Урок-обобщение по теме "Алканы, алкены"

Разделы: Химия


Цели урока:

  1. Образовательные
  • обобщить и систематизировать знания учащихся о предельных и непредельных углеводородах;
  • отработать навыки составления названий алканов и алкенов по номенклатуре ИЮПАК, уравнений химических реакций, умения решать расчётные задачи на нахождение молекулярной формулы углеводорода.
  1. Развивающие
  • развитие познавательного интереса к предмету;
  • развитие умений применять знания, полученные на уроках на практике.
  1. Воспитывающие
  • воспитание умения работать коллективно, оценивать свои возможности.

Дидактические задачи:

  1. Учащиеся должны знать:
  • Номенклатуру, изомерию алканов и алкенов;
  • Химические свойства органических веществ.
  1. Ученики должны уметь:
  • Записывать формулы изомеров и гомологов алканов и алкенов;
  • Составлять уравнения реакций с участием веществ.

Оборудование: штатив, подставка для пробирок, пробирки, спиртовки, спички, газоотводные трубки, химический стакан.

Реактивы: этиловый спирт, серная кислота (концентрированная), раствор перманганата калия.

Форма работы: групповая

Ход урока

Доводы, которые человек додумывает сам, убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим(Б.Паскаль.).

  1. Орг. момент
  2. Краткое повторение теоретического материала (фронтальная беседа с классом):

Презентация

  • Какие органические вещества относятся к углеводородам? (Содержат атомы углерода и водорода)
  • Какова общая формула алканов? n H2n+2)
  • Как называются вещества, имеющие одинаковый состав, но разные строения и свойства? (Изомеры)
  • Назовите формулу этана? 2Н6)
  • Какова общая формула алкенов? nH2n)
  • Какова формула пропена? 3Н6)
  • Как называют вещества, имеющие сходные строение и свойства, но разный состав? (Гомологи)
  • Какие существуют виды изомерии? (Углеродного скелета, положения двойной связи)
  • Какие реакции характерны для алканов?
  1. Проверка творческого д/з:

получить из метана пропилен различными способами.

  1. Метан хлорметан пропан хлорпропан пропилен
  2. Метан ацетилен этилен хлорэтан пропан пропилен
  1. Решение задач и упражнений (групповая работа)
  1. Какие вещества, формулы которых приведены ниже относятся к:
а) алканам б) алкенам

С6Н14; С5Н8; С4Н10; С5Н10; С3Н8; С2Н2; С2Н4; С6Н6; С7Н14

Вещества выпишите в два столбика, дайте им названия

  1. Задание по т. “Строение, изомерия и номенклатура орг. соединений”
  • Сколько веществ изображено?
  • Определите их принадлежность к определенному классу углеводородов.
  • Назовите вещества по систематической номенклатуре.
  • Определите среди них гомологи и изомеры.
г) С2Н5- СН=СН2
ж) СН2=СН - СН2- СН3 з) СН3 - СН=СН-СН3
  1. Дано вещество: 2-метилпентен-2

Составьте для вещества формулы 2 ближайших гомологов и трех любых изомеров. Назовите полученные вещества.

  1. Вставьте пропущенные органические вещества в уравнения реакций. Назовите пропущенные вещества. Какие из перечисленных реакций получили свое название в честь ученого?
  • CH2=CH–CH3 + HCl
  • CH3 – CH2Cl + NaOH NaCl + H2O +…
  • CH3–CH=CH–CH3 + H2
  • CH3–CH2Cl + 2Na + CH3Cl … + 2NaCl
  • CH4 + HNO3 H2O + …
  • CH3–CH2–CH3 H2 + …
  1. Лабораторный опыт.

Готовим заранее смесь этанола и концентрированной серной кислоты в объемном соотношении 1:2. К реакционной смеси добавляем песок. Песок ускоряет отщепление воды и препятствует вспениванию реакционной смеси при нагревании. Пропустим этилен через раствор перманганата калия - наблюдаем обесцвечивание раствора.

Задание: запишите уравнения реакций, которые вы наблюдали в данном опыте

C2H5OH —> C2H4 + H2O

3C2H4 + 2KMnO4 + 4H2O —> 3CH2OH-CH2OH +2MnO2 +2KOH

  1. Индивидуальное задание. (2 варианта)
  2. Задача: Какова структурная формула газообразного предельного углеводорода, если 11г этого газа занимают объём 5,6л (при н.у.)?
  1. Доклад учащихся “Алканы и алкены в нашей жизни”
  2. Подведение итогов урока.

Д/з: Как в домашних условиях из фруктов можно получить этилен. (Банан следует поместить в полиэтиленовый пакет и герметично закрыть.)

Презентация