из первых слогов данных слов, и ты сможешь прочитать названия знакомых объектов (рисунок 6).

7. Какие знакомые слова спрятались в этих картинках? (рисунок 7).

8. В одном из красивейших мест города – в хвойном бору – расположен Окружной открытый стадион. На его территории регулярно проводятся соревнования по разнообразным видам спорта. Переставь слоги так, чтобы получились названия видов спорта: НИСТЕН (теннис), БОЛФУТ (футбол), МАШАХТЫ (шахматы) и др.

Примеры творческих заданий

1. Отгадай загадку. Нарисуй отгадку.

2. Поздравь ветерана с Днем Победы. Что ты ему пожелаешь? За что поблагодаришь?

3. Нарисуй поздравительную открытку ко дню города.

4. Придумай и расскажи, какой памятник тебе хотелось бы установить в городе.

5. Нарисуй свою малую Родину. Это могут быть город, улица, твоя семья.

6. Придумай свое название будущим улицам города. Объясни, почему ты их так назовешь.

7. Придумай наградной знак, которым может быть отмечен Ханты-Мансийск за заслуги перед Родиной.

8. Представь, каким будет Ханты-Мансийск через сто, двести и даже тысячу лет. Опиши город таким, каким он не должен стать в следующем веке.

9. Придумай правила настоящего Ханты-мансийца.

10. Нарисуй на тему «Моя семья в истории города» (или герб семьи).

Примеры заданий на развитие мышления

1. Какое слово не подходит: лыжня, биатлонист, лёд, мишень.

2. Каких видов речного транспорта нет на Иртыше: катер, метеор, подводная лодка, теплоход.

3. Узнай, по словам, о какой площади города идет речь:

Факел, монумент, медали, победители (Площадь спортивной славы)

Вокзал, река, набережная, скульптура «Ассоль» (Площадь речного вокзала).

4. Отгадай загадки и узнаешь, каких птиц можно увидеть или услышать в парках родного города.

5. Разгадай ребус (рисунок 8).

Примеры заданий для развития мелкой моторики

1. Раскрась флаг нашего города (рисунок 9).

2. Найди место недостающим элементам герба города. Раскрась их (рис. 10).

3. Улица Гагарина ведет к реке. Продолжи рисовать по контуру узор решетки набережной Иртыша (рисунок 11).

4. Проложи лыжню в Центре лыжного спорта. Выполни задание по клеточкам (графический диктант).

5. Догадайся, куда направляются дети. Помоги им пройти через лабиринт (рисунок 12).

6. Раскрась правильно (рисунок 13).