Программа наблюдения за профессиональными навыками учителя по здоровьесберегающему аспекту урока

Разделы: Администрирование школы


Миссией образовательного учреждения «Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии VIII вида» является создание реабилитационного пространства, создающего предпосылки для обеспечения максимально возможной социализации ребенка при условии психолого-медико-педагогической и социальной реабилитации. Проблема формирования здоровья неотделима от проблемы социализации личности ибо здоровье есть важнейшая компонента социализированной личности.

Специфика образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с нарушением интеллекта обусловлена теми социальными лишениями, которые возникают в связи с отсутствием или распадом семей. В зависимости от характера, продолжительности и глубины социально-психологических ограничений и отклонений в предшествующий период развития ребенка мы наблюдаем наличие большого количества соматических заболеваний и психофизических нарушений у детей.            

В связи с этим одной из задач интернатного образовательного учреждения для детей-сирот является организация для них такой образовательной среды и жизнедеятельности, которая способствовала бы, прежде всего, сохранению его здоровья и подготовке к самостоятельной жизни.

На пути превращения охраны здоровья в одно из приоритетных направлений деятельности школы-интерната управленческая деятельность направлена на создание комплекса условий для осуществления здоровьесберегающей деятельности, прежде всего - на повышение профессиональной компетентности педагогического коллектива. В течение нескольких лет осуществляем эту деятельность через спецсеминар «Здоровая школа». Отслеживание состояния здоровьесберегающего учебного процесса на уроке проводится по программе наблюдения за профессиональными навыками учителя по здоровьесберегающему аспекту урока, представленной в данной статье (Приложение 1).

Программа наблюдения позволяет администрации при посещении урока выявить показатели здоровьесберегающей компетентности учителя. Разработаны бланки регистрации результатов наблюдения за профессиональными навыками учителя по здоровьесберегающему аспекту урока, в которых параметры наблюдения разделены на 4 части (Приложение 2).

По совокупности реализованных компонентов урока (в одном или серии уроков) производится оценка уровня компетентности учителя, качества урока с позиции здоровьесбережения; по совокупности наблюдений по всем педагогам – оценка уровня профессионализма педагогов в данном аспекте в образовательном учреждении в целом.

Параметры наблюдения адаптированы для использования в коррекционной школе для детей с нарушением интеллекта.

Результаты диагностики процесса позволяют оценить, достигнут ли запланированный результат, существует ли положительная динамика в развитии учащихся по сравнению с предыдущими исследованиями, каковы предпосылки для совершенствования работы педагогов.

Вытекающие из результатов диагностики перспективы позволяют простроить методическую работу в этом направлении на следующий год.

ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЯ

I. Организационная готовность к осуществлению деятельности:

  1. включение здоровьесберегающего аспекта в содержание урока и технологии его реализации;
  2. планирование и определение структуры урока с позиции здоровьесбережения;
  3. дидактическое обеспечение здоровьесберегающего урока.

II. Психологическая готовность учителя к осуществлению дятельности:

  1. учитель сосредоточен, владеет вниманием учеников;
  2. речь логична, продумана;
  3. учитель владеет содержанием здоровьесберегающего аспекта урока, четко представляет способы его достижения;
  4. учитель открыт, готов к общению.          

III. Индивидуализация обучения. Учитель учитывает индивидуальные особенности детей. Строит обучение с учетом:

  1. типологических свойств нервной системы (силы, уравновешенности, подвижности нервных процессов), состояния индивидуального здоровья, особенностей личности;
  2. динамики работоспособности (по возрастным особенностям, по степени сложности и по возможному оптимальному темпу ребенка).

IV. Развитие субъектности учащихся как основа здоровьесберегающего урока.

  1. Целеполагание на уроке:
    • Определение и предъявление целевой установки:
      - содержание и предъявление целевой установки характеризуется четкостью, конкретностью;
      - цели реально достижимы и ориентированы на перспективу.
    • Осмысление и принятие цели учащимися. Об осмыслении принятии целевой установки свидетельствуют:
      - участие учащихся в выработке цели;
      - четкое представление и определение способов достижения цели (для чего, как и чему они должны научиться);
      - самостоятельное проектирование учащимися учебно-познавательной деятельности (последовательность выполнения).
  2. Использование приемов, развивающих мотивацию:
    • развитие эмоциональных мотивов;
    • развитие познавательных мотивов;
    • развитие волевых мотивов;
    • формирование социальных мотивов.
  3. Наличие признаков устойчивой мотивации:
    • поведение учащихся свидетельствует о проявлении внимания во всех его видах (произвольное, непроизвольное, послепроизвольное);
    • устойчивый (продолжительный) интерес учащихся к уроку;
    • проявление самостоятельности и инициативы;
    • вопросы учащихся к учителю;
    • удовлетворенность результатами своей деятельности.
  4. Осуществление контроля и формирование элементов самоконтроля, взаимоконтроля:
    • контроль и коррекция осуществляется на всех этапах урока;
    • на уроках присутствуют все виды контроля (итоговый, пооперационный, обобщающий);
    • используются различные формы контроля (памятки, сличение с образцами, перфокарты, тесты и др.).
  5. Наличие умений и навыков самоконтроля у учащихся:
    • учащиеся «видят точку сомнения», но самоконтроль осуществляют только с помощью учителя;
    • учащиеся осуществляют самоконтроль самостоятельно;
    • учащиеся знают критерии оценок, владеют навыками самоанализа.
  6. Организация рефлексивной деятельности:
    • - учитель использует приемы, побуждающие учащихся к рефлексивным действиям (цветные жетоны, минианкеты, изобразительные средства, самооценка и др.);
    • - учитель помогает ребенку в самооценке, не унижая его достоинства;
    • - учащиеся владеют навыками саморефлексии:
      - проводят рефлексию относительно своей деятельности на уроке;
      - проводят рефлексию относительно себя (что мне помешало);
      - проводят рефлексию относительно управления своими эмоциями и поведением.
  7. Обеспечение максимально возможной самостоятельности учащихся: Увеличение максимальной самостоятельности и учебного времени урока на самостоятельную работу по мере продвижения ученика по возрастной вертикали.

V. Психологический климат на уроке

  1. Положительный эмоциональный фон:
    • реакция учащихся на учителя позитивная;
    • учащиеся демонстрируют эмоциональный настрой на урок;
    • отсутствует тревожность; нет боязни и нежелания отвечать;
    • общая эмоциональная удовлетворенность деятельностью на уроке.
  2. Создание ситуации успеха:
    • оценивается любой положительный результат;
    • обсуждение негативного результата конструктивное и стимулирующее;
    • своевременное оказание помощи;
    • создание условий для продвижения «сильных» учеников;
    • учитель использует опережающее одобрение (улыбкой, взглядом, жестом, кивком головы и др.);
    • поощрение инициативы учащихся;
    • возможность выбора заданий, упражнений, способов действия.
  3. Продуктивная коммуникация:
    • взаимодействие (обучение и общение) учителя и ученика строится на разных уровнях обучения (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – учитель);
    • учитель умеет отдавать инициативу детям;
    • нет помех для высказывания;
    • реализуется право на собственное мнение;
    • каждое мнение выслушивается внимательно;
    • атмосфера взаимопомощи.
  4. Обеспечение психологической безопасности учащихся:
    • отсутствие у учителя негативной установки на класс или учащегося;
    • педагогический такт, корректность речи;
    • отсутствие избирательного отношения к отдельным ученикам (все равны);
    • толерантность учителя (спокойная, сдержанная реакция на неадекватное поведение учащихся).

VI. Факторы гигиенической рациональности урока

  1. Структура урока адекватна динамике работоспособности учащихся:
    • 1 период - врабатывания в урок:
      - начальные классы – 10 минут
      - средние классы - 7 минут
      - старшие классы – 2 минуты
    • 2 период – оптимальной (или устойчивой) работоспособности:
      - начальные классы – 15 минут
      - средние классы – 20 минут
      - старшие классы 30 минут
  2. Учитель сохраняет устойчивую работоспособность класса в течение 2 периодов (врабатывания и устойчивой работоспособности);
  3. При планировании и определении структуры урока учитель учитывает факторы гигиенической рациональности урока:

Факторы урока

Уровни гигиенической рациональности урока

Рациональный

Недостаточно рациональный

Нерациональный

1.

Кол-во видов учебной деятельности

3 - 4

2 – 3

1 - 2

2.

Средняя продолжительность видов деятельности

8 - 9 минут

9 – 12 мин.

Более 12 мин.

3.

Количество видов преподавания

Не менее 3-х

2

1

4.

Наличие эмоциональных разрядок (количество)

2

1

Нет

5.

Место и длительность применения ТСО

В соответствии с гигиеническими нормами

Частичное соблюдение гигиенических норм

В произвольной форме

6.

Чередование позы

Поза чередуется в соответствии с видом работы.
Учитель наблюдает за посадкой учащихся.

Имеются случаи
несоответствия позы виду работы. Учи-тель иногда контро-лирует посадку учащихся. Частые несоответствия позы виду работы

Поза не контролируется учителем

7.

Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток

На 17 и 27 мин. урока по 2-3 мин с 3-4 повторениями каждого

1 физминутка с неправильным со-держанием или про-должительностью

Отсутствуют

9.

Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности

Не ранее 30 - 38 мин.

Не ранее 25 - 30 мин.

До 25 мин.

VII. Профилактические мероприятия на уроке.

  1. Наличие соответствующих СанПиНам санитарно-гигиенических условий:
    • соответствие температурного режима;
    • качество воздуха (классная комната проветрена);
    • освещенность соответствует норме;
    • мебель соответствует росту;
    • наглядность соответствует требованиям, видна из всех точек класса;
    • рассадка учащихся соответствует индивидуальным показаниям.
  2. Профилактика утомления:
    • учебная нагрузка соответствует возможностям учащихся;
    • темп урока оптимален для большинства учащихся;
    • воздействие через все каналы приема информации (аудиальный, визуальный, кинестетический);
    • использование приемов здоровьесберегающих технологий (игротерапия, кинезиология, музыкотерапия, релаксация и т.д.);
    • учитель правильно использует элементы здоровьесберегающих технологий в течение всего учебного дня.
  3. Регулирование психоэмоционального напряжения участников образовательного процесса:
    • учитель умеет довести пониженное или повышенное психоэмоциональное состояние учащихся до нормы, необходимой для осуществления деятельности;
    • учитель дает возможность учащимся расслабляться для снятия излишнего напряжения (отвлечения от темы, шутки, эмоциональные разрядки и т.д.);
    • формы организации и методы обучения предполагают разнообразие видов деятельности, что позволяет поддерживать рациональный уровень урока.
  4. Профилактика нарушений зрения:
    • гимнастика для глаз для всего класса;
    • индивидуальные упражнения для детей с особыми нарушениями;
    • наличие «скрытых» приемов гимнастики для глаз (например: передвижение учителя по классу; использование наглядных пособий для профилактики, т.е. расположение их в разных точках класса и другие).
  5. Профилактика нарушений осанки:
    • внимание на осанку;
    • физкультминутки;
    • разминки за партой;
    • режим динамических поз;
    • другие формы двигательной активности.