Данные уроки являются началом темы: «Экономический и политический расцвет греческих государств в 5 веке до н.э.». Предпосылкой этого расцвета явилась победа греков в войнах с персами.
Цели уроков:
Образовательная - усвоение учащимися причин греко-персидских войн, изучение основных этапов и сражений, итогов и значения этих войн для дальнейшей судьбы Афин и Греции;
Воспитательная - показать мужество и героизм греков, защищающих свою родину;
Развивающая - развитие навыков работы с картой и историческими источниками.
Основные понятия и термины: полис, демократия, стратег, народное собрание, фаланга, триера, Афинский морской союз.
Участники событий: афинские стратеги Мильтиад и Фемистокл, спартанцы Леонид, Эвбиад, Павсаний, персидские цари Дарий I и Ксеркс, персидский военачальник Мардоний.
Основные события:
- 500 г. до н.э. - восстание греческих городов в Малой Азии против персов.
- 490 г. до н.э. - Марафонская битва.
- 480 г. до н.э. - Фермопильское сражение, Саламинский морской бой.
- 479 г. до н.э. - битва при Платеях.
Оборудование:
- карта «Греко-персидские войны»
- презентация «Вперед, сыны Эллады!» Приложение 4.
- видео: «Последний бой» (к/ф «300 спартанцев»)
- CD Уроки Всемирной истории Кирилла и Мефодия. История Древнего мира.
- CD История Древнего мира. 5 класс. Аванта — CORDIS.
- компьютер, мультимедийный установка, телевизор, видеомагнитофон.
Ход 1 урока.
План:
- Угроза порабощения. Предпосылки войны.
- Победа греков в Марафонском сражении — 490 г. до н.э.
- Подготовка к новой войне с персами.
1. Угроза порабощения. Предпосылки войны.
В V в. до н.э. Древняя Греция достигла наивысшего расцвета. Благодаря труду крестьян и ремесленников процветали сельское хозяйство, ремесло и торговля. Самыми могущественными греческими государствами были Афины и Спарта. Греками были основаны многочисленные колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Но в начале V века до н.э. Грекам пришлось вести борьбу за свою свободу с огромной Персидской державой, которая пыталась подчинить Элладу. (Слайд 1).
Работа с картой:
- Покажите владения Персидской державы при Дарии I (укажите границы на севере и юге, на западе и востоке). (Слайд 2)
- Какие страны и народы были завоеваны персами к началу V в. до н.э.?
- Когда персы завоевали Египет и Вавилон? Какое событие произошло раньше?
Подчинились персам и ионийские греческие города на побережье Малой Азии. Персидские цари стремились покорить весь обитаемый мир. Подчинение Греции казалось им легкой задачей. Самый крупный греческий полис мог выставить в лучшем случае около 10 тысяч воинов и несколько десятков кораблей, а персидский царь располагал армией в десятки раз больше и огромным флотом. Греческие полисы были разрознены, часто воевали между собой.
Проблемный вопрос: - Каким образом маленькая, в сравнении с огромной Персидской державой, Греция сумела победить в этой войне?
В 500 г. до н.э. ионийские города во главе с Милетом подняли восстание против персов. Афиняне послали на помощь восставшим 20 боевых кораблей. Персам с большим трудом удалось подавить восстание. Храмы Милета были сожжены, а жители - угнаны в рабство в глубь Азии (Слайд 3). Дарий I поклялся отомстить афинянам. Он приказал слуге каждый день повторять за царской трапезой: «Владыка, помни об афинянах!»
Царь Дарий I отправил в греческие полисы послов с требованием: «Наш повелитель, царь царей, великий царь Дарий, владыка всех морей от восхода до заката, требует от вас земли и воды».
- Объясните смысл этого требования Дария?
Большинство греческих государств изъявили покорность. Но Афины и Спарта отказались подчиниться персам. Геродот сообщает, что афиняне сбросили посланцев царя в пропасть со скалы, а спартанцы бросили их в колодец со словами «там вы найдете и землю и воду для своего царя» (Слайд 4)
2. Победа греков в Марафонском сражении — 490 г. до н.э.
В 490 г. до н.э. к берегам Греции отправился огромный персидский флот из 500 кораблей. Древние истории сообщают, что армия состояла из 100 тысяч пехотинцев и 10 тысяч всадников. Персы высадились вблизи Марафона, на удобной для конницы равнине.
Работа с картой — Афины — Марафон (42 км).
Подготовка к сражению. Афиняне смогли собрать всего 9 тысяч гоплитов (Слайд 5), еще 1 тысячу прислал беотийский город Платеи. Армию возглавляли 10 стратегов. В решающий день они уступили командование Мильтиаду (Слайд 6), хорошо знакомому с тактикой персов.
Анимированная схема сражения.
Атака греческой фаланги (Слайды 7,8)
Работа с источником: Приложение 1.
- Каким образом Мильтиад расположил свою небольшую армию?
- Почему греческая фаланга ринулась на врага бегом?
В честь победителей при Марафоне был воздвигнут памятник с надписью:
Доблесть этих мужей освещает бессмертная слава.
Здесь поразили они гордые персов войска.
Пешими поднялись против Азии конницы сильной,
Чтобы Эллады земли рабского дня не узнать.
Объясните смысл этой надписи. Какие чувства вызывают у вас эти строки? Как вы думаете, что было одной из главных причин победы греков в сражении?
Сообщение в Афины о победе - «марафонский бег» (включен в программу современных Олимпийских игр).
Мильтиад опасался, что персидский флот нападет на Афины в отсутствии армии, поэтому отдал приказ спешно возвращаться. Персидский полководец не решился на новое сражение. Афины и Греция были спасены. Но все понимали, что война неизбежна.
3. Подготовка к новой войне с персами.
а) Роль Фемистокла (Слайд 9)
«Все сходятся на том. Что еще с детских лет он был исполнен страстных порывов. Был умен по природе и высказывал стремление к великим начинаниям и к общественной деятельности... им овладело неудержимое стремление к славе...
Но народу он все же нравился, отчасти потому, что каждого гражданина он знал в лицо и мог назвать его по имени, отчасти потому, что выказывал себя неподкупным судьей во всех разбиравшихся им делах» (Плутарх).
«Наша родина — Эллада — разделена на десятки государств, которые часто воюют друг с другом. Чтобы победить персов, греки должны забыть взаимную вражду и объединиться».
Создание греческого военного союза.
- Как вы думаете, почему первенство было отдано Спарте? (лучшая сухопутная армия в Греции)
- Почему спартанцы, которые с неприязнью относились к Афинам, согласились на этот союз? (речь шла о свободе Греции)
б) Создание афинского военного флота.
Предложение Фемистокла: отказаться от серебра с Лаврийских рудников. Которое обычно делилось между гражданами Афин, и на эти деньги построить флот.
Построено 200 триер (Слайд 10) — легких, быстроходных кораблей. Афинский флот становится сильнейшим в Греции.
Закрепление:
- Перечислите причины греко-персидских войн.(Соперничество Персии и греческих полисов на торговых путях; стремление Персии подчинить своей власти весь обитаемый мир; месть персов афинянам за помощь восставшим против персидского гнета ионийским городам)
- Какие мероприятия по подготовке к новой войне с персами были осуществлены по предложению Фемистокла.
- Почему небольшой греческой армии удалось одержать победу над персами при Марафоне? (Греки сражались за свою родину и свободу; таланты греческих полководцев и, прежде всего, Мильтиада)
- Какое значение имела эта победа для дальнейшей судьбы Греции?
Вывод: Первый этап войны был удачным для греков. Победа при Марафоне воодушевила всю Элладу на дальнейшую борьбу с завоевателями.
Ход 2 урока.
План:
- Вторжение войск Ксеркса в Грецию.
- Фермопильское сражение.
- Битва при Саламине.
- Окончание греко-персидских войн.
1. Вторжение войск Ксеркса в Грецию.
Прошло 10 лет после Марафонской битвы (- Какой это год? - 480 г. до н.э.). Новый персидский царь Ксеркс, сын Дария (Слайд 11), решил завоевать Грецию: «Мы наложим иго рабства как на виновных перед нами, так и на невинных».
- В каком смысле следует понимать эти слова? С какими событиями они связаны (Ксеркс хотел, прежде всего, отомстить Афинам за участие в восстании ионийских городов против персов и за поражение персов при Марафоне).
- Проверьте свой ответ по карте. Найдите государства, покорившиеся Дарию I и государства, воевавшие с ним (Слайд 12).
Работа с картой: поход Ксеркса — Сарды, Малая Азия, пролив Геллеспонт.
Легенда о буре, разметавшей мосты у Геллеспонта и гневе царя. [4]
- Какие два полуострова разделяет Геллеспонт? (Малая Азия и Балканский)
- На какие части можно разделить Грецию? (Северная, Средняя, Южная или Пелопоннес)
- Какой единственный путь вел из Северной Греции в Среднюю? (Фермопильский проход)
2. Фермопильское сражение.
Работа с учебником: чтение с.142.[1]
Спартанский царь Леонид (Слайд 13) возглавлял объединенную армию греков.
Персидский посол: - Наш повелитель, царь царей, великий царь Ксеркс, владыка всех людей от восхода до заката, требует сложить оружие.
Леонид: - Пусть придет и возьмет.
Персидский посол: - Наши стрелы и дротики закроют от вас солнце.
Леонид: - Ну что же, мы будем сражаться в тени.
(-Вспомните, какую речь называют лаконичной. Почему она называется именно так? - Краткое, четкое изложение мысли; от названия области Лаконика, где располагалась Спарта)
Ход сражения изучается по тексту Геродота (Хрестоматия... - с.160-161)
Приложение 2, (Слайды 14,15,16)
Можно чтение отрывка о последнем бое спартанцев заменить просмотром фрагмента художественного фильма «300 спартанцев», поставив к нему предварительно вопросы:
- Почему Леонид, отпустив союзников, остался со своими воинами в Фермопильском ущелье на верную гибель? (Нужно было спасти армию для защиты Греции, задержать персов до ее отхода в безопасное место. Закон повелевал спартанцам не отступать с поля боя, вместе победить или вместе погибнуть).
- Какие качества продемонстрировали спартанские воины в этом сражении? (Героизм, мужество, самоотверженность, отвагу, храбрость, стойкость)
3. Битва при Саламине.
Верховное командование армии принадлежало спартанцам. Они хотели оставить Среднюю Грецию без боя и стремились к защите Пелопоннеса.
- Почему спартанцы стремились не допустить персов в Пелопоннес? (Боялись, что рабы-илоты поднимут восстание против спартанцев и присоединятся к персам)
- Найдите на карте самое удобное место для этого плана спартанцев. (Коринфский перешеек)
- Что означало для афинян это решение спартанского командования об отводе войск за Истм? (Разорение Афин врагом, гибель мирных жителей)
а) Совет в Афинах (Слайд 17). Предсказания оракула.
б) Ночной военный совет. План Фемистокла.
-Подумайте, чем рисковал Фемистокл, посылая своего раба-перса к царю Ксерксу с сообщением? Почему он отважился на это? (Был уверен в преданности своего раба, долгие годы прожившего в его доме и воспитавшего детей Фемистокла; был уверен в правильности своего решения и в мужестве афинян, готовых до конца сражаться за свою свободу, за спасение своих близких)
в) День сражения.
Анимированная схема сражения.
Изображение греческой триеры (Слайд 18)
Документ: из поэмы Эсхила «Персы» (Хрестоматия... - с.161-163.) Приложение 3.
- Что позволило грекам одержать победу в сражении при Саламине? Какую причину вы считаете главной? (Знание местности: береговая линия, подводные течения, направление ветра; афиняне с детства привыкли к морю; но главное — эллины сражались свою свободу, защищали свои семьи, свои святыни)
г) Итоги и значение Саламинского сражения.
Ксеркс был вынужден уйти из Греции. Остатки его флота были потоплены во время шторма неподалеку от Геллеспонта.
479 г. до.э. - новая победа греков над персами при Платеях. Полководец Павсаний (Слайд20) разработал хитроумный план сражения. Несмотря на численное превосходство, персы потерпели сокрушительное поражение, погиб персидский командующий Мардоний (Слайд 21).
4. Окончание греко-персидских войн.
Война длилась еще 30 лет. Были освобождены острова Эгейского моря и греческие города-государства на побережье Малой Азии. Для борьбы с персами был создан Афинский морской союз.
- Почему руководство в нем принадлежало Афинам? (имели самый многочисленный и сильный флот)
- Почему Спарта не присоединилась к этому союзу? (Спарта практически не имела флота; сказалось давнее соперничество Афин и Спарты)
Проблемный вопрос (двух уроков): - Каким образом маленькая, в сравнении с огромной Персидской державой, Греция сумела победить в этой войне?
Вывод: Маленькой и раздробленной Греции удалось выстоять в борьбе с огромной персидской державой лишь благодаря сплоченности большинства эллинов перед лицом смертельной опасности, а также благодаря их мужеству и самоотверженности в борьбе за свободу Эллады.
Д/з: § 29-30, творческое задание — подготовить рассказ от имени участника событий или нарисовать рисунок; к/к - показать направления походов войск и флота, отметить важнейшие сражения греко-персидских войн).
Литература:
- Колпаков С.В. Учебник История Древнего мира. 5 кл. - М.: Дрофа, 2007. - § 29-30.
- Хрестоматия по истории Древнего мира. - М.: Просвещение, 1991.
- Беккер К.Ф. Мифы Древнего мира. Всемирная история. - Саратов: «Надежда», 1995.
- Рубинштейн Р., За что Ксеркс высек море. - М., 1977.
- Воронкова Л. Герой Саламина. - М, 1975.