Модернизация системы образования в России нацелена на приведение результатов ее деятельности в соответствии с запросами государства, общества и личности, т.е. в соответствии с социальным заказом.
Конкурентная способность на современном рынке труда зависит от способности человека приобретать и развивать умения, навыки, которые могут применяться к целому ряду жизненных ситуаций, осваивать новые технологии. Поэтому одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирование активной позиции, субъектности учащегося в учебном процессе. Ее решение особенно актуально для начального звена школьного обучения, поскольку с позиции отечественных психологов (Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, В.В.Рубцова, Д.Б. Эльконина и др.) учебная деятельность в данный период является ведущей в психологическом развитии детей 7-10 лет. В связи с этим, большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и исключение из практики непродуктивных стилей и форм педагогического общения, методов обучения. Среди последних, наиболее успешными, с точки зрения решения названной задачи, в начальной школе признаны: проблемное изложение, частично-поисковый метод, квазиисследование, довольно широко применяемые не только в системе развивающего обучения, но и в системе обучения Виноградовой Н.Ф.
В настоящее время знаниевую ориентацию школы сменило компетентностно-ориентированное образование, нацеленное на формирование у выпускника ключевых компетентностей.
Для системной работы по данной проблеме: компетентностно-ориентированного обучения, я провела анализ всей программы и установила соответствие выбираемых форм и методов основной цели – формированию ключевых компетентностей. Классно-урочная система идеально подходит для интенсивного изучения определенного объема знаний, для формирования же компетентностей классно-урочная система перерождается в открытую форму индивидуального, личностно-ориентированного обучения, которую организовать сложно, но возможно, имея пятидневную учебную неделю с 35-минутными уроками и свободное время во второй половине дня для индивидуального консультирования, для приобретения опыта социального взаимодействия. Чтобы каждый ученик моего класса по окончанию начальной школы мог сказать «Я это могу, я это умею», я использую различные методы и формы обучения: словесные (речевые), наглядные, практические методы, игры, праздники, эстафеты, групповые формы работы, учитывая индивидуальные особенности детей.
Для того, чтобы дети делали ответственный и осознанный выбор, учебный процесс строю так, чтобы они были способны анализировать различные ситуации, ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей, умели планировать результат своей деятельности, разрабатывать алгоритмы его достижения и оценивать конечный результат. Формирование данной компетентности можно рассмотреть на примере проектной деятельности в рамках программного раздела «Народная мудрость» (2 класс по программе 1-4). Проблема заключается в том, что дети не знают, где в обычной жизни можно использовать произведения различных жанров устного народного творчества. Я предлагаю учащимся проанализировать такую ситуацию: «Алеша с нетерпением ждал свой день рождения, и вот этот долгожданный день настал. К нему пришли с поздравлениями друзья. Он без промедления стал угощать их именинным пирогом, который всем очень понравился. Но не прошло и получаса, как гости стали расходиться», затем определить проблему и цель предстоящей деятельности. Разделившись на группы, учащиеся составляют ее план работы:
- определить круг источников (родители, библиотека, компьютер и т.д.). Продукт – информация.
- подбор, анализ информации. Продукт – выдержки, записи и т.д.
- продукт группы (альбом, книжки и т.д.).
Работа по проектной деятельности ведется и на уроках технологии, где учащиеся выполняют различные проекты: творческие, групповые, индивидуальные.
В результате работы над проектами у учащихся формируется ряд компетентностей: готовность делать ответственный и осознанный выбор, технологическая, коммуникативная, социальная, информационная компетентности, готовность к самообразованию. В процессе обучения дети учатся понимать, присваивать и реализовывать инструкцию, описание технологии, алгоритма деятельности. Это происходит не только на уроках технологии, когда дети в течение 4 лет учатся читать схемы, чертежи, а затем грамотно выполнять то или иное изделие, но и на других уроках. Данная компетентность формируется и на уроках русского языка, когда дети выводят, а затем используют алгоритмы деятельности. Например, в 3классе: «Как найти грамматическую основу предложения», «Как провести разбор слова по составу», «Как определить падеж имени существительного», «Как писать изложение» и др. В математике многие задания требуют использования инструкций, алгоритмов. Это и алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел, и алгоритм построения отрезков.
На различных уроках я использую проблемный метод обучения, т.е. новый материал преподносится так, чтобы ученику захотелось узнать еще больше. Очень часто, прочитав небольшие сведения в учебнике «Литературного чтения» или «Окружающего мира» о каком-либо известном человеке, событии или явлении, дети самостоятельно находят дополнительный материал и представляют его в виде сообщений, которыми дети в любой момент могут воспользоваться. Иногда само задание в учебнике предполагает работу с дополнительной литературой. Например, в учебнике «Окружающий мир» по теме «Жизнедеятельность животных» есть задание: подготовить сообщение «Как звери воспитывают свое потомство».
Практически на каждом уроке русского языка и литературного чтения, начиная с 1 класса, у учащихся возникает потребность обратиться к словарю. Уже к концу 2 класса дети не только имеют представление о различных видах словарей (толковый, фразеологический, орфоэпический), но и умеют ими пользоваться. Так, в течение 4 лет, проводится подготовка учащихся к работе со справочным материалом, т.к. это является необходимым звеном в формировании готовности к самообразованию.
Ведущей деятельностью ребенка 6-7 лет становится учебная деятельность, и формирование коммуникативной компетентности должно происходить на уроках. Это возможно, если ученик не объект, а субъект процесса обучения, то есть обучение должно проходить в деятельностной форме. Сформировать данную компетентность помогает групповой метод работы. Дети учатся ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации: получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения как в диалоге, так и в публичном выступлении. Планируя урок, прежде как передачу информации, я всегда учитываю и различные функции общения:
- установление взаимоотношений людей;
- обмен знаниями, действиями, идеями, духовно-нравственными ценностями;
- межличностное общение (что является важнейшим условием развития личности ребенка, его познавательных и творческих способностей).
Свой урок строю так, чтобы ученик мог сам (или с помощью учителя) выявить проблему, найти пути решения, уметь полученные в результате деятельности знания применять в дальнейшем. Работая в группах, у учащихся формируется также и социальная компетентность. Я учу детей соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задачи. Этому способствуют уроки окружающего мира, самоопределения, литературного чтения.
Над формированием ключевых компетентностей я работаю уже не первый год, что позволяет мне наблюдать существенные изменения в поведении учащихся: при возникновении проблем ученики не теряются, а пытаются найти пути решения, в общении более уверенны, стараются обосновать свою точку зрения. Они умеют работать с дополнительной и справочной литературой, составлять сообщения на заданную тему, работать как по готовой инструкции (словесной или графической), так и самостоятельно разрабатывать план предстоящей деятельности для достижения результата.
Наряду с измерениями успеваемости, качества знаний и уровня воспитанности учащихся, я осуществляю отслеживание сформированности ключевых компетентностей посредством наблюдения (см. Приложение 1) и учета их в специальных таблицах. В результате наблюдается положительная динамика развития разных сторон личности моих учеников. Продолжая работу в этом направлении, я могу с уверенностью сказать, что каждый ученик будет успешен в обществе.
Урок окружающего мира во 2 классе
Тема: Поле. Виды полей.
Цель: формирование коммуникативных умений: участие в диалоге, в совместном обсуждении проблемы, построение связного повествования.
Задачи:
- сформировать представление о классификации полей;
- обеспечить усвоение видов полевых культур;
- развивать познавательные интересы школьников, внося в содержание урока элементы новизны знаний;
- развивать речевую культуру и эрудицию учащихся;
- воспитывать экологическую культуру учащихся.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» Н.Ф.Виноградовой, рабочая тетрадь «Учимся думать и фантазировать», аудиозапись музыки летнего дня, толковый словарь, записи на доске, гербарий полевых растений (пшеница, рожь, овес, просо, рис), иллюстрации бобовых культур (горох, фасоль), карточки с заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Сообщение темы урока.
II. Проверка домашнего задания. Проверка усвоения пройденного материала.
1) Фронтальная работа. Речевая разминка.
- Ребята, на предыдущем уроке мы с вами совершали виртуальную экскурсию на луг. Сегодня мы вновь вернёмся туда. Закройте глаза.
(Звучит музыка летнего дня.) Представьте себе солнечный июльский день. Вы находитесь посреди чудесного летнего луга. Трава на лугу мягкая и зелёная. Вы садитесь в траву и слышите, как обитатели луга перешёптываются друг с другом. Кого из них вы узнали?
Речевая разминка. Учащиеся, взяв на себя роль какого-нибудь животного или растения, от первого лица рассказывают о нём, а остальные дети стараются определить, что это за животное или растение.
- Обитателей луга вы знаете, а сумеете ли вы различить зверей и насекомых?
2) Индивидуальная работа
Выполнение в рабочих тетрадях №96 с.53 (Впиши в правый столбец только зверей, а в левый – только насекомых: заяц, пчела, ёж, барсук, комар, шмель, белка, бобр, оса, муха, лягушка, бабочка, клоп, жаба, стрекоза, волк, лось, зубр).
- Какие животные остались? Почему?
III. Изучение нового материала.
1) Беседа по вопросам учителя:
- Вы уже имеете представление о некоторых природных сообществах. Каких?
- Сегодня мы рассмотрим ещё одно природное сообщество – поле. А что такое поле? (Высказывания детей)
- Давайте уточним значение этого слова по толковому словарю.
2) Работа с учебником.
- Какие бывают поля? Обратимся с этим вопросом к героям нашего учебника Даше и Егору (с.141).
- Что же такое огород? поле?
- Какие культуры выращивают на полях, разобраться в этом нам поможет рисунок-схема «Поля» на с.142 учебника.
3) Беседа по прочитанному:
- Расскажите, какие бывают поля?
- Какие культуры относятся к бобовым? (Ответы детей)
- Почему их так называют? Плод у этих культур – боб. Правильно говорить бобы гороха, фасоли, чечевицы, арахиса. Эти культуры богаты белком. Ещё они обогащают почву азотом, элементом, который очень важен для роста растений, тем самым повышая плодородие почвы.
- Какие культуры мы называем масличными? Почему? (Ответы детей)
- Оказывается, из них получают не только пищевое масло, но и техническое. Масло используется для изготовления линолиума, алифы, мыла, краски, лака, клеёнки, клея, пластмассы.
- Назовите представителей овощных культур.
4) Фронтальная работа.
Запись на доске:
Картофель |
|
|
томаты |
Свёкла |
|
|
баклажаны |
Петрушка |
|
|
арбузы |
Морковь |
|
|
дыни |
Репа |
|
|
тыквы |
Редис |
|
|
|
- Почему они разделены на две группы? (Плод у овощей первой группы созревает в земле, он же является и корнем, поэтому называется корнеплодом. Плоды второй группы овощей растут на стеблях).
- Объясните, что означают слова прясть, прядильный? Почему лён и хлопчатник называют прядильными культурами? (Ответы детей).
- У этих культур в разных частях растения образуются волокна, из которых изготавливают ткани. У хлопчатника из семян, у льна – из стебля.
- Как вы думаете, почему пшеницу, рожь называют зерновыми культурами? Чтобы правильно ответить на этот вопрос, рассмотрите колос. Обратите внимание на плод, он называется зерновка.
5) Работа с наглядным материалом.
Рассматривание гербария полевых растений: пшеницы, ржи, овса, проса, риса. Анализ растений.
- Что общего у этих растений? (Стебель – соломина, корень)
- Различного? (Соцветия)
6) Работа с учебником.
- Обратимся за разъяснением к учебнику (с.141)
Физкультминутка:
Дети по лугу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели.
Рядом бабочка летала,
На лугу цветы считала:
Раз, два, три, четыре, пять.
Ох, считать не сосчитать!
Даже мудрая пчела
Сосчитать бы не смогла.
IV. Закрепление.
1) Беседа по вопросам учителя:
- Как вы думаете, похожи ли слова соломина, солома, соломинка, соломенный, записанные на доске?
- Если крыша соломенная, то из чего она сделана? (Из соломы, т.е. стеблей зерновых)
- Подумайте, что получают из проса? (Пшено). Овса? (Овсяные хлопья). Риса? (рисовую крупу).
- Для чего они нам нужны?
2) Работа с учебником (самостоятельное чтение статьи)
- Интересную информацию о каше вы узнаете из рубрики «Этот удивительный мир» на 143 странице учебника.
3) Беседа по прочитанному:
- Что называли кашей на Руси? (Всё, что варилось из продуктов, которые хорошо измельчались).
- Какие каши были? (Пшённая, овсяная, гороховая, хлебная, рыбная).
4) Работа в парах (по карточкам)
Игра «Агроном».
- А кто это такой? Проверим по толковому словарю ваши высказывания.
- Каждой паре вручается карточка (см. Приложение 2). Ваша задача, из всех полевых культур найти те, которые могут расти на вашем поле. Можно пользоваться схемой учебника.
V. Итог урока. Рефлексия.
- Какие виды культур произрастают на полях? Ответить на вопрос вам помогут ваши карточки.
- Что еще нового для себя вы узнали на уроке?
- Кто доволен своей работой на уроке, складывают кружки в правый конверт, а кто нет – в левый.
VI. Домашнее задание (работа с дополнительной информацией): с.142 (схема), подготовить сообщение о любой полевой культуре.