Цели урока:
- Обучающая:
- обеспечить условия для формирования понятий острый и тупой углы;
- отрабатывать алгоритм определения видов углов;
- организовать исследование углов геометрических фигур;
- совершенствовать вычислительные навыки.
- Развивающая: развивать математическую речь, внимание, логику мышления, практические навыки работы при определении вида угла, искать пути установления логической ассоциации, мотивы деятельности.
- Воспитательная: прививать стремление к познанию нового, интерес к математической и астрономической наукам.
Оснащенность урока: Л.Г.Петерсон. Математика. 2 класс, учебник-тетрадь. – М.: Баласс, «Школа 2100»; рабочая тетрадь, карандаш, треугольник, ручка, снимки карты звездного неба, вопросник для рефлексии «Я на уроке», листы с изображением разных видов углов, «звезды», выполненные из цветной бумаги, цветные полоски разной длины, магнитофон, интерактивный комплекс; диск CD-RW.
Тезаурус урока: острый и тупой углы, созвездие, астроном, телескоп.
Ход урока
I. Мобилизующее начало (на фоне музыки)
Слово учителя
Не привыкайте к чудесам
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам
Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам
Прикладывайтесь к родникам
Ничто не повторится.
За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье
Все будет так, конечно, так
Через одно мгновенье.
Слайд 1
Давайте попытаемся не упустить этот миг и увидеть чудеса, подаренные нам царицей математикой.
В течение урока-поиска вы будете сами оценивать свою деятельность на маршрутных листках. (Каждый учащийся получает маршрутный лист)
Наш поиск организуем по следующему маршруту
План маршрута
Слайд 2
Настал момент произнести магическую фразу: «Мы начинаем поиск».
Английский драматург Бернард Шоу сказал: «Единственный способ узнать, что-то - это что-то делать». И так за дело.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Я умею думать.
Упражнения для формирования вычислительных навыков.
Учитель. Решив эту числовую цепочку, вы сделаете первый шаг к разгадке тайны.
Слайд 3
2. И это все о них
Слайд 4
- Какой угол не расстается с найденным нами числом 90? (прямой)
- С чего начинают свою жизнь углы? (с точки)
- Назовите номера прямых углов. Исследуйте прямой угол. (градусная мера прямого угла равна 90◦, стороны угла являются лучами)
- Какая черта характера человека скрывается в названии этого угла? (прямолинейность, правдивость, прямота)
- Продолжите цепочку словосочетаний: острый глаз, острый язык, острый ум… (острый угол). Назовите номера острых углов.
- Дайте название углу, который является антонимом острого угла? (тупой)
- Назовите тупые углы.
Учитель. Я думаю, вы догадались, какую тайну нам предстоит открыть на уроке. Сформулируйте тему урока.
III. Сообщение темы урока.
Главными источниками исследования на уроке будут острый и тупой углы.
IV. Постановка проблемы и открытие нового.
1. Мы в поиске.
- Рассмотрите еще раз внимательно углы и найдите отличительные особенности острого угла, сравнивая его с прямым. (Он меньше прямого, т.е. градусная мера меньше 90°).
- А отличительна особенность тупого угла? (Он больше прямого угла, т. е градусная мера больше 90°).
- Это вы заметили визуально, предположили, а как еще можно определить вид угла? (Способом наложения).
- Тогда давайте выяснять, как это сделать.
- Какую работу мы проводим? При помощи какого инструмента? (Образец слайда 4 у каждого учащегося).
2. Игра – экспромт.
(Учитель пытается сам наложить треугольник на угол и делает вид, что не может этого сделать).
- Ребята, кто поможет мне?
- Я хочу попросить вас доказать вид этого угла.
(Предлагаю обратить внимание на углы, вид которых трудно определить визуально).
Для учащихся, которые испытывают трудность в определении вида угла, предлагаю памятки
3. Коллективное составление программы действий для определения вида угла.
Вывод: Если вершина и одна сторона угла совпадает с вершиной и стороной прямого угла, а другая сторона находится внутри прямого угла треугольника - это острый угол, а если вне прямого угла – это тупой угол.
4. Работа по учебнику
- Откройте учебник на с. 108.
Наш вывод соответствует данному выводу в учебнике?
Значит мы молодцы! Мы открыли тайну углов и можем себе поаплодировать.
V. Погружение в изучаемую тему.
1. Агентство «Секретные материалы»
Синева, синева, синева (на фоне музыки)
Ветерок умиленный воркует.
Только ввысь ты поднимешь глаза
И увидишь…Что? (небо)Льется с неба синий цвет
И конца у неба нет.
Кто мне может дать ответ?
Я права? А может, нет? (огромно, необъятно, бесконечно)
- С какой геометрической фигурой можно сравнить небо? (прямой)
Слайд 5
Я сегодня могу подарить вам только мизерную частичку неба, которая поможет вам еще одну открыть тайну углов.
(На столах снимки звездного неба).
- Посмотрите на небо. Что это за точечки? (звезды)
- Их на небе более 200 млн., старые и молодые, великаны и карлики.
- А группы звезд изображающие фигуры? (созвездия).
- Это целая семья весенних созвездий.
Обращаю ваше внимание на три созвездия – Лев, Дева и Волопас. Они составляют главную часть на весеннем звездном небе, хорошо видны в весеннее время года, а некоторые звезды этих созвездий можно увидеть даже невооруженным глазом. Вы догадались, почему именно эта часть неба появилась на экране? (завтра наступи весна)
- Да, мы уже чувствуем запах весны, слышим ее дыхание.
2. Физминутка
Ребята с неба упала звездочка, рассмотрите ее.
Последите за ней глазками.
Что удивительное вы заметили? (У нее есть углы)
Она так ярко светит, что вам захотелось зажмурить глазки.
Реснички опускаются, глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем, про звезду не забываем.
Поиграйте зрачками.
Откройте глазки и найдите звездочку.
(В классе размещено несколько звезд, надо найти именно ту, которая «спустилась с неба».)
Вот такая самая яркая звезда, оранжевого цвета есть в созвездии «Волопас» и носит имя Арктур. Она находится в точке А. Звезда Арктур, расположена от Земли на расстоянии 36 световых лет.
Слайд 6
3. Работа в парах.
- Предлагаю исследовать неизвестное нам созвездие Волопас с математической точки зрения.
Дети: Это многоугольник АВСД, имеет 4 угла, 4 стороны, 4 вершины)
- Назовите виды углов многоугольника АВСД
Ответы детей.
4.Практическая работа
- Математика – наука точная. Давайте будем доказывать наши гипотезы. (Определение видов углов у созвездия Волопас).
Желающие доказать свои варианты работают у экрана.
Учащиеся записывают данные в тетрадь.
Слово учителя
Существует мифологическая легенда. Когда-то в незапамятные времена у царя Лаокаона была дочь – красавица Каллисто. Она считалась не только красивейшей из смертных, но и соперничала по красоте даже с прекрасной богиней Герой – супругой всемогущего бога Зевса. Ревнивая богиня решила отомстить сопернице и превратила Каллисто в безобразную медведицу. Когда сын Каллисто Аркас вернулся с охоты и увидел у дверей дома дикого зверя, ничего не подозревая, хотел убить свою мать-медведицу. Но бог Зевс не допустил преступления. Он удержал руку Аркаса, а Каллисто взял на небо, превратив в красивое созвездие. Юный Аркас тоже не остался на Земле, а переселился на небо в качестве «Волопаса» стража и хранителя. По сей день мать, и сын находятся рядом на звездном небе и сын бережно охранят покой матери.
VI. Применение знаний и умений
- Ребята, как называют людей, которые изучают Вселенную? (астрономы)
Слайд 7
- Давайте помечтаем.
- Вы астрономы.
- Возьмите в руки прибор для наблюдения за звездами
- А как он называется? (Телескоп)
(Учащиеся руками изображают телескоп).
- Понаблюдайте за созвездиями.
- Вы заметили у них что-то общее? (геометрические фигуры)
- Каждый астроном мечтает открыть свою звезду.
- А мы сегодня откроем свое созвездие и дадим ему имя.
- Вооружитесь линейкой и карандашом, откройте тетрадь и начнем осуществлять нашу мечту.
- Кто желает дать начало нашему открытию?
- Чтобы процесс построения фигуры-созвездия приносил удовольствие, надо четко выполнять алгоритм построения углов.
Построение углов по желанию.
- Как бы вы хотели назвать наше созвездие? (варианты учащихся)
- Ребята, позвольте мне предложить, свое название.
Слайд 8
- Поменяв местами одинаковые углы, вы откроете мою тайну. (Созвездие «Молодцов»)
Вы, мои звездочки-молодцы. Спасибо за работу!
VII. Рефлексия.
1. Я открыл тайну.
- Какую тайну углов вы открыли на уроке?
- Нарисуйте свое настроение и поработайте с вопросами на листке.
«Я на уроке»
- Я доволен(а) своей работой (да,нет)
- Мне было трудно…(да,нет)
- Я могу похвалить себя за…
- Я хочу сказать учителю…
2. Посоветуйтесь со своей совестью и поставьте себе отметку.
- А какую отметку поставила вам я за урок, расскажут звезды.
(Раздаю бумажные звездочки, количество углов соответствует отметке)
VI. Разноуровневое домашнее задание
С.109. № 8
С.109. № 9
С.109. № 11
Резерв. Постройте цифру-угол из полосок. Количество углов должно соответствовать цифрам 1, 2, 3, 4 (полоски в конверте).
Приложение. Презентация к уроку.