Цели урока:
- научиться измерять выталкивающую силу, действующую на погруженное в жидкость тело, исследовать от чего зависит эта сила;
- способствовать развитию исследовательских навыков – умения ставить перед собой цель, искать способы достижения поставленной цели, анализировать полученные данные, делать выводы;
- способствовать развитию умения работать самостоятельно и в сотрудничестве с товарищами.
Ход урока
I. Повторение, актуализация знаний.
Игра «Красный, желтый, голубой».
Каждому ученику выдаются карточки трех цветов. Ученики раскладывают их перед собой в следующей последовательности (Рисунок 1). На доске записаны задания с тремя вариантами ответа. С помощью карточки определенного цвета ученики выбирают вариант ответа и сигнализируют учителю о принятом решении.
Рисунок 1
Задания:
- На существование выталкивающей силы указывает
а) диффузия жидкостей
б) плавание тел
в) изменение формы тела - При погружении тела в жидкость его вес…
а) уменьшается
б) увеличивается
в) остается таким же - Как направлена выталкивающая сила? (Рисунок 2)
Рисунок 2
- Выталкивающая сила равна…
а) изменению веса тела
б) изменению массы тела
в) изменению формы тела - Выталкивающая сила действует на тело, погруженное в …
а) жидкость
б) газ
в) пустоту
II. Исследовательская работа.
Работа носит дифференцированный характер, уровень сложности зависит от теоретической подготовленности учеников, их умения работать с приборами, самостоятельности.
- I уровень – обязательный минимум знаний, умений, навыков
- II уровень – исследование по предложенному плану
- III уровень – самостоятельное исследование
Работу начинаем беседой с классом.
1. Формулируем цели работы. Выясняем, что мы хотим узнать, чему научиться.
Цель работы: 1.Научиться измерять выталкивающую силу, действующую на погруженное в жидкость тело. 2. Исследовать, от чего зависит эта сила.
2. Выясняем, какие приборы и материалы для этого необходимы: динамометр, сосуды с различными жидкостями (можно использовать воду и соляной раствор), различные тела (тела могут отличаться плотностью, объемом, формой).
3. Вспоминаем, как работаем с динамометром. Определяем цену деления динамометра. Размышляем, как измерить выталкивающую силу. Составляем план действий.
- Определить вес тела в воздухе.
- Определить вес тела в жидкости.
- Найти разность показаний динамометра.
Делаем вывод: выталкивающая сила, действующая на погруженное в жидкость тело равна разности веса тела в воздухе и веса тела в жидкости.
4. Выясняем, от чего может зависеть выталкивающая сила: от свойств жидкости и свойств тела. Какие это свойства? Намечаем план исследования: проверить зависимость выталкивающей силы от
а) плотности жидкости;
б) объема погруженного тела;
в) плотности тела;
г) формы тела;
д) глубины погружения тела.
(План может быть предложен самими учащимися).
5. Выясняем, как определить зависимость выталкивающей силы от плотности жидкости: взять одно тело и жидкости разных плотностей. Сравнить измеренные выталкивающие силы в обоих случаях.
Для определения зависимости выталкивающей силы от объема погруженного тела, берем одну жидкость и тела разного объема, изготовленные из одного материала. (В данном опыте имеется в виду полное погружение тела в жидкость. Вариантом может служить частичное погружение одного и того же тела).
Задания в, г, д предлагаются для самостоятельного исследования. Каждый ряд выполняет одно задание. (В качестве тел можно использовать гайки, болты, пластилиновые шарики и т.д.)
6. Таблица результатов:
Уровень |
№ опыта |
Условия проведения опыта |
Вес тела в воздухе |
Вес тела в жидкости |
Выталкивающая сила |
1 |
1 контрольный |
Ж вода |
|
|
|
2 |
2 |
Ж раствор соли |
|
|
|
3 |
Ж вода |
|
|
|
|
3 |
4 |
Ж вода |
|
|
|
5 |
Ж вода |
|
|
|
|
6 |
Ж вода |
|
|
|
Сокращения: ж – жидкость, т – тело
7. Обсуждение полученных результатов.
Первый опыт является обязательным для выполнения всеми учащимися. Он же является контрольным: сравнивая с ним результаты, полученные в других экспериментах, можно сделать вывод о зависимости выталкивающей силы от той или другой величины.
Обсуждая результаты опытов, делаем вывод: выталкивающая сила, действующая на тело, погруженное в жидкость, зависит только от плотности жидкости и объема погруженного тела.
III. Подведение итогов урока.
В ходе беседы выясняем чему научились на уроке, что узнали нового о выталкивающей силе, какие трудности возникли при выполнении работы.
В качестве домашнего задания учащимся предлагается найти в окружающем мире или придумать самим примеры использования выталкивающей силы.