Цели мероприятия:
- закрепление и контроль знаний, полученных обучающимися в рамках изучения курса информатики;
- развитие познавательного интереса обучающихся;
- развитие интереса к самостоятельной мыслительной и творческой деятельности обучающихся;
- воспитание навыков работы в группе для достижения общих целей и результатов.
Оборудование:
- Персональный компьютер
- Мультимедиапроектор
- Раздаточный материал
- Карточки-задания
Подготовительный этап:
- Участники игры
- В игре принимает участие одна учебная подгруппа класса.
- Игра основана на соревновании двух групп приблизительно по 6 человек. Необходимо предварительное деление.
- Каждый игрок команды представляет один из кораблей сражающихся флотилий. В флотилию входят 2 двухпалубных корабля, 3 трехпалубных и один четырехпалубный корабль, итого 6 человек.
- В каждой играющей команде выбирается капитан команды – адмирал, играющий роль четырехпалубного корабля.
- Домашнее задание группам поддержки команд
- Придумать название своей команды. Название команды должно быть связано с вычислительной техникой.
- Для каждого члена команды необходимо изготовить эмблему команды, содержащую имя корабля флотилии. Группам поддержки рекомендуется каждому участнику присвоить имя корабля своей флотилии и отразить его на эмблеме. Для имени корабля рекомендуется выбирать понятия, связанные с вычислительной техникой.
- Подготовить список участников команды для возможного поощрения.
- Подготовить представление команды. В представлении должны присутствовать названия кораблей флотилии. Жанр и форма представления не оговорены, группам поддержки предоставляется полная свобода творчества и выражения своей фантазии. Время представления - до 5 минут.
- “Ода адмиралу”. Подготовить представление адмирала – капитана играющей команды. Время представления – до 3 минут.
Подготовка организаторов игры
- Задания.
Для проведения игры организаторам необходимо подготовить задания, непосредственно отражающие теоретический материал предмета “Информатика”. Формулировку заданий можно демонстрировать через мультимедиапроектор или интерактивную доску.
- Разновидности используемых заданий:
- Ребусы, в основе которых лежат наиболее распространенные понятия.
- Тестовые вопросы (содержащие 3 варианта ответа).
- Вопросы, на которые учащиеся сами должны найти правильный ответ.
- <Приложение 3> - Вопросы для 1 команды
- <Приложение 4> - Вопросы для 2 команды
<Рисунок 1> Ребус 1 Репрезентативность | <Рисунок 2> Ребус 2 Полезность |
<Рисунок 3> Ребус 3 Своевременность | <Рисунок 4> Ребус 4 Процессор |
Оформление
Для проведения игры организаторам необходимо подготовить оформление мероприятия и раздаточный материал, призванное дополнить наглядностью игру. Необходимое оформление:
- Поля сражений. Представляет собой лист, содержащий готовые таблицы для размещения своих кораблей командами – противниками (по аналогии “Морскому бою”), а также для пометки сделанных ходов обеими командами. Необходимо сделать такой лист в 4 экземплярах: 2 для команд и 2 для организаторов и ведущих для владения ситуацией стратегической расстановки кораблей командами – противниками и контроля хода игры.
- Оформление доски (можно воспользоваться интерактивной доской). На доске для большей наглядности предлагается нарисовать поля сражений, не содержащих стратегическую расстановку командами своих кораблей, а те поля, на которых отражаются ходы команд – поля противника.
- Оформление раздаточного материала, содержащего задания типа: ребус, фрагмент программы на языке программирования Паскаль и других заданий, требующих наглядного представления. На усмотрение организаторов: оформление укрупненных копий данных заданий для наглядного представления мероприятия.
- Оформление названия и стилистики игры. Данный пункт предоставлен на усмотрение организаторов. Здесь могут иметь место плакаты, рисунки, атрибуты, одежда ведущих и участников, аксессуары и пр., соответствующие теме мероприятия.
- Оформление анкет для команд, отображающих рефлексию учащихся.
Суть игры
В основе игры положена всем известная игра “Морской бой”. Поэтому многие атрибуты ее сохранены, например, поля сражений.
<Приложение 1> - Поля сражений
- Стратегическое расположение кораблей командами – противниками на полях сражений. Внутри изображения корабля необходимо написать название корабля (имя участника, ответственного за корабль).
- Жеребьевка первого хода. Методика организации жеребьевки может быть выбрана произвольно на усмотрение организаторов мероприятия.
- Ходы команд. Команда имеет право совместно принимать решение о выборе хода.
- В случае “ранения” корабля, участник – “ответственный” за данный корабль выходит выполнять предложенные ведущим задания. Команда НЕ имеет право оказывать помощь в принятии решения и в выборе ответа на поставленную задачу.
- В случае неправильного выполнения задания эта команда пропускает ход.
- В случае правильного выполнения задания команда продолжает ход.
- После “ранения” четырехпалубного корабля, олицетворяющего адмирала флотилии (капитана команды) одной из команды, группа поддержки данной команды показывает приготовленную “Оду адмиралу”. После чего адмирал идет выполнять предложенные для него задания.
- Команда, сберегшая свой четырехпалубный корабль (адмирала), “Оду адмиралу” показывает в конце игры.
- Побеждает та команда, которая первой разобьет флот противника.
- Подведение итогов игры, поздравление и возможное награждение победителей.
Мотивация участников
Мотивация участников выбирается на усмотрение организаторов мероприятия. Здесь могут иметь место такие разновидности мотиваций, как: выставление дополнительных положительных оценок по предметам, задания из которых использовались в игре; выделение наиболее активных участников игры (в команде и группе поддержки) и дополнительное их поощрение и т.д. в зависимости от фантазии, возможностей организаторов, а также материального обеспечения мероприятия.
Рефлексия
Рефлексию необходимо провести по двум направлениям:
- Рефлексия участников мероприятия. Выявление мнения участников о данном мероприятии, его организации и проведении, определение затруднений учащихся как в психологическом, так и в образовательном аспектах и способы их преодоления. Высказывание мнений о дополнениях или изменениях некоторых моментов мероприятия, его структуры и т.д. Для проведения рефлексии учащихся предлагается разработать анкеты, проводимые после проведения мероприятия.
- Рефлексия организаторов мероприятия. Анализ проведенной игры, выявление достоинств и недостатков, определение необходимых дополнений или изменений этапов, заданий и т.д. мероприятия. Что получилось наиболее успешно при подготовке к данному мероприятию? Благодаря чему? Анализ знаний и интереса учащихся к изучаемым предметам на данном этапе обучения (оценка уровня предметных компетенций обучающихся). Выработка рекомендаций обучающимся для дальнейшего обучения, а также рекомендаций для нового проведения данного мероприятия в рамках учебного процесса.
<Приложение 2> – Рефлексивная таблица для участников