Красота спасет мир
Несколько лет назад в нашей печати разгорелись оживленные споры о судьбе искусства. Горячие головы, совсем зачарованные величием инженерных задач, решаемых в наше время, пришли к выводу, что наступил век наук, строго расчета, абстрактных, непонятных простому смертному теорий. Где уж, мол, в этом мире математических знаков и символов быть каким-то картинкам и рассказчикам!
Ученые-естественники все чаще стали выступать с идеями о том, что подлинное творчество можно встретить лишь в науке, что именно научные достижения должны быть измерителем таланта.
Этой массированной атаке на искусство и эстетическое начало невольно способствовало еще одно течение, возникшее в среде кибернетиков. Сторонники его поставили себе задачу доказать, что электронно-счетные, вычислительные машины способны не хуже человека сочинять музыку, писать стихи. На эстрадах появились серьезные молодые люди с виолончелями, игравшие какие-то мелодии и беспощадно уличавшие публику в том, что она не может отличить мелодий, созданных машиной, от мелодий великих композиторов. Жертвой машинной агрессии должны были, следовательно, стать будущие Моцарты, Бетховены, Пушкины. Было от чего встревожиться и художникам, и эстетикам, и любителям искусства. Заговорили о «ветке сирени в космосе», как о символе внешне бесполезном, но внутренне необходимом, греющем сердце. Сейчас уже трудно сказать, что сыграло главную роль в решении спора: логические доводы или голос публики, тысячами выстраивающейся в очереди на выставки, но через некоторое время спор утих. Развитие производства создало некий «духовный вакуум», появился дефицит искусства. Человек почувствовал нехватку красоты, нравственности. А красота – это самое главное средство самовоспитания души. Красота воспитывает в человеке все основные черты его духовной жизни – ум, творческое воображение, нравственность, высокий патриотизм. Сто раз прав великий педагог Сухомлинский, считавший, что знакомство с красотой музыки в раннем детстве поднимает человека на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами.
Мне хочется прочитать один отрывок из книги воспоминаний В.П. Астафьева.
«В сорок седьмом году мы с женой, тоже
недавно демобилизовавшейся, жили в старом,
полуразвалившемся флигеле. Как-то я прибежал на
обед раньше ее, быстро нарубил дров – и во
флигель, варить картошку. Распахнул двери, да так
и застыл с охапкой на пороге.
По флигелю разносился голос певца, и такой
раздольный, и так он здорово заливался, что мне
казалось: сейчас наш старый клееный
репродукторишко рассыплется в прах. Но
«сооружение» сдюжило, и голос певца сотрясал
нашу халупу.
И виделось мне синее-синее море, и он, певец, в
лодке среди ослепительных волн, и где-то на
далеком берегу, тоже облитая солнцем, вся
пронизанная лучами девушка, а вокруг такой
изумительный, такой светлый мир!
Я сидел и слушал, забыв про картошку и про все на
свете. Мне кажется, тогда души моей коснулась
впервые нежность, и война для меня кончилась хотя
бы наяву.
Я знаю несколько бывших фронтовиков, которые, так
или иначе, сократили свою жизнь. Верю, что если бы
они хоть раз слышали того певца, Джильи, они бы
больше ценили и любили жизнь.
Он бы уберег их от беды, как уберег в свое время
меня, заново открывши мне тот мир, которым я
грезил в юности и о котором постепенно забыл на
войне».
Вот она, наша главная задача – помочь детям увидеть, услышать красоту, чтобы уберечь их от беды – пошлости, жестокости, безнравственности, ибо прекрасное проникает в самое сердце, где хранятся настоящие чувства.
Как же в своей школе мы формируем
эстетический вкус учащихся? Как приобщаем их к
красоте? Как расширяем видение мира? Об этом мне
хотелось бы рассказать.
С гордостью можно сказать, что в нашей школе в
течение многих лет работает
литературно-музыкальный салон, задача которого
– приобщение учащихся одновременно к различным
видам эстетической деятельности: литературе,
музыке, живописи. Открытие состоялось 19 октября.
Оно было посвящено, конечно же, поэзии, так как
это день открытия Царскосельского лицея, где
учился великий Пушкин. С тех пор в гостях
побывали поэты, музыканты, артисты, художники.
Неоднократно выступала поэтесса А. Клочкова,
прекрасно читавшая поэзию серебряного века.
Никого равнодушным не оставило выступление
Альметьевского муниципального камерного
оркестра. Это были подлинные уроки классической
музыки. Насыщенная, интересная программа, в
которой серьезные и малоизвестные слушателям
произведения чередовались с популярной
классической музыкой. Такие встречи
одухотворяют, поднимают над повседневностью,
дают новый импульс творческой энергии.
Сильное впечатление оставило выступление оркестра народных музыкальных инструментов Альметьевского музыкального училища. Многие из ребят впервые увидели такой многочисленный состав исполнителей (в составе оркестра свыше 50 человек!). Поразили учащихся необычные инструменты: гусли, ксилофон, домбры, балалайки. Музыканты с увлечением исполняли пьесу за пьесой, звучали русские, татарские, мордовские мелодии, романсы.
Много раз приезжал к нам по приглашению Заслуженный артист России Павел Викман. Учащиеся с удовольствием слушали стихи поэтов девятнадцатого века и романсы.
В школе часто осуществляются выездные собрания салона: это посещение спектаклей, поставленных разными театрами, художественных выставок, картинной галереи.
Традицией стали литературные вечера, литературно-музыкальные композиции, где художественное слово, искусство, музыка переплетаются с правдой жизни.
Еще одна форма приобщения к искусству – это стенная печать. В течение нескольких лет литературная газета выходит в нашей школе на двух языках: на русском и татарском – «Алые паруса» и «Красные перья». В основном посвящаются юбилейным датам известных писателей, поэтов, композиторов, художников. Так, в прошлом учебном году учащиеся увидели 22 номера газеты «Алые паруса» и 14 номеров газеты «Красные перья». В этом учебном году подготовили альманах к юбилею великого русского писателя Л.Н.Толстого, который освещает мгновения жизни гения, его неповторимое творчество. Ряд номеров посвятим юбилею Н.В.Гоголя.
В традиции школы – литературно-музыкальные вечера («Чудное мгновенье», «Моя Мадонна», «Ни единой буквой не лгу», «Жизнь моя песней звенела в народе», вечера, посвященные творчеству великих русских и татарских писателей и поэтов ), дни театра. Возможно, для кого-то сцена станет делом всей жизни. В настоящее время два наших ученика обучаются в Казанском театральном училище.
В отличие от учеников столичных городов ,наши дети не могут часто бывать в лучших музеях страны, поэтому мы практикуем такую форму работы, как заочные экскурсии в Московскую Третьяковскую галерею. Учащиеся узнают не только о том, кем и когда был основан музей ,но и получают настоящую радость при рассматривании иллюстраций великих художников. В процессе беседы с эрудированным педагогом учителем русской литературы Н.И.Соколовой учащиеся осмысливают такие понятия, как народность, традиции русского реалистического искусства. Перед школьниками раскрываются замечательные достижения лучших художников, их высокое мастерство и умение донести до зрителя всю красоту окружающей природы, историю России, мысли и чувства современников.
Пройдут годы, ученики уйдут из школы, а встречи с красотой надолго останутся у них в памяти.