Одной из ведущих задач экологического образования школьников в настоящее время стало формирование ответственного отношения к окружающей среде. Для её решения требуется организация не только теоретических занятий, но и практической деятельности, в ходе которой дети должны овладеть умениями и навыками правильного поведения в природе, научиться оценивать состояние окружающей среды ближайшего природного окружения - двора, улицы, пришкольного участка и т.п.; вносить свой практический вклад в сохранение и улучшение богатств и красоты природы.
Наиболее интересным аспектом деятельности старших школьников в этом направлении является участие в работе по изучению и оценке экологического состояния школы и близлежащих территорий. Подобную работу целесообразно проводить с учащимися 10–11 классов в рамках внеурочной деятельности. Её цель - активизировать внимание школьников к экологическому состоянию ближайшего окружения; обобщить и углубить их знания о влиянии окружающей среды на здоровье человека; сформировать умения и навыки, необходимые для изучения и оценки экологического состояния окружающей среды; продолжить воспитание ответственного отношения к природе и здоровью человека; мотивировать необходимость деятельности по благоустройству школьных помещений.
При выполнении заданий школьники изучают экологическое состояние одного или нескольких школьных помещений – кабинета, столовой, мастерских. Учащиеся дают оценку эмоционального восприятия данного помещения; исследуют его санитарно – гигиеническое состояние; определяют площадь и кубатуру объекта, влажность воздуха, вентиляционный режим, освещённость помещения, уровень внешней и внутренней шумовой нагрузки; описывают качество и расстановку мебели и оборудования, окраску стен, пола, определяют их соответствие эстетическим требованиям; изучают озеленённость помещения и описывают его эстетическое оформление.
Эмоциональное восприятие помещения
Оценка эмоционального восприятия любого обследуемого объекта и уровень экологической комфортности выражает эмоциональное сиюминутное отношение человека к этому объекту, возникшее в процессе знакомства с ним.
Для этого нужно подготовить и провести анкетирование учащихся. Примерные вопросы: какое помещение, на ваш взгляд, наиболее уютное в школе; в каком кабинете вам нравится (не нравится) находиться, работать.
Проанализировав данные анкеты, мы сделали следующие выводы:
- дети интуитивно выбирают цвета, отражающие их эмоциональную потребность;
- большинство ответов совпадают с установками государственных стандартов;
- предпочитаемые школьниками цвета – зелёный, розовый, жёлтый;
- планируя дизайн школы, и оформляя кабинеты, администрация и учителя должны учитывать влияние цвета на эмоциональное состояние школьников.
Данные исследования, полученные в результате выполнения работы,
Подтверждают гипотезу: цветовой дизайн помещений может оказывать влияние на эмоциональное состояние школьников.
Определение площади и кубатуры помещения
При помощи рулетки измерьте длину, ширину и высоту учебного кабинета, определите его площадь и кубатуру, Рассчитайте, какая площадь приходится на одного учащегося (по количеству посадочных мест). Сопоставьте полученные данные с санитарно – гигиеническими нормами, принятыми для школьных помещений.
Мы измерили площадь кабинетов. Кабинет биологии: S = 48 м2; на одного человека приходится 1,92м2. Кабинет химии: S = 60 м2; на одного человека приходится 2,4 м2.
В кабинетах биологии и химии площадь на одного учащегося меньше нормы, предлагаемой СанПиНом (2,5 м2), т.е. не соответствует гигиеническим нормам.
Описание качества и расстановки мебели и оборудования
Опишите расстановку мебели и оборудования в кабинете. Подумайте, рационально ли используется площадь помещения, что лишнее, загромождающее кабинет необходимо убрать, переставить. Выясните у учителя, все ли оборудование, необходимое для учебного процесса, есть в кабинете.
В кабинетах помещение используется рационально, нет ничего лишнего, загромождающего кабинеты. В кабинете химии есть демонстрационный стол, вытяжной шкаф, сливная раковина. Основное количество учебных пособий и технические средства обучения хранятся в лабораторных комнатах, как в кабинете химии, так и в кабинете биологии.
Качество материалов, используемых в помещении
Определите и опишите: из какого материала сделаны, и каким цветом окрашены полы, стены и потолки помещения, классная доска; как сочетается цветовая окраска мебели с окраской помещения и его оформлением. Обратите внимание на соответствие цветовой гаммы и ориентации помещения относительно сторон горизонта.
В кабинете биологии деревянные парты и шкафы. Стены класса окрашены в светло-розовый цвет. Цветовая окраска мебели сочетается с его оформлением, В кабинете много зелёных растений. В кабинете химии деревянные парты и шкафы. Стены окрашены в зеленоватый цвет. Цветовая окраска мебели сочетается с его оформлением. В кабинете много зелёных растений.
В кабинетах классные доски тёмно-зелёного цвета. Рабочая поверхность досок ровная. Цвет стены, на которой расположена доска, более светлая, чем остальные.
Определение температуры воздуха
Определите температуру воздуха в исследуемом помещении. Установите термометр на деревянную поверхность в 1,5 м. от пола и 1,2 м. от стены на 20 минут. Сравните полученные результаты санитарно- гигиеническими нормами.
В кабинете химии температура – 19°, в кабинете биологии – 20°. В учебных кабинетах по нормам СанПиНа температура воздуха при ленточном остеклении должна быть 19°–21°.
Изучение вентиляционного режима помещения
Осмотрите все вентиляционные отверстия, (фрамуги, форточки), проверьте, действуют ли они. Определите общую площадь вентиляционных отверстий и рассчитайте по формуле коэффициент аэрации (проветриваемости).
КА= П : п/п, где КА – коэффициент аэрации, П – площадь всех вентиляционных отверстий, п/п – площадь пола.
В течение 2-3 дней проследите, как проводится проветривание исследуемого вами помещения.
Общая площадь вентиляционных отверстий в кабинете химии – 2,16 м2, В кабинете биологии – 2,0 м2. Фрамуги и форточки функционируют в любое время года.
В кабинете химии КА=0,03%, в кабинете биологии КА=0,025%, что соответствует нормам СанПиНа.
Определение величины естественного освещения
Определите величину естественной освещенности по формуле: СК= п/о : п/п, где СК – световой коэффициент, п/о – площадь окон помещения, п/п – площадь пола.
Определите искусственное освещение по формуле: КИО = М х Н : п/п, где КИО – коэффициент искусственного освещения, М – мощность лампы искусственного освещения, Н – количество ламп.
Опишите освещённость проверяемого помещения, при этом отметьте: достаточно ли естественного света и искусственного освещения, не ослепляет ли искусственный свет глаза учащихся, создается или нет блеск на поверхностях столов и доске, с какой стороны падает свет на рабочие столы учащихся, какова чистота оконных стекол на момент проверки.
В кабинете химии и биологии площадь окон равна 15,62 м2. Величину естественной освещённости помещения определили по формуле. Количество ламп в кабинете химии - 32 шт., в кабинете биологии - 24 шт., мощность одной лампы-40 ватт.
В кабинете химии СК=2,1%, в кабинете биологии СК=3,2%. По нормам СанПиНа в учебных помещениях при одностороннем боковом, естественном освещении СК должен быть не менее 1,5%.
В кабинете химии КИО=17,78%, в кабинете биологии КИО=20%.
Изучение озеленённости помещения
Подсчитайте количество декоративных растений в обследуемом помещении. Опишите их состояние, ухоженность, размещение. Достаточно ли, на ваш взгляд, количество растений в данном помещении? Какие советы по их размещению вы могли бы дать?
В кабинете химии 143 растения, в кабинете биологии 35 растений. В кабинетах они устанавливаются на подставках-цветочницах, на полу или подвешиваются на стенах, при этом, не затеняя естественного освещения. Растения - здоровые и ухоженные. Они придают помещению более эстетичный вид. Являются очистителями воздуха от загрязняющих веществ.
Состояние помещений нашей школы
Экологическое состояние учебного помещения влияет как на здоровье, так и на психику школьников. Исходя из исследовательских данных, выяснили, что исследуемые учебные помещения в основном соответствует санитарно-гигиеническим нормам. Отклонения наблюдаются только в площади, приходящейся на одного учащегося.
Литература:
- О.А.Шклярова « Изучение экологического состояния школы»; М.: «Педагогика», «Биология в школе», №3 1990.
- В.Г.Зарубин, Ю.В.Новиков «Гигиена города»; М.: Медицина, 1988.