Тема: Развитие речи. Составление повествовательного текста «История одной лошади». Изготовление поделки из бумаги «Пегас».
Цели:
- закреплять знания о частях текста; дать знания о разнообразии мастей лошади; научить изготовлять из бумаги фигурку лошади;
- развивать умение составлять повествовательный текст; развивать воображение, творчество; обогащать словарный запас.
- воспитывать любовь и бережное отношение к животным; приучать к аккуратности в работе.
Оборудование: презентация к уроку, иллюстрации мастей лошадей, карточки с названием мастей лошадей, творческие рисунки детей, шаблоны «Лошадь», индивидуальные наборы цветной бумаги, ножницы.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель: Сегодня у нас урок творчества. Это значит, что мы …
Учащиеся хором: Пойдём дорогой творчества, дерзаний и успеха.
II. Постановка цели
Учитель: Объектом нашего творчества будет лошадь. Мы выполним из бумаги фигурку лошади и напишем фантограмму «История одной лошади».
III. Актуализация знаний
Показ презентации (Приложение 1). Учитель или заранее подготовленные учащиеся ведут рассказ.
1 слайд. Лошадь – крупное стройное животное. У неё продолговатая голова, узкая вытянутая шея, широкая грудь, сильное туловище и стройные ноги. В диком виде лошади встречались в Европе, Азии и Африке. Большинство диких видов истреблено или находится под охраной.
2 слайд. Существует свыше 200 пород лошадей, выведенных для различных целей. До изобретения машин использовалась лошадь как транспорт. Лошади-тяжеловозы перевозили грузы и людей. Такой транспорт назывался гужевым.
3 слайд. А ещё лошади по рельсам возили трамваи. Этот вид транспорта назывался конкой.
4 слайд. Лошадь хорошо скачет. Беговые лошади развивают скорость до 60 км/ч. Лошади умеют плавать и танцевать. Это используют для обучения цирковых и спортивных лошадей.
5 слайд. В XVIII веке в степях на берегу Дона была выведена донская порода. Эти лошади хороши под седлом. Казаки полюбили эту породу и с тех пор образ казака всегда связан с конём.
Учитель: Какие новые слова мы занесём в наш словарик?
Учащиеся: Тяжеловоз, гужевой транспорт, конка.
Учитель: Чтобы выполнить поделку, нам надо определить масть лошади, то есть цвет.
6 слайд. Существует несколько основных мастей лошадей: Вороная. У лошади чёрный волосяной покров. Гнедая. Туловище животного коричневое, ноги, грива и хвост – чёрные.
7 слайд. Рыжая. Лошадь по цвету ближе к оранжевому. Караковая. Туловище, голова и ноги чёрные. На морде, вокруг глаз, под брюхом рыжие впадины.
8 слайд. Буланая. Тёмные ноги, грива и хвост. Туловище – жёлтое. Чубарая. На белом туловище чёрные или коричневые пятна, или по тёмному – белые пятна.
Учитель: Какие новые слова мы занесём в наш словарик?
Учащиеся: Масти: вороная, гнедая, рыжая, караковая, буланая, чубарая.
Учитель: Определите по цвету приготовленной вами бумаги, какой масти будет ваша поделка лошадки.
Ответы учащихся.
Учитель: Выполнять работу будем аккуратно и вместе.
IV. Практическая работа. Изготовление поделки из бумаги «Пегас»
Учитель: Согните лист бумаги пополам. Приложите к линии сгиба верхнюю часть шаблона.
Учитель: Обведите. Вырезайте по линиям отреза.
Учитель: Определите по шаблонам линии сгиба. Выполним вместе сгибание элементов.
Учитель: Посмотрите, обычная ли лошадка у вас получилась? Почему? Кто знает, как называется конь с крыльями?
Ответы учащихся.
9 слайд. Крылатый конь в греческой мифологии – Пегас. От удара копытом Пегаса возник источник Ипокрена, из которого черпали вдохновение поэты. Пегас – образ поэтического вдохновения.
– Пусть сделанный вами Пегас поможет добиться успеха в написании фантограммы.
V. Физминутка
Под спокойную музыку дети выполняют упражнения для мышц плеч, шеи, глаз.
VI. Подготовительный этап к написанию фантограмммы
Учитель: Посмотрите на рисунки, которые вы выполнили на уроке рисования. На них изображены лошади с людьми. С какими профессиями людей связана жизнь этих лошадей?
Учащиеся: Цирковой наездник, егерь, жокей, животновод, актёр и т.д.
Учитель: Как человек должен относиться к лошади и почему?
Ответы учащихся.
Учитель: Наша фантограмма будет называться «История одной лошади». Из каких частей будет состоять фантограмма?
Учащиеся: Первая часть – введение, вторая часть – основная, третья часть – заключительная.
Учитель: Приготовьте опорные слова, которые вы продумали заранее. Ваши опорные слова должны соответствовать предложенному ранее плану.
10 слайд. План фантограммы.
- Жила-была лошадь…
- Однажды…
- Благодарность…
VII. Работа над фантограммой
Учитель: По опорным словам 1 части попробуем догадаться, о какой лошади пойдёт речь. (Заслушиваются опорные слова к 1 части 2-3 учеников. Например, ответ учащегося: У лесника, объезжал, угодья.)
Учащиеся: Рассказ пойдёт о лошади егеря.
Учитель: О каком случае из жизни лошади будет говориться во 2 части? Попытайтесь догадаться .(Заслушиваются опорные слова ко 2 части 2-3 учеников. Например, ответ учащегося: Проснулся от шума, тревожные голоса, запах пожара, разбудил хозяина.)
Учащиеся: Возможно, в лесу случился пожар, а лошадь сумела разбудить своего хозяина.
Учитель: Кому будет выражена благодарность: хозяину или лошади, узнаем из 3 части. (Заслушиваются опорные слова к 3 части 2-3 учеников. Например, ответ учащегося: Вызвал подмогу, пожар потушен, погладил по гриве.)
Учащиеся: Лесник был благодарен лошади, ведь она, как настоящий друг, помогла ему в беде
VIII. Самостоятельное написание фантограммы
Во время написания детьми текста, учитель помогает слабым ученикам в работе.
IX. Анализ творческой работы
Заслушиваются фантограммы нескольких учеников. Пример одной из фантограмм.
Жил-был у лесника конь по кличке Быстрый. Каждый
день егерь выводил Быстрого из конюшни и
объезжал лесные угодья.
Однажды ранним утром конь проснулся от
необычного лесного шума. Это были тревожные
голоса лесных жителей. Что произошло? Конь
почувствовал запах лесного пожара. Топотом и
громким ржаньем Быстрый разбудил хозяина.
Лесник сумел вовремя вызвать подмогу. Лесной
пожар был потушен. С любовью и благодарностью
хозяин погладил по гриве своего спасителя.
Учитель: Что поразило вас в этом рассказе? Какие чувства вы переживали?
Ответы учащихся.
X. Итог урока
Учитель: Поднимите руки те, кто сегодня на уроке сделал для себя открытие? Какие открытия вы сделали на сегодняшнем уроке?
Ответы учащихся.