Цели урока:
- познакомить детей с буквой «Т» и новыми звуками [Т], [Т'];
- учить проводить звуковой анализ слов;
- учить работать по алгоритму;
- развивать наблюдательность, сообразительность, мышление детей;
- обогащать словарный запас детей;
- закрепить состав числа 9.
Оборудование: учебник «Грамота» (Журова Л.Е. и др.); тетрадь «Грамота № 3» (Безруких М.М. и др.); плакат с изображением Карлсона; рисунки с изображением: антенны, молотка, зонта; конверты с фишками, буквами, цифрами; линолеум 20 х 30 см; мел; раздаточный материал: снежинки, лимоны; плакат со словами и словосочетаниями.
Ход урока
I. Организационный момент.
- К нам на урок пришёл гость.
- Ребята, кто это? (Карлсон)
- Он с нами будет знакомиться с новым материалом, будет внимательно слушать ваши ответы, будет наблюдать за вашими действиями.
- Давайте покажем, какие мы ученики.
- У вас на парте лежат: учебник, тетрадь, пенал, конверты, доски для печатания, мел.
II. Изучение нового материала.
1. Передвижение точки в соответствии с заданным алгоритмом.
- Откройте тетради (с.30).
- Возьмите простой карандаш. Ставим карандаш на точку.
- В каком направлении и на сколько клеток он будет двигаться?
- Итак, какая буква получилась? (Т).
- Сосчитайте клетки, которые занимает полученная буква. (22 клетки).
- Закройте тетради.
2. Знакомство с буквой «Т»
- С какой новой буквой мы сегодня будем знакомиться? (Т)
А) Чтение стихотворений:
- Т в антенну превратилась,
И на доме опустилась. (показать нарисованную антенну) - Молоток стучит: «Тук-тук!»
Букве Т я старый друг. (показать молоток) - Буква Т тебя укроет,
От дождя, от снега, зноя. (показать зонт)
Б) Фонетическая зарядка.
- Как тикают часы? (Тик-так)
В) Игра. Назови слово с нужной буквы.
На доске плакат, на котором изображены предметы.
- Ребята, назовите слова, где буква «Т» находится в начале слова. (В середине, в конце.)
3. Знакомство со звуками [Т] [Т']
- У буквы «Т» есть два звука.
- Как вы думаете, какие 2 звука есть у буквы «Т»?
На доске:
Игра «Твёрдый - мягкий».
- Сейчас мы поиграем, но для этого надо всем встать.
- Посмотрим, кто из вас самый внимательный.
- Пусть правая рука будет обозначать твёрдый звук [Т], а левая рука – мягкий звук [Т']
- Я называю слова, если в нем есть твердый звук [Т], то вы поднимаете правую руку, а если в слове вы услышите мягкий звук [Т'] – то поднимаете левую руку.
Кнут, гнуть, тихо, просить, тени, Таня, тигр, ток, тюк, ты, тут, тянут.
4. Звуковой анализ слов ТИГР, ТРУБА
- Откройте учебник на стр.136
- Возьмите конверт с фишками.
- Кто изображен на картинке?
- Составим звуковой анализ этих слов.
- Сколько домиков под словом «тигр»?
- Почему?
- Сколько домиков под словом «труба»?
- Почему?
- Составим самостоятельно схемы.
- А вот … идут к доске.
- Проверьте.
5. Письмо печатной буквы Т (т). Письмо элемента письменной буквы т
- Откройте тетради на с. 29
- Внимательно посмотрите на написание буквы Т.
- Какие буквы прячутся внутри буквы Т?
- Из каких элементов состоит буква Т?
- А теперь приготовились писать букву Т по образцу.
- Какое слово написано? (Толя)
- Напишите его.
- Закройте тетради.
6. Чтение слогов
- Возьмите пособие «окошечки».
- Давайте составим слоги с буквой Т.
- Читаем.
- Давайте прочитаем те слоги, где звук [Т'] мягкий.
- А теперь посмотрим на доску (на ленту слогов).
- Прочитаем все вместе.
- А теперь читаем по рядам.
7. Чтение слов, текста
- Откройте учебник на - стр. 136.
- Прочитаем слова, которые там написаны.
- Найдите и прочитайте слова, которые состоят из одного слова, из двух слогов.
- Прочитайте только те слова, где есть буква Т.
- Прочитайте слово, которое обозначает имя.
Физкультминутка
С физминуткой я дружу.
Свою спинку разогну.
Руки к верху подниму,
А потом их отпущу.
А теперь попрыгаю,
Раз, два, три.
Ножками подрыгаю,
Раз, два, три.
Ручками похлопаю,
Раз, два, три.
Ножками потопаю,
Раз, два, три.
Сяду я за партой стройно,
Чтоб вести себя достойно
8. Печатание на линолеуме
- Приготовьте ваши доски для печатания (линолеумы)
- Напечатайте слова: Тигр, труба
- А теперь составьте и запишите самостоятельно слоги с буквой Т.
- Проверим.
9. Работа с танграмом
- Возьмите конверт с разрезными фигурами.
- Откройте учебник стр. 139.
- Составьте картинку: мальчики – птичку, а девочки - лисичку.
- А теперь проверьте, правильно ли выполнил ваш сосед по парте
10. Составление и печатание слов
- Откройте тетрадь стр.29
- Составить и записать слова.
(Вызываются 3 ученика, которые печатают получившиеся слова на доске)
Тесто - тесно
Утки - туман
Стол - стул
- Найдите и прочитайте слова, которые состоят из двух слогов
- Закройте тетради.
11. Чтение текста задач и запись решений
- Откройте учебник на стр.138.
- Прочитаем.
- Что это? (Задача)
- О чём говорится в задаче? Выставляется на наборное полотно.
- Кто рисовал снежинки?
- Сколько нарисовал Тарас? (3)
- Сколько нарисовала Тома? (6)
- Какой вопрос задачи?
- Каким знаком будем решать задачу «+» или «-»?
- Почему?
- Откройте конверт с цифрами.
- Составьте пример: (3+6=9)
- Откройте учебник на стр.137.
- Посмотрите на рисунок.
- Кто изображен на рисунке?
- Какие птицы сидят слева? Какие птицы сидят справа?
- Сколько нарисовано снегирей? Найдите в конверте с цифрами эту цифру, положите ее под рисунок.
- Сколько нарисовано синиц? Найдите в конверте с цифрами эту цифру, положите ее под рисунок.
- Каких птиц больше?
- Как узнали? (Справа сидят 4 синицы, слева закрываю ладошкой столько же снегирей, считаю, сколько снегирей осталось не закрытыми, значит снегирей на 3 больше, чем синиц, а синиц на 3 меньше, чем снегирей.)
- С помощью какого действия можно ответить на вопрос задачи?
- Давайте составим решение, используя конверт с цифрами
- Откройте тетрадь на стр.30.
- Прочитаем.
- О чём говорится в задаче? Выставляется на наборное полотно.
- Сколько всего лимонов?
- У Толи?
- Значит сколько у Тани?
- Каким действием решается задача?
- Запишите пример: 9-3=6
Физкультминутка
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в сторону развел:
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать
Надо на носочки встать
12. Составление предложений, соответствующих иллюстрациям.
- Прочитайте слова, которые находятся в левом столбике.
- Теперь прочитайте слова правого столбика.
- Давайте прочитаем по строкам.
- Мы прочитали предложение? (Нет, т. к. нет смысла)
- Составим правильные предложения.
САМОЛЁТ |
|
|
ДЕЛАЕТ ЗАРЯДКУ |
ТАНЯ |
|
|
ЛЕТИТ НАД МОРЕМ |
КОЛЯ |
|
|
УЛЕТАЮТ НА ЮГ |
УТКИ |
|
|
РИСУЕТ КОТЁНКА |
13. Расшифровка закодированных слов
АКТЁР-ТЁРКА
КОРТ-КРОТ
САЛАТ-АТЛАС
- Возьмите конверт с буквами и составьте новые слова.
- Что такое атлас?
- Я попросила Диму найти в словаре толкование данных слов. Расскажи нам, что же обозначают данные слова:
(Атлас - это собрание карт с пояснительным текстом, изданное в виде тома или набора отдельных листов (например, географический атлас, астрономический атлас).
(Корт - это английское слово и обозначает спортивную площадку, размеченную для игры в теннис; сетка посредине; покрытие глинопесчаное, травяное, синтетическое).
14. Примеры
- Самостоятельно решите примеры в тетради на стр. 30.
- Взаимопроверка.
III. Домашнее задание: (разноуровневое)
- Для всех: найти и выучить стихотворение «Про букву Т»
- Для читающих учеников: чтение текста на стр. 138.
IV. Итог урока.
- С какой буквой мы сегодня познакомились?
- С какими новыми словами мы познакомились?
- Как вы думаете, Карлсону понравилось у нас на уроке?
Спасибо за урок!