Цели урока:
Образовательные:
- Познакомить учащихся с двумя способами нахождения наибольшего общего делителя: по определению и через разложение на простые множители.
- сформировать навыки нахождения НОД
Развивающие:
- формировать развитие алгоритмического мышления;
- развивать математическую речь;
- развивать мировоззрение (т.е. способствовать формированию взглядов на окружающий мир);
- продолжать способствовать развитию ИКТ - компетентности:
- уметь извлекать пользу из образовательного опыта,
- уметь получать и обрабатывать информацию,
- уметь сотрудничать и работать в группе,
Воспитательные:
- продолжить формирование познавательного интереса к предмету математика;
- воспитывать личностные качества:
- активность,
- самостоятельность,
- аккуратность в работе;
План урока.
№ п/п | Этапы | Время реализации (в мин) |
1. | Организационный момент: приветствие, проверка готовности к уроку | 2 / 10.50-10.52 |
2. | Устная работа | 5/ 10.52-10.57 |
3. | Объявление темы урока и его цели | 3/ 10.57-11.00 |
4. | Объяснение нового материала | 5/ 11.00-11.05 |
5. | Закрепление знаний | 5/ 11.05-11.10 |
6. | Физкультминутка | 2/ 11.10-11.12 |
7. | Закрепление знаний | 10/ 11.10-11.20 |
8. | Проверка знаний | 8/ 11.20-11.28 |
9. | Итог урока | 5/ 11.28-11.33 |
10. | Домашнее задание | 2/ 11.33-11.35 |
Ход урока
- Постановка целей урока.
Вступительное слово учителя. (Приложение 1 слайд1)
“Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит” - сказал великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов. Проверим, а ваш ум приведён в порядок.
- Устная работа (Приложение слайды 2-6)
Верно ли высказывание?
- Простое число имеет ровно два делителя;
- Наименьшее двузначное число - это 11;
- Какие из чисел: 4,5,9,13,14,17,21,27 простые?
- А как называются оставшиеся числа?
- Верно ли, что составное число имеет два делителя?
- Верно ли, что наибольшее двузначное составное число – это 99?
- Проверьте правильно ли выполнено разложение на простые множители:
- Объявление темы урока и его цели. (Слайды 7,8. Приложение)
Назовите и запишите делители чисел 18 и 24;
- подчеркните общие делители;
- среди них обведите наибольший;
- как мы назовём число 6?
- какое натуральное число мы будем называть наибольшим общим делителем?
Наибольшее натуральное число, на которое делятся без остатка числа а и в, называют наибольшим общим делителем этих чисел. НОД (а;в).
- (Слайд 9 Приложения)
- Задание
Верно ли сделаны записи:
- НОД(15;20)=3
- НОД(30;45)=5
- НОД(4;10)=2
- НОД(12;6)=6 (Делается замечание, что одно из чисел может быть наибольшим общим делителем).
- НОД(25;7)=0,7 (НОД чисел 25 и 7 равен 1. Дается определение взаимно простых чисел. “Натуральные числа называют взаимно простыми, если их наибольший делитель равен 1”).
- Задание (слайд 9)
Из пар чисел выберите и запишите взаимно простые: (3;10) (7;13) (6;18) (5;21) (17;24).
- Наибольший общий делитель можно найти, не выписывая всех делителей данных чисел, а использовать разложение на простые множители.
Найдём наибольший общий делитель чисел 84 и 112.
- разложим на простые множители (два ученика у доски)
- (объяснение учителя) из множителей, входящих в разложение одного из этих чисел, вычеркнуть те, которые не входят в разложение других чисел;
- найти произведение оставшихся множителей.
Выделить основные этапы нахождения НОД (слайд 10,11 приложения)
- (Слайд 12 приложения)
- Задание
В одной тетради был оборван листок. Помогите восстановить запись.
Ученик у доски с комментарием выполняет № 141(б, в) из учебника. (Слайд 13)
- Задание (слайд 14)
Найдите наибольший общий делитель чисел 231 и 273.
(Ученики выполняют самостоятельно с последующей сверкой решения на доске)
- Проверка усвоения знаний. Самостоятельная работа. (слайд 15 ).
Вариант 1.
Задания на “3”
2·52=а |
Задания “4”
23·52=а |
Задания “5”
2·33·5=а |
Вариант 2.
Задания на “3”
22·5=а |
Задания “4”
22·32=а |
Задания “5”
23·3·5=а |
Полученный результат и есть оценка, которую может ученик поставить за работу на уроке.
- Подведение итогов. (слайд 15,16 приложения)
- Какое число называют наибольшим общим делителем двух натуральных чисел?
- Какие два числа называют взаимно простыми?
- Как найти наибольший общий делитель нескольких натуральных чисел?
- домашнее задание п. 6 стр. 24-25 №№ 161(а); 162(а); 165.