Миссией образовательного учреждения «Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии VIII вида» является создание реабилитационного пространства, создающего предпосылки для обеспечения максимально возможной социализации ребенка при условии психолого-медико-педагогической и социальной реабилитации. Проблема формирования здоровья неотделима от проблемы социализации личности ибо здоровье есть важнейшая компонента социализированной личности.
Специфика образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с нарушением интеллекта обусловлена теми социальными лишениями, которые возникают в связи с отсутствием или распадом семей. В зависимости от характера, продолжительности и глубины социально-психологических ограничений и отклонений в предшествующий период развития ребенка мы наблюдаем наличие большого количества соматических заболеваний и психофизических нарушений у детей.
В связи с этим одной из задач интернатного образовательного учреждения для детей-сирот является организация для них такой образовательной среды и жизнедеятельности, которая способствовала бы, прежде всего, сохранению его здоровья и подготовке к самостоятельной жизни.
На пути превращения охраны здоровья в одно из приоритетных направлений деятельности школы-интерната управленческая деятельность направлена на создание комплекса условий для осуществления здоровьесберегающей деятельности, прежде всего - на повышение профессиональной компетентности педагогического коллектива. В течение нескольких лет осуществляем эту деятельность через спецсеминар «Здоровая школа». Отслеживание состояния здоровьесберегающего учебного процесса на уроке проводится по программе наблюдения за профессиональными навыками учителя по здоровьесберегающему аспекту урока, представленной в данной статье (Приложение 1).
Программа наблюдения позволяет администрации при посещении урока выявить показатели здоровьесберегающей компетентности учителя. Разработаны бланки регистрации результатов наблюдения за профессиональными навыками учителя по здоровьесберегающему аспекту урока, в которых параметры наблюдения разделены на 4 части (Приложение 2).
По совокупности реализованных компонентов урока (в одном или серии уроков) производится оценка уровня компетентности учителя, качества урока с позиции здоровьесбережения; по совокупности наблюдений по всем педагогам – оценка уровня профессионализма педагогов в данном аспекте в образовательном учреждении в целом.
Параметры наблюдения адаптированы для использования в коррекционной школе для детей с нарушением интеллекта.
Результаты диагностики процесса позволяют оценить, достигнут ли запланированный результат, существует ли положительная динамика в развитии учащихся по сравнению с предыдущими исследованиями, каковы предпосылки для совершенствования работы педагогов.
Вытекающие из результатов диагностики перспективы позволяют простроить методическую работу в этом направлении на следующий год.
ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЯ
I. Организационная готовность к осуществлению деятельности:
- включение здоровьесберегающего аспекта в содержание урока и технологии его реализации;
- планирование и определение структуры урока с позиции здоровьесбережения;
- дидактическое обеспечение здоровьесберегающего урока.
II. Психологическая готовность учителя к осуществлению дятельности:
- учитель сосредоточен, владеет вниманием учеников;
- речь логична, продумана;
- учитель владеет содержанием здоровьесберегающего аспекта урока, четко представляет способы его достижения;
- учитель открыт, готов к общению.
III. Индивидуализация обучения. Учитель учитывает индивидуальные особенности детей. Строит обучение с учетом:
- типологических свойств нервной системы (силы, уравновешенности, подвижности нервных процессов), состояния индивидуального здоровья, особенностей личности;
- динамики работоспособности (по возрастным особенностям, по степени сложности и по возможному оптимальному темпу ребенка).
IV. Развитие субъектности учащихся как основа здоровьесберегающего урока.
- Целеполагание на уроке:
- Определение и предъявление целевой установки:
- содержание и предъявление целевой установки характеризуется четкостью, конкретностью;
- цели реально достижимы и ориентированы на перспективу. - Осмысление и принятие цели учащимися. Об осмыслении принятии целевой установки свидетельствуют:
- участие учащихся в выработке цели;
- четкое представление и определение способов достижения цели (для чего, как и чему они должны научиться);
- самостоятельное проектирование учащимися учебно-познавательной деятельности (последовательность выполнения). - Использование приемов, развивающих мотивацию:
- развитие эмоциональных мотивов;
- развитие познавательных мотивов;
- развитие волевых мотивов;
- формирование социальных мотивов.
- Наличие признаков устойчивой мотивации:
- поведение учащихся свидетельствует о проявлении внимания во всех его видах (произвольное, непроизвольное, послепроизвольное);
- устойчивый (продолжительный) интерес учащихся к уроку;
- проявление самостоятельности и инициативы;
- вопросы учащихся к учителю;
- удовлетворенность результатами своей деятельности.
- Осуществление контроля и формирование элементов самоконтроля, взаимоконтроля:
- контроль и коррекция осуществляется на всех этапах урока;
- на уроках присутствуют все виды контроля (итоговый, пооперационный, обобщающий);
- используются различные формы контроля (памятки, сличение с образцами, перфокарты, тесты и др.).
- Наличие умений и навыков самоконтроля у учащихся:
- учащиеся «видят точку сомнения», но самоконтроль осуществляют только с помощью учителя;
- учащиеся осуществляют самоконтроль самостоятельно;
- учащиеся знают критерии оценок, владеют навыками самоанализа.
- Организация рефлексивной деятельности:
- - учитель использует приемы, побуждающие учащихся к рефлексивным действиям (цветные жетоны, минианкеты, изобразительные средства, самооценка и др.);
- - учитель помогает ребенку в самооценке, не унижая его достоинства;
- - учащиеся владеют навыками саморефлексии:
- проводят рефлексию относительно своей деятельности на уроке;
- проводят рефлексию относительно себя (что мне помешало);
- проводят рефлексию относительно управления своими эмоциями и поведением. - Обеспечение максимально возможной самостоятельности учащихся: Увеличение максимальной самостоятельности и учебного времени урока на самостоятельную работу по мере продвижения ученика по возрастной вертикали.
V. Психологический климат на уроке
- Положительный эмоциональный фон:
- реакция учащихся на учителя позитивная;
- учащиеся демонстрируют эмоциональный настрой на урок;
- отсутствует тревожность; нет боязни и нежелания отвечать;
- общая эмоциональная удовлетворенность деятельностью на уроке.
- Создание ситуации успеха:
- оценивается любой положительный результат;
- обсуждение негативного результата конструктивное и стимулирующее;
- своевременное оказание помощи;
- создание условий для продвижения «сильных» учеников;
- учитель использует опережающее одобрение (улыбкой, взглядом, жестом, кивком головы и др.);
- поощрение инициативы учащихся;
- возможность выбора заданий, упражнений, способов действия.
- Продуктивная коммуникация:
- взаимодействие (обучение и общение) учителя и ученика строится на разных уровнях обучения (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – учитель);
- учитель умеет отдавать инициативу детям;
- нет помех для высказывания;
- реализуется право на собственное мнение;
- каждое мнение выслушивается внимательно;
- атмосфера взаимопомощи.
- Обеспечение психологической безопасности учащихся:
- отсутствие у учителя негативной установки на класс или учащегося;
- педагогический такт, корректность речи;
- отсутствие избирательного отношения к отдельным ученикам (все равны);
- толерантность учителя (спокойная, сдержанная реакция на неадекватное поведение учащихся).
VI. Факторы гигиенической рациональности урока
- Структура урока адекватна динамике работоспособности учащихся:
- 1 период - врабатывания в урок:
- начальные классы – 10 минут
- средние классы - 7 минут
- старшие классы – 2 минуты - 2 период – оптимальной (или устойчивой) работоспособности:
- начальные классы – 15 минут
- средние классы – 20 минут
- старшие классы 30 минут - Учитель сохраняет устойчивую работоспособность класса в течение 2 периодов (врабатывания и устойчивой работоспособности);
- При планировании и определении структуры урока учитель учитывает факторы гигиенической рациональности урока:
№ |
Факторы урока |
Уровни гигиенической рациональности урока |
||
Рациональный |
Недостаточно рациональный |
Нерациональный |
||
1. |
Кол-во видов учебной деятельности |
3 - 4 |
2 – 3 |
1 - 2 |
2. |
Средняя продолжительность видов деятельности |
8 - 9 минут |
9 – 12 мин. |
Более 12 мин. |
3. |
Количество видов преподавания |
Не менее 3-х |
2 |
1 |
4. |
Наличие эмоциональных разрядок (количество) |
2 |
1 |
Нет |
5. |
Место и длительность применения ТСО |
В соответствии с гигиеническими нормами |
Частичное соблюдение гигиенических норм |
В произвольной форме |
6. |
Чередование позы |
Поза чередуется в соответствии с видом работы. |
Имеются случаи |
Поза не контролируется учителем |
7. |
Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток |
На 17 и 27 мин. урока по 2-3 мин с 3-4 повторениями каждого |
1 физминутка с неправильным со-держанием или про-должительностью |
Отсутствуют |
9. |
Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности |
Не ранее 30 - 38 мин. |
Не ранее 25 - 30 мин. |
До 25 мин. |
VII. Профилактические мероприятия на уроке.
- Наличие соответствующих СанПиНам санитарно-гигиенических условий:
- соответствие температурного режима;
- качество воздуха (классная комната проветрена);
- освещенность соответствует норме;
- мебель соответствует росту;
- наглядность соответствует требованиям, видна из всех точек класса;
- рассадка учащихся соответствует индивидуальным показаниям.
- Профилактика утомления:
- учебная нагрузка соответствует возможностям учащихся;
- темп урока оптимален для большинства учащихся;
- воздействие через все каналы приема информации (аудиальный, визуальный, кинестетический);
- использование приемов здоровьесберегающих технологий (игротерапия, кинезиология, музыкотерапия, релаксация и т.д.);
- учитель правильно использует элементы здоровьесберегающих технологий в течение всего учебного дня.
- Регулирование психоэмоционального напряжения участников образовательного процесса:
- учитель умеет довести пониженное или повышенное психоэмоциональное состояние учащихся до нормы, необходимой для осуществления деятельности;
- учитель дает возможность учащимся расслабляться для снятия излишнего напряжения (отвлечения от темы, шутки, эмоциональные разрядки и т.д.);
- формы организации и методы обучения предполагают разнообразие видов деятельности, что позволяет поддерживать рациональный уровень урока.
- Профилактика нарушений зрения:
- гимнастика для глаз для всего класса;
- индивидуальные упражнения для детей с особыми нарушениями;
- наличие «скрытых» приемов гимнастики для глаз (например: передвижение учителя по классу; использование наглядных пособий для профилактики, т.е. расположение их в разных точках класса и другие).
- Профилактика нарушений осанки:
- внимание на осанку;
- физкультминутки;
- разминки за партой;
- режим динамических поз;
- другие формы двигательной активности.