Цели урока:
- Учить применять формулы для нахождения дискриминанта и корней квадратного уравнения, формировать навыки решения квадратных уравнений различными способами.
- Развивать логическое мышление, память, внимание, умение сравнивать и обобщать.
- Воспитывать трудолюбие, аккуратность в работе, навыки самостоятельной работы на уроке.
Тип урока: урок закрепления знаний.
Оборудование: карточки с заданиями для самостоятельной работы, карточки для индивидуальной работы, презентация по теме “ Решение квадратных уравнений по формуле”, учебник Алгебра 8 кл. под редакцией С.А. Теляковского.
Ход урока
- Организационный момент.
-Добрый день. Сядете тогда, когда увидите полное квадратное уравнение: (Слайды 2,3,4,5,6 из презентации. Приложение.)
- 10 х + 2х2 = 0,
- 6х2 + 24 = 0,
- х3 + х2 – 2х +3 =0,
- х4 – х3 + 5х = 0,
- 5х2 – х + 9 = 0.
- Почему сел ….? Какое уравнение увидел?
Сегодня на уроке мы будем работать с квадратными уравнениями, будем учиться решать квадратные уравнения с помощью формул корней, другими способами. (Слайд 7 из презентации).
А эпиграфом нашего занятия будут слова А.И. Маркушевича: “ Через математические знания, полученные в школе, лежит широкая дорога к огромным, почти необозримым областям труда и открытий”.
- Повторение.
2 ученика работают самостоятельно у доски (задания записаны на индивидуальных карточках).
Карточка 1.
- Приведите уравнение (Зх + 2)2 = (х + 2)(х -3) к виду ах2+ вх+с=0.
- Решите уравнение х2 -5= (х+5)(2х-1).
Карточка 2
- Замените данное уравнение х2 +(1-х)(1-Зх) = х уравнением вида ах2+вх+с=р.
- Решите уравнение 6а2 - (а +2)2 = - 4 (а -4).
В это время со всем классом фронтальная работа (слайды 8-13 из презентации):
- Что такое полное квадратное уравнение?
- Какие из записанных ниже уравнений являются полными квадратными уравнениями?
- х2+ 2х -9=0,
- 2х2 +16х=0,
- 7 х2 =0,
- х2 -Зх+1=0,
- Зх2 -2х +19=0,
- 7х2 -14х=0.
(Ответ: 1,4,5)
- Приведите примеры приведенных квадратных уравнений. Почему они так называются?
- Какие уравнения называются неполными квадратными уравнениями? Приведите примеры.
- Назовите числа, которые являются корнями уравнения:
- x2 + 3х = 0;
- x2 - 3х = 0;
- x3 + 8х = 0;
- x3 - 4х = 0.
-3 -2 -1 0 1 2 3
Ответы:
- -3 и 0:
- 0 и -3;
- 0;
- -2, 0 и 2.
- Найдите дискриминант и определите число корней уравнения
- х2 - 5х+4=0;
- 5 х2 - 4х - 1=0;
- 4 х2 - 4х +1=0.
Заслушиваются ответы учащихся работающих у доски.
- Выполнение упражнений.
-Итак, мы устно решили несколько квадратных уравнений, вспомнили формулу корней квадратного уравнения. Выполним несколько упражнений по данной теме письменно (Слайд 1 из презентации)
- Работа по учебнику: № 641(а)
Решите уравнение:
- 4х2 +7х+3=0. Ответ: х = -3/4 и х = - 1.
- х2 +х -56 = 0. Ответ: х = -8 и х = 7.
- Работа по индивидуальным карточкам.
У каждого из вас на парте есть задания, которые надо выполнить.
1 группа (со слабой математической подготовкой)
Решите уравнения, используя алгоритм решения квадратных уравнений.
- х2-10 х-24=0;
- 5у2 - 6у + 1=0.
2 группа учащихся
Решив уравнения, вы составите слово, связанное с темой нашего урока. Решите уравнение:
1) 2х2-8х-10 = 0 | 4) х2-х=0 |
2) х2 - 7х + 10 = 0 | 5) х2 - 8х =0 |
3) 4х2 - 24х +32 = 0 | 6) х2+5х + 6 =0 |
А | Б | Р | Х | С | К |
-1 и 5 | 2 и 5 | 0 и 1 | 0 и 8 | 2 и 4 | -3 и -2 |
Решения
- 2х2-8х-10 = 0; Ответ: - 1 и 5
- х2-7х+18 = 0; Ответ: 2 и 5.
- 4х2 - 24х +32 =0; Ответ: 2 и 4
- х2-х=0; Ответ: 0 и 1.
- х2-8х=0; Ответ: 0 и 8.
- х2 +5х + 6 =0; Ответ: -3 и -2.
- Как вы думаете, какое отношение имеет зашифрованное слово к данной теме урока? (Это знаменитый индийский математик 12 века).
Заслушайте небольшое сообщение о математиках, которые занимались изучением квадратных уравнений (рассказывает ученик, который приготовил данное сообщение).
(Слайды 14-15 из презентации)
- Сообщение - справка.
Неполные квадратные уравнения и частные виды полных уравнений умели решать вавилоняне (примерно за 2 тысячи лет до новой эры). Знаменитый индийский математик 12 века Бхаскар знал о двузначности корней квадратных уравнений. Формы решения квадратных уравнений по образцу ал-Хорезми в Европе были впервые изложены в 1202 году итальянским математиком Леонардо Фибоначчи. Автор разработал самостоятельно некоторые новые алгебраические примеры решения задач и первый подошел к введению отрицательных чисел. Общее правило решения квадратных уравнений, приведенных к единому виду х2 + вх = с было сформировано в Европе в 1544 г. Штифелем, Вывод формулы корней квадратного уравнения в общем виде имеется у Виета, однако он признавал только положительные корни. Итальянские ученые Тарталья, Кардано, Бомбелли среди первых в 16 веке учитывают, помимо положительных, и отрицательные корни. Лишь в 17 веке благодаря трудам Жирара, Декарта, Ньютона и других ученых, способ решения квадратных уравнений принимает современный вид.
- Самостоятельная работа.
Учащиеся выполняют дифференцированную самостоятельную работу.
1 группа учащихся. Решите уравнение:
- х2 + 5х +6=0;
- 7 х2 + 8х+1=0.
2 группа учащихся. Решите уравнение:
- (х+3)2 = 2х +6;
- (х -2) (х+2) = 5х -10.
3 группа учащихся. Решите уравнение:
- (2х2 +х) / 5 = (4х - 2)/3;
- (х- 3) (х + 3) = 5х- 13.
Проверка: ответы и решения на слайдах 16-18 из презентации.
- Итог урока. Домашнее задание.
-Какие основные темы повторили на уроке? (Слайд 7 из презентации)
-Давайте вернемся к словам Маркушевича “ Через математические знания, полученные в школе, лежит широкая дорога к огромным, почти необозримым областям труда и открытий”. Через несколько лет вы закончите школу. Перед вами встанет вопрос: какую профессию выбрать? Как вы думаете, в каких профессиях в дальнейшем вам пригодятся полученные в школе математические знания?
У каждого из вас на столе есть карточка с домашним заданием. Решив уравнение и записав его корни, по коду отметьте точки на координатной плоскости, соединяя их последовательно. Получите рисунок.
- x2 -11х +18 =0, (х1;х2).
- х2- 4х- 4=0, (х1;х2).
- 2х2-10х=0, (х1;х2).
- х2+5х-14=0, (х1;х2).
- х2 + 9х+14=0, (х1;х2).
- 3х2 + 1 5х=0, (х1;х2).
- 3х2-12=0, (х1;х2).
- 2х2 -14х-36=0, (х1;х2).
- Оценки за урок…