Урок математики в 8-м классе по теме "Решение квадратных уравнений по формуле"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • Учить применять формулы для нахождения дискриминанта и корней квадратного уравнения, формировать навыки решения квадратных уравнений различными способами.
  • Развивать логическое мышление, память, внимание, умение сравнивать и обобщать.
  • Воспитывать трудолюбие, аккуратность в работе, навыки самостоятельной работы на уроке.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Оборудование: карточки с заданиями для самостоятельной работы, карточки для индивидуальной работы, презентация по теме “ Решение квадратных уравнений по формуле”, учебник Алгебра 8 кл. под редакцией С.А. Теляковского.

Ход урока

  1. Организационный момент.

-Добрый день. Сядете тогда, когда увидите полное квадратное уравнение: (Слайды 2,3,4,5,6 из презентации. Приложение.)

  • 10 х + 2х2 = 0,
  • 2 + 24 = 0,
  • х3 + х2 – 2х +3 =0,
  • х4 – х3 + 5х = 0,
  • 2 – х + 9 = 0.

- Почему сел ….? Какое уравнение увидел?

Сегодня на уроке мы будем работать с квадратными уравнениями, будем учиться решать квадратные уравнения с помощью формул корней, другими способами. (Слайд 7 из презентации).

А эпиграфом нашего занятия будут слова А.И. Маркушевича: “ Через математические знания, полученные в школе, лежит широкая дорога к огромным, почти необозримым областям труда и открытий”.

  1. Повторение.

2 ученика работают самостоятельно у доски (задания записаны на индивидуальных карточках).

Карточка 1.

  • Приведите уравнение (Зх + 2)2 = (х + 2)(х -3) к виду ах2+ вх+с=0.
  • Решите уравнение х2 -5= (х+5)(2х-1).

Карточка 2

  • Замените данное уравнение х2 +(1-х)(1-Зх) = х уравнением вида ах2+вх+с=р.
  • Решите уравнение 6а2 - (а +2)2 = - 4 (а -4).

В это время со всем классом фронтальная работа (слайды 8-13 из презентации):

  • Что такое полное квадратное уравнение?
  • Какие из записанных ниже уравнений являются полными квадратными уравнениями?
  1. х2+ 2х -9=0,
  2. 2 +16х=0,
  3. 7 х2 =0,
  4. х2 -Зх+1=0,
  5. Зх2 -2х +19=0,
  6. 2 -14х=0.

(Ответ: 1,4,5)

  • Приведите примеры приведенных квадратных уравнений. Почему они так называются?
  • Какие уравнения называются неполными квадратными уравнениями? Приведите примеры.
  • Назовите числа, которые являются корнями уравнения:
  1. x2 + 3х = 0;
  2. x2 - 3х = 0;
  3. x3 + 8х = 0;
  4. x3 - 4х = 0.

-3 -2 -1 0 1 2 3

Ответы:

  1. -3 и 0:
  2. 0 и -3;
  3. 0;
  4. -2, 0 и 2.
  • Найдите дискриминант и определите число корней уравнения
  1. х2 - 5х+4=0;
  2. 5 х2 - 4х - 1=0;
  3. 4 х2 - 4х +1=0.

Заслушиваются ответы учащихся работающих у доски.

  1. Выполнение упражнений.

-Итак, мы устно решили несколько квадратных уравнений, вспомнили формулу корней квадратного уравнения. Выполним несколько упражнений по данной теме письменно (Слайд 1 из презентации)

  1. Работа по учебнику: № 641(а)

Решите уравнение:

  • 2 +7х+3=0.  Ответ: х = -3/4 и х = - 1.
  • х2 +х -56 = 0.  Ответ: х = -8 и х = 7.
  1. Работа по индивидуальным карточкам.

У каждого из вас на парте есть задания, которые надо выполнить.

1 группа (со слабой математической подготовкой)

Решите уравнения, используя алгоритм решения квадратных уравнений.

  • х2-10 х-24=0;
  • 2 - 6у + 1=0.

2 группа учащихся

Решив уравнения, вы составите слово, связанное с темой нашего урока. Решите уравнение:

1) 2х2-8х-10 = 0 4) х2-х=0
2) х2 - 7х + 10 = 0 5) х2 - 8х =0
3) 4х2 - 24х +32 = 0 6) х2+5х + 6 =0

 

А Б Р Х С К
-1 и 5 2 и 5 0 и 1  0 и 8  2 и 4 -3 и -2

Решения

  1. 2-8х-10 = 0; Ответ: - 1 и 5
  2. х2-7х+18 = 0; Ответ: 2 и 5.
  3. 2 - 24х +32 =0; Ответ: 2 и 4
  4. х2-х=0; Ответ: 0 и 1.
  5. х2-8х=0; Ответ: 0 и 8.
  6. х2 +5х + 6 =0; Ответ: -3 и -2.

- Как вы думаете, какое отношение имеет зашифрованное слово к данной теме урока? (Это знаменитый индийский математик 12 века).

Заслушайте небольшое сообщение о математиках, которые занимались изучением квадратных уравнений (рассказывает ученик, который приготовил данное сообщение).

(Слайды 14-15 из презентации)

  1. Сообщение - справка.

Неполные квадратные уравнения и частные виды полных уравнений умели решать вавилоняне (примерно за 2 тысячи лет до новой эры). Знаменитый индийский математик 12 века Бхаскар знал о двузначности корней квадратных уравнений. Формы решения квадратных уравнений по образцу ал-Хорезми в Европе были впервые изложены в 1202 году итальянским математиком Леонардо Фибоначчи. Автор разработал самостоятельно некоторые новые алгебраические примеры решения задач и первый подошел к введению отрицательных чисел. Общее правило решения квадратных уравнений, приведенных к единому виду х2 + вх = с было сформировано в Европе в 1544 г. Штифелем, Вывод формулы корней квадратного уравнения в общем виде имеется у Виета, однако он признавал только положительные корни. Итальянские ученые Тарталья, Кардано, Бомбелли среди первых в 16 веке учитывают, помимо положительных, и отрицательные корни. Лишь в 17 веке благодаря трудам Жирара, Декарта, Ньютона и других ученых, способ решения квадратных уравнений принимает современный вид.

  1. Самостоятельная работа.

Учащиеся выполняют дифференцированную самостоятельную работу.

1 группа учащихся. Решите уравнение:

  • х2 + 5х +6=0;
  • 7 х2 + 8х+1=0.

2 группа учащихся. Решите уравнение:

  • (х+3)2 = 2х +6;
  • (х -2) (х+2) = 5х -10.

3 группа учащихся. Решите уравнение:

  • (2х2 +х) / 5 = (4х - 2)/3;
  • (х- 3) (х + 3) = 5х- 13.

Проверка: ответы и решения на слайдах 16-18 из презентации.

  1. Итог урока. Домашнее задание.

-Какие основные темы повторили на уроке? (Слайд 7 из презентации)

-Давайте вернемся к словам Маркушевича “ Через математические знания, полученные в школе, лежит широкая дорога к огромным, почти необозримым областям труда и открытий”. Через несколько лет вы закончите школу. Перед вами встанет вопрос: какую профессию выбрать? Как вы думаете, в каких профессиях в дальнейшем вам пригодятся полученные в школе математические знания?

У каждого из вас на столе есть карточка с домашним заданием. Решив уравнение и записав его корни, по коду отметьте точки на координатной плоскости, соединяя их последовательно. Получите рисунок.

  1. x2 -11х +18 =0, (х1;х2).
  2. х2- 4х- 4=0, (х1;х2).
  3. 2-10х=0, (х1;х2).
  4. х2+5х-14=0, (х12).
  5. х2 + 9х+14=0, (х1;х2).
  6. 2 + 1 5х=0, (х1;х2).
  7. 2-12=0, (х1;х2).
  8. 2 -14х-36=0, (х1;х2).

- Оценки за урок…