Цели урока:
- Образовательные
- обобщить и систематизировать знания учащихся о предельных и непредельных углеводородах;
- отработать навыки составления названий алканов и алкенов по номенклатуре ИЮПАК, уравнений химических реакций, умения решать расчётные задачи на нахождение молекулярной формулы углеводорода.
- Развивающие
- развитие познавательного интереса к предмету;
- развитие умений применять знания, полученные на уроках на практике.
- Воспитывающие
- воспитание умения работать коллективно, оценивать свои возможности.
Дидактические задачи:
- Учащиеся должны знать:
- Номенклатуру, изомерию алканов и алкенов;
- Химические свойства органических веществ.
- Ученики должны уметь:
- Записывать формулы изомеров и гомологов алканов и алкенов;
- Составлять уравнения реакций с участием веществ.
Оборудование: штатив, подставка для пробирок, пробирки, спиртовки, спички, газоотводные трубки, химический стакан.
Реактивы: этиловый спирт, серная кислота (концентрированная), раствор перманганата калия.
Форма работы: групповая
Ход урока
Доводы, которые человек додумывает сам, убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим… (Б.Паскаль.).
- Орг. момент
- Краткое повторение теоретического материала (фронтальная беседа с классом):
- Какие органические вещества относятся к углеводородам? (Содержат атомы углерода и водорода)
- Какова общая формула алканов? (Сn H2n+2)
- Как называются вещества, имеющие одинаковый состав, но разные строения и свойства? (Изомеры)
- Назовите формулу этана? (С2Н6)
- Какова общая формула алкенов? (СnH2n)
- Какова формула пропена? (С3Н6)
- Как называют вещества, имеющие сходные строение и свойства, но разный состав? (Гомологи)
- Какие существуют виды изомерии? (Углеродного скелета, положения двойной связи)
- Какие реакции характерны для алканов?
получить из метана пропилен различными способами.
- Метан хлорметан пропан хлорпропан пропилен
- Метан ацетилен этилен хлорэтан пропан пропилен
- Решение задач и упражнений (групповая работа)
- Какие вещества, формулы которых приведены ниже относятся к:
а) алканам | б) алкенам |
С6Н14; С5Н8; С4Н10; С5Н10; С3Н8; С2Н2; С2Н4; С6Н6; С7Н14
Вещества выпишите в два столбика, дайте им названия
- Задание по т. “Строение, изомерия и номенклатура орг. соединений”
- Сколько веществ изображено?
- Определите их принадлежность к определенному классу углеводородов.
- Назовите вещества по систематической номенклатуре.
- Определите среди них гомологи и изомеры.
г) С2Н5- СН=СН2 | ||
ж) СН2=СН - СН2- СН3 | з) СН3 - СН=СН-СН3 |
- Дано вещество: 2-метилпентен-2
Составьте для вещества формулы 2 ближайших гомологов и трех любых изомеров. Назовите полученные вещества.
- Вставьте пропущенные органические вещества в уравнения реакций. Назовите пропущенные вещества. Какие из перечисленных реакций получили свое название в честь ученого?
- CH2=CH–CH3 + HCl …
- CH3 – CH2Cl + NaOH NaCl + H2O +…
- CH3–CH=CH–CH3 + H2 …
- CH3–CH2Cl + 2Na + CH3Cl … + 2NaCl
- CH4 + HNO3 H2O + …
- CH3–CH2–CH3 H2 + …
Готовим заранее смесь этанола и концентрированной серной кислоты в объемном соотношении 1:2. К реакционной смеси добавляем песок. Песок ускоряет отщепление воды и препятствует вспениванию реакционной смеси при нагревании. Пропустим этилен через раствор перманганата калия - наблюдаем обесцвечивание раствора.
Задание: запишите уравнения реакций, которые вы наблюдали в данном опыте
C2H5OH —> C2H4 + H2O
3C2H4 + 2KMnO4 + 4H2O —> 3CH2OH-CH2OH
+2MnO2 +2KOH
Индивидуальное задание. (2 варианта)
Доклад учащихся “Алканы и алкены в
нашей жизни”
Подведение итогов урока.
Д/з: Как в домашних условиях из фруктов можно получить этилен. (Банан следует поместить в полиэтиленовый пакет и герметично закрыть.)