Урок по теме "Умножение многозначного числа на трехзначное"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • вывести алгоритм умножения многозначного числа на трехзначное;
  • организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях;
  • развивать речь, мышление, навыки устных и письменных вычислений, самоконтроль.

Оборудование:

  • учебник “Математика”, 4 класс, авторы В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева, М.: Вентана–Граф, 2006 г.;
  • тетрадь “Математика”, 4 класс, авторы В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева, М.: Вентана– Граф, 2008 г.;
  • компьютер, проектор, экран;
  • карточки с разноуровневыми заданиями.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит.
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Ты нам, математика, даешь
Для победы важную закалку.
Учится с тобою молодежь
Развивать и волю, и смекалку.

Вот и мы сегодня продолжим развивать волю, смекалку и накапливать знания, отрабатывать умения.

  1. Актуализация опорных знаний и постановка темы урока
  1. – Какую тему мы изучали на предыдущих уроках? (Умножение многозначного числа на двузначное)

– Укажите устные приемы умножения на 11, 99, 25, 50.

38 • 11
246 • 11
89 • 99
127 • 99
42 • 25
224 • 25
64 • 50
246 • 50
  1. – Как изменится произведение, если один из множителей увеличить? (Увеличится в столько же раз)

– А если один из множителей уменьшить? (Уменьшится в столько же раз)

– Произведение двух чисел равно 315. Чему будет равно произведение, если один из множителей увеличить в 5 раз? (1575)

– Произведение двух чисел равно 600. Чему будет равно новое произведение, если один из множителей уменьшить в 10 раз? (60)

  1. – Найдите значение произведений: 12 • 3, 18 • 3, 14 • 3, 11 • 3. (36, 54, 42, 33)

– Расположите их в порядке возрастания. (33, 36, 42, 54)

– Найдите закономерность и продолжите последовательность чисел. 33, 36, 42, 54, , , ,

  1. Изучение новых знаний
  1. – Как называются числа при умножении?

– Как называют результат умножения?

– Объясните, что значит 267 • 385. (Число 267 умножили на каждый разряд числа 385)

Для учителя

  • 267 • 5 = 1335
  • 267 • 80 = 21360
  • 267 • 300 = 80100
  1. Работа по учебнику.

– Откройте с. 61 и посмотрите, как выполнено умножение в первом столбике.

– Что показывают нули во втором и третьем неполном произведении? (Умножение на десятки и умножение на сотни.)

– Как выполнено умножение во втором столбике? (Умножили на единицы и получили первое неполное произведение. Умножили на десятки и записали под десятками, получили второе неполное произведение. Умножили на сотни и подписали под сотнями, третье неполное произведение. Затем все произведения складываются.)

– Какой способ умножения рациональнее? Почему?

– Молодцы!

– Это и есть тема нашего урока: “Умножение многозначного числа на трехзначное”, и вы сами вывели алгоритм письменного приема умножения на трехзначное число.

  1. Работа по учебнику. С. 61 № 228.

– Какие числа сложили при выполнении умножения?

Для учителя. 972, 6480, 32400

  1. Этап проверки понимания изученного

Работа с учебником – тетрадью. С. 49 № 152.

– Заполните пропуски.

Физкультминутка.

Мы старались, мы учились
И немного утомились.
Сделать мы теперь должны
Упражненье для спины.

(Вращение корпусом влево и вправо.)

Мы работаем руками,
Мы летим под облаками.
Руки вниз и руки вверх.
Кто летит быстрее всех?

(Дети имитируют движение крыльев.)

Чтобы ноги не болели,
Раз – присели, два – присели,
Три, четыре, пять и шесть,
Семь и восемь, девять, десять.

(Приседания.)

Рядом с партою идем, (Ходьба на месте.)
И садимся мы потом. (Дети садятся за парты.)

  1. Контроль и самоконтроль (разноуровневые задания)
  • Уровень 1. Реши с объяснением.

115 • 163
236 • 374
563 • 113
264 • 856

  • Уровень 2. Реши с объяснением.

(514 + 297) • (368 + 237)
(489 + 263) • (374 + 449)
(394 + 386) • (825 – 319)
(763 – 278) • (924 – 637)

  • Уровень 3. Сравни.

576 • 823 … 659 • 743
269 • 574 … 356 • 429
1264 • 216 … 2139 • 151
6431 • 333 … 9075 • 152

  1. Этап обобщения и систематизации знаний.

Работа у доски.

– А сейчас мы будем отрабатывать навык умножения многозначного числа на трехзначное при решении задач и выражений.

– Я предлагаю решить задачу.

Отдел социальной защиты к празднику закупил в цветочном магазине 126 букетов роз и 258 букетов лилий. Каждый букет роз стоит 585 рублей, а букет лилий – 535 рублей. Сколько стоит вся покупка? (Самостоятельное решение задачи.)

– Хотите проверить свои знания при нахождении значения выражения?

382 • 915 + 618 • 915 – 749 • 729 + 251 • 729

– Теперь приготовьте линейки и карандаши.

Начертите прямоугольник со сторонами 8 см и 2 см. Проведите прямую, чтобы получился квадрат и прямоугольник. Докажите, что это квадрат, найдите его площадь, и укажите общую сторону.

  1. Домашнее задание.

Краткий разбор, с. 62, № 232.

  1. Итог урока.
  • Чему научились?
  • Всем ли было легко?
  • Какие трудности испытывали?
  • Надо ли еще потренироваться?

– Спасибо всем за урок.

  1. Рефлексия.

– Оцените свою работу на уроке и работу всего класса. (Дети показывают оценки.)