Интегрированный урок русского языка и трудового обучения в начальных классах

Разделы: Начальная школа


Тема: Развитие речи. Составление повествовательного текста «История одной лошади». Изготовление поделки из бумаги «Пегас».

Цели:

  • закреплять знания о частях текста; дать знания о разнообразии мастей лошади; научить изготовлять из бумаги фигурку лошади;
  • развивать умение составлять повествовательный текст; развивать воображение, творчество; обогащать словарный запас.
  • воспитывать любовь и  бережное отношение к животным; приучать к аккуратности в работе.

Оборудование: презентация к уроку, иллюстрации мастей лошадей, карточки с названием мастей лошадей, творческие рисунки детей, шаблоны «Лошадь», индивидуальные наборы цветной бумаги, ножницы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель: Сегодня у нас урок творчества. Это значит, что мы …

Учащиеся хором: Пойдём дорогой творчества, дерзаний и успеха.

II. Постановка цели

Учитель: Объектом нашего творчества будет лошадь. Мы выполним из бумаги фигурку лошади и напишем фантограмму «История одной лошади».

III. Актуализация знаний

Показ презентации (Приложение 1). Учитель или заранее подготовленные учащиеся ведут рассказ.

1 слайд. Лошадь – крупное стройное животное. У неё продолговатая голова, узкая вытянутая шея, широкая грудь, сильное туловище и стройные ноги. В диком виде лошади встречались в Европе, Азии и Африке. Большинство диких видов истреблено или находится под охраной.

2 слайд. Существует свыше 200 пород лошадей, выведенных для различных целей. До изобретения машин использовалась лошадь как транспорт. Лошади-тяжеловозы перевозили грузы и людей. Такой транспорт назывался гужевым.

3 слайд. А ещё лошади по рельсам возили трамваи. Этот вид транспорта назывался конкой.

4 слайд. Лошадь хорошо скачет. Беговые лошади развивают скорость до 60 км/ч. Лошади умеют плавать и танцевать. Это используют для обучения цирковых и спортивных лошадей.

5 слайд. В XVIII веке в степях на берегу Дона была выведена донская порода. Эти лошади хороши под седлом. Казаки полюбили эту породу и с тех пор образ казака всегда связан с конём.

Учитель: Какие новые слова мы занесём в наш словарик?

Учащиеся: Тяжеловоз, гужевой транспорт, конка.

Учитель: Чтобы выполнить поделку, нам надо определить масть лошади, то есть цвет.

6 слайд. Существует несколько основных мастей лошадей: Вороная. У лошади чёрный волосяной покров. Гнедая. Туловище животного коричневое, ноги, грива и хвост – чёрные.

7 слайд. Рыжая. Лошадь по цвету ближе к оранжевому. Караковая. Туловище, голова и ноги чёрные. На морде, вокруг глаз, под брюхом рыжие впадины.

8 слайд. Буланая. Тёмные ноги, грива и хвост. Туловище – жёлтое. Чубарая. На белом туловище чёрные или коричневые пятна, или по тёмному – белые пятна.

Учитель: Какие новые слова мы занесём в наш словарик?

Учащиеся: Масти: вороная, гнедая, рыжая, караковая, буланая, чубарая.

Учитель: Определите по цвету приготовленной вами бумаги, какой масти будет ваша поделка лошадки.

Ответы учащихся.

Учитель: Выполнять работу будем аккуратно и вместе.

IV. Практическая работа. Изготовление поделки из бумаги «Пегас»

Учитель: Согните лист бумаги пополам. Приложите к линии сгиба верхнюю часть шаблона.

                    

Учитель: Обведите. Вырезайте по линиям отреза.

Учитель: Определите по шаблонам линии сгиба. Выполним вместе сгибание элементов.

Учитель: Посмотрите, обычная ли лошадка у вас получилась? Почему? Кто знает, как называется конь с крыльями?

Ответы учащихся.

9 слайд. Крылатый конь в греческой мифологии – Пегас. От удара копытом Пегаса возник источник Ипокрена, из которого черпали вдохновение поэты. Пегас – образ поэтического вдохновения.

– Пусть сделанный вами Пегас поможет добиться успеха в написании фантограммы.

V. Физминутка

Под спокойную музыку дети выполняют упражнения для мышц плеч, шеи, глаз.

VI. Подготовительный этап к написанию фантограмммы

Учитель: Посмотрите на рисунки, которые вы выполнили на уроке рисования. На них изображены лошади с людьми. С какими профессиями людей связана жизнь этих лошадей?

Учащиеся: Цирковой наездник, егерь, жокей, животновод, актёр и т.д.

Учитель: Как человек должен относиться к лошади и почему?

Ответы учащихся.

Учитель: Наша фантограмма будет называться «История одной лошади». Из каких частей будет состоять фантограмма?

Учащиеся: Первая часть – введение, вторая часть – основная, третья часть – заключительная.

Учитель: Приготовьте опорные слова, которые вы продумали заранее. Ваши опорные слова должны соответствовать предложенному ранее плану.

10 слайд. План фантограммы.

  • Жила-была лошадь…
  • Однажды…
  • Благодарность…

VII. Работа над фантограммой

Учитель: По опорным словам 1 части попробуем догадаться, о какой лошади пойдёт речь. (Заслушиваются опорные слова к 1 части 2-3 учеников. Например, ответ учащегося: У лесника, объезжал, угодья.)

Учащиеся: Рассказ пойдёт о лошади егеря.

Учитель: О каком случае из жизни лошади будет говориться во 2 части? Попытайтесь догадаться .(Заслушиваются опорные слова ко 2 части 2-3 учеников. Например, ответ учащегося: Проснулся от шума, тревожные голоса, запах пожара, разбудил хозяина.)

Учащиеся: Возможно, в лесу случился пожар, а лошадь сумела разбудить своего хозяина.

Учитель: Кому будет выражена благодарность: хозяину или лошади, узнаем из 3 части. (Заслушиваются опорные слова к 3 части 2-3 учеников. Например, ответ учащегося: Вызвал подмогу, пожар потушен, погладил по гриве.)

Учащиеся: Лесник был благодарен лошади, ведь она, как настоящий друг, помогла ему в беде

VIII. Самостоятельное написание фантограммы

Во время написания детьми текста, учитель помогает слабым ученикам в работе.

IX. Анализ творческой работы

Заслушиваются фантограммы нескольких учеников. Пример одной из фантограмм.

Жил-был у лесника конь по кличке Быстрый. Каждый день егерь выводил Быстрого из конюшни и объезжал лесные угодья.
Однажды ранним утром конь проснулся от необычного лесного шума. Это были тревожные голоса лесных жителей. Что произошло? Конь почувствовал запах лесного пожара. Топотом и громким ржаньем Быстрый разбудил хозяина.
Лесник сумел вовремя вызвать подмогу. Лесной пожар был потушен. С любовью и благодарностью хозяин погладил по гриве своего спасителя.

Учитель: Что поразило вас в этом рассказе? Какие чувства вы переживали?

Ответы учащихся.

X. Итог урока

Учитель: Поднимите руки те, кто сегодня на уроке сделал для себя открытие? Какие открытия вы сделали на сегодняшнем уроке?

Ответы учащихся.