Цели:
- вывести алгоритм умножения многозначного числа на трехзначное;
- организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях;
- развивать речь, мышление, навыки устных и письменных вычислений, самоконтроль.
Оборудование:
- учебник “Математика”, 4 класс, авторы В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева, М.: Вентана–Граф, 2006 г.;
- тетрадь “Математика”, 4 класс, авторы В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева, М.: Вентана– Граф, 2008 г.;
- компьютер, проектор, экран;
- карточки с разноуровневыми заданиями.
ХОД УРОКА
- Организационный момент
Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит.
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Ты нам, математика, даешь
Для победы важную закалку.
Учится с тобою молодежь
Развивать и волю, и смекалку.
Вот и мы сегодня продолжим развивать волю, смекалку и накапливать знания, отрабатывать умения.
- Актуализация опорных знаний и постановка темы урока
- – Какую тему мы изучали на предыдущих уроках? (Умножение многозначного числа на двузначное)
– Укажите устные приемы умножения на 11, 99, 25, 50.
38 • 11 246 • 11 89 • 99 127 • 99 |
42 • 25 224 • 25 64 • 50 246 • 50 |
- – Как изменится произведение, если один из множителей увеличить? (Увеличится в столько же раз)
– А если один из множителей уменьшить? (Уменьшится в столько же раз)
– Произведение двух чисел равно 315. Чему будет равно произведение, если один из множителей увеличить в 5 раз? (1575)
– Произведение двух чисел равно 600. Чему будет равно новое произведение, если один из множителей уменьшить в 10 раз? (60)
- – Найдите значение произведений: 12 • 3, 18 • 3, 14 • 3, 11 • 3. (36, 54, 42, 33)
– Расположите их в порядке возрастания. (33, 36, 42, 54)
– Найдите закономерность и продолжите последовательность чисел. 33, 36, 42, 54, , , ,
- Изучение новых знаний
- – Как называются числа при умножении?
– Как называют результат умножения?
– Объясните, что значит 267 • 385. (Число 267 умножили на каждый разряд числа 385)
Для учителя
- 267 • 5 = 1335
- 267 • 80 = 21360
- 267 • 300 = 80100
- Работа по учебнику.
– Откройте с. 61 и посмотрите, как выполнено умножение в первом столбике.
– Что показывают нули во втором и третьем неполном произведении? (Умножение на десятки и умножение на сотни.)
– Как выполнено умножение во втором столбике? (Умножили на единицы и получили первое неполное произведение. Умножили на десятки и записали под десятками, получили второе неполное произведение. Умножили на сотни и подписали под сотнями, третье неполное произведение. Затем все произведения складываются.)
– Какой способ умножения рациональнее? Почему?
– Молодцы!
– Это и есть тема нашего урока: “Умножение многозначного числа на трехзначное”, и вы сами вывели алгоритм письменного приема умножения на трехзначное число.
- Работа по учебнику. С. 61 № 228.
– Какие числа сложили при выполнении умножения?
Для учителя. 972, 6480, 32400
- Этап проверки понимания изученного
Работа с учебником – тетрадью. С. 49 № 152.
– Заполните пропуски.
Физкультминутка.
Мы старались, мы учились
И немного утомились.
Сделать мы теперь должны
Упражненье для спины.
(Вращение корпусом влево и вправо.)
Мы работаем руками,
Мы летим под облаками.
Руки вниз и руки вверх.
Кто летит быстрее всех?
(Дети имитируют движение крыльев.)
Чтобы ноги не болели,
Раз – присели, два – присели,
Три, четыре, пять и шесть,
Семь и восемь, девять, десять.
(Приседания.)
Рядом с партою идем, (Ходьба на месте.)
И садимся мы потом. (Дети садятся за парты.)
- Контроль и самоконтроль (разноуровневые задания)
- Уровень 1. Реши с объяснением.
115 • 163
236 • 374
563 • 113
264 • 856
- Уровень 2. Реши с объяснением.
(514 + 297) • (368 + 237)
(489 + 263) • (374 + 449)
(394 + 386) • (825 – 319)
(763 – 278) • (924 – 637)
- Уровень 3. Сравни.
576 • 823 … 659 • 743
269 • 574 … 356 • 429
1264 • 216 … 2139 • 151
6431 • 333 … 9075 • 152
- Этап обобщения и систематизации знаний.
Работа у доски.
– А сейчас мы будем отрабатывать навык умножения многозначного числа на трехзначное при решении задач и выражений.
– Я предлагаю решить задачу.
Отдел социальной защиты к празднику закупил в цветочном магазине 126 букетов роз и 258 букетов лилий. Каждый букет роз стоит 585 рублей, а букет лилий – 535 рублей. Сколько стоит вся покупка? (Самостоятельное решение задачи.)
– Хотите проверить свои знания при нахождении значения выражения?
382 • 915 + 618 • 915 – 749 • 729 + 251 • 729
– Теперь приготовьте линейки и карандаши.
Начертите прямоугольник со сторонами 8 см и 2 см. Проведите прямую, чтобы получился квадрат и прямоугольник. Докажите, что это квадрат, найдите его площадь, и укажите общую сторону.
- Домашнее задание.
Краткий разбор, с. 62, № 232.
- Итог урока.
- Чему научились?
- Всем ли было легко?
- Какие трудности испытывали?
- Надо ли еще потренироваться?
– Спасибо всем за урок.
- Рефлексия.
– Оцените свою работу на уроке и работу всего класса. (Дети показывают оценки.)