Цель: знакомство с новым географическим объектом – озером, с его особенностями.
Задачи урока:
- дать общее представление о самых больших озерах, познакомить обучаемых с особенностями озера (пресные, соленые, проточные, бессточные);
- формировать у обучаемых первоначальные навыки исследовательской деятельности;
- развивать умение находить по карте нужные географические объекты, умение работать в парах, бережное отношение к природе.
Тип урока: урок объяснение нового материала.
Форма проведения: составление географического блокнота.
Оборудование: магнитофон, проектор, компьютер, экран, магнитофон, марийские мелодии, запись шума воды.
Наглядные средства: слова – выводы, условные знаки – озера, реки, презентация на тему «Озера», физическая карта.
Ход урока
1. Оргмомент
В мире много не известного
И давным-давно известного.
Вы, ребята, все старайтесь,
В путь дорожку собирайтесь,
Итак, полный вперед
За знаниями в поход.
Вы любите походы?
А в какое время года лучше всего ходить в походы?
В походы можно ходить в любое время года.
2. Сообщение темы, целей.
Мы с вами отправляемся не просто в поход, а в небольшую экспедицию. Начальником экспедиции буду я. Что такое экспедиция найдем по словарю.
Экспедиция – это поход или поездка группы людей, с каким–то специальным заданием.
Вы правы, название экспедиции узнаем, если разгадаем кроссворд. Вам пригодятся знания с прошлых уроков.
3. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.
а) Самостоятельная работа.
У: Выберем экспертов, которые расшифруют название экспедиции. А экспертами сегодня будут Наташа и Саша.
По горизонтали:
- Началом реки может быть…
- Самая длинная река в Азии…
- Место впадения реки в другой водоем…
- Вода камень (что делает?)…
- Движение воды в реке…
- Африка – это…
- Часть света…
Слова подсказки: Азия, Амур, материк, родник, устье, течение, точит.
Пока наши эксперты работают, мы с вами проверим домашнюю работу.
Вы должны были сделать задание на стр.3 под №8, в конце урока соберем тетради на проверку.
Для группы ребят было предложено творческое задание - они должны были провести исследовательскую работу с родителями и сделать проект на тему «Река». Их работы на выставке («Какие бывают реки», «Как вода пришла к тебе в гости», «Как образуется дождь», «Как по карте находить реки», «Дружба человека и воды», «Почему вода в реке не исчезает, «Где берет начало река»). Все ребята замечательно справились. Выражается благодарность вам и вашим родителям. Один проект мы заслушаем.
(Ученик выступает с проектом).
Желаю всем принимать активное участие в исследовательских работах.
Проверим экспертов.
Это научная экспедиция.
Цель нашей научной экспедиции – проверить умение работать с картой, познакомиться с новыми географическими объектами, одним словом приобрести новые знания. Все самое важное и интересное будем записывать в географический блокнот, который мы начали оформлять на прошлом уроке.
(Учитель вывешивает текст на страницу блокнота «Экспедиция- это поездка группы людей со специальным заданием»).
Записываем слово – экспедиция в словарик (слово экспедиция появляется на странице блокнота).
в) Работа по карте.
Перед нами географический объект. Назовите.
(Учитель вывешивает условный знак и картинку реки).
- Река.
На чем мы будем двигаться по реке, отгадайте из загадки.
Он под парусом летит,
Ветер в мачтах свистит.
Корабль.
(Появляется корабль).
Встали все. Начинается посадка
Поднимаемся на палубу: топ-топ.
Идем по мокрой палубе: чпок-чпок.
Волны на реке плещутся плюх-плюх.
Плывем вперед (плавные движения руками).
Расплескались волны, полетели капли. Одна из них попала к нам на палубу.
(Учитель вывешивает картинку - капельку).
Давайте возьмем ее с собой. Она будет нашим капитаном.
Капелька очень любит реки. Покажем ей, как вы научились работать по карте. Как называется эта карта? (Физическая)
Покажите реку Лену, Амур, Енисей, Обь, Дунай, Днепр, Волгу.
Учитель, что вы скажете об этих реках?
Это самые большие реки. Они текут на север.
А кроме них есть еще реки в России?
Да, большое количество.
Совершенно верно. Россия – страна большого количества рек и страна великих рек.
Итог: Молодцы! Вы замечательно поработали по карте.
4. Постановка проблемной ситуации.
Движемся дальше. Наша капелька очень-очень обрадовалась, она увидела знакомый географический объект.
(Учитель вывешивает условный знак и картинку озера)
Как называется этот географический объект?
Озеро.
Вы правы – это озеро. Сделаем остановку.
Дайте определение этому географическому объекту сами.
а) Работа в парах. Самостоятельная работа.
У вас в конвертиках вопросы и ответы одного цвета. Но ответов несколько. Вы должны самостоятельно обсудить, что такое озеро, выбрав точные верные ответы. Договоритесь, кто из вас будет читать вопросы, а кто искать ответы. Советуйтесь.
Вопрос: Что такое озеро?
Ответы: Озеро – природный водоем. Озеро – это природный водоем со стоячей водой.
Вопрос: У озера есть берега?
Ответы: У озера есть берега. У озера есть берега, только нельзя определить, где левый берег, а где правый.
Вопрос: Впадают ли в озера реки и ручьи?
Ответы: В озера не впадают реки и ручьи. Во все озера впадают реки и ручьи.
Проверяем. Зачитайте только ответы.
Итог:
Озеро – это природный водоем со стоячей водой. У озера есть берега, только нельзя определить, где левый берег, а где правый. Во все озера впадают реки и ручьи.
Действительно озеро – это постоянное или временное скопление воды на суше, в углублении ее поверхности. Эти углубления круглых очертаний, они называют котловинами.
Записываем слово – котловина в словарик. (слово записывается в словарик )
5. Объяснение нового материала.
а) Работа с учебником.
1. Чтение по учебнику.
Прочитаем в учебнике определение озера.
1. (стр.8 №1)
Что вы еще узнали об озерах?
Озера бывают проточные и бессточные.
2. Выполнение с.8 №1 с комментированием
2. №1 стр.8
Молодцы! Назовем нашу страницу в блокноте «Озёра», запишем новые слова в блокнот. (Учитель вывешивает на доске слово «Озера» и текст Озеро – природный водоем со стоячей водой. Проточные озера. Бессточные озера).
Ученик: А вы знаете, что озера бывают пресные и соленые. Проточные озера чаще всего пресные, а бессточные соленые.
Прочитаем об этом на стр 9 в рубрике «Для любознательных»
Запишем новые слова в блокнот . Пресные озера, соленые озера.
(Учитель вывешивает на доске слова пресные озера, соленые озера.).
б) Практическая работа.
Откройте все физическую карту Евразии. Давайте еще раз посмотрим, каким условным знаком обозначаются озера. Попробуйте самостоятельно найти озера.
(Дети выполняют задание).
Проверка. Назовите озера, какие вы нашли.
У капельки для вас сюрприз, она предлагает вам просмотреть слайды про озера. Ваша задача смотреть внимательно и попытаться запомнить названия озер.
в) Просмотр слайдов. (Приложение)
1 слайд (на 1 слайде картинка с изображением озера и написано название урока «Озера»)
2 слайд (на 2 слайде картинка с изображением Каспийского озера)
У: Перед вами самое большое озеро, что его даже назвали морем. Прочитаем название. Это Каспийское озеро-море.
Ученик: А вы знаете, что в степи весной образуются маленькие озерца в несколько сантиметров глубиной.
3 слайд (на 3 слайде картинка с изображением Ладожского озера)
У: Перед вами большое озеро, около города Санкт-Петербурга. Прочитаем название. Это Ладожское озеро.
4 слайд (на 4 слайде картинка с изображением Онежского озера)
У: Перед вами большое озеро, в Карелии. Прочитаем название. Это Онежское озеро.
5 слайд (на 5 слайде картинка с изображением Аральского моря)
Перед вами еще одно большое озеро, которое назвали морем. Прочитаем название. Это Аральское море. Капелька загрустила, ей очень жаль это море, по вине человек оно мелеет. Ему не хватает водного питания.
6 слайд (на 6 слайде картинка с изображением озера Байкал)
Перед вами самое глубокое, самое старое озеро, самое чистое озеро. Прочитаем название. Это озеро Байкал. У капельки сообщение. А вы знаете, что все озера имеют возраст, они рождаются и умирают. Большие озера – это озера – долгожители.
Ученик: А знаете ли вы, что в озере Байкал очень много воды, которую можно пить. Если бы в мире вся питьевая вода вдруг подошла к концу, Байкальская вода могла бы напоить все населения Земли в течение 40 лет.
Послушайте стих. об этом озере.
Байкал
Байкал как зеркало лежит
Гора в него глядится
То туча воды затемнит,
То солнце в них лучится.О нем писали: “Чаша вод”
Да. Но какая чаша!
Как грозен там водоворот,
Когда ветра идут в поход
И волны дико пляшут.Как море чаша глубока
Прозрачная водица!
Россия очень велика,
А вся могла напиться.
Физкультминутка
(Звучит музыка – шум воды).
Вытяните ручки, положите на них голову, закройте глаза. Дышите спокойно, слушайте музыку, наслаждайтесь ею, представьте теплое лето, теплый ветерок, вы находитесь на берегу озера, слышите шум воды. Пусть отдохнут ваши голова, руки, глаза.
Я досчитаю до трех, на счет три откройте глаза, выпрямитесь, сделайте глубокий вдох и резкий выдох.
Продолжим работу.
Капелька тоже отдохнула и искупалась в озере. Но она вся испачкалась. Что случилось?
Вода грязная.
Одна из причин загрязнения озер – это вина человека. Дайте совет взрослым.
Не загрязняйте озера, их нужно беречь.
Запишем этот совет в блокнот.
(Учитель вывешивает текст «Не загрязняйте озера, их нужно беречь»).
А еще можно построить очистные сооружения. Прочитаем о них в учебнике на с. 9.
г) Работа с учебником.
1. Чтение текста на стр. 9.
Для чего строят очистные сооружения?
Они нужны, чтобы в водоемы возвращалась чистая вода.
2. Самостоятельная работа № 2 стр.9
Проверим. Молодцы, и наша Капелька стала чистой.
Итог
У: Какие названия озер вы запомнили?
(Дети перечисляют, учитель показывает на карте).
Запишем эти названия в наш блокнот.
(Учитель вывешивает текст на доске «Самые большие озера – это Каспийское море, Байкал, Аральское море, Ладожское, Онежское»).
Ученик: А вы знаете, что необыкновенные озера лежат под 2-3 километровой толщиной льда в Антарктиде. Их обнаружили не так давно. Одно из них находится в центре Антарктиды и очень огромное по размеру.
Кто знает, может среди вас сидят будущие исследователи, геологи, которые узнают тайну этих озер. А хотите узнать, на каком материке находятся Великие озера? Откройте карту Северной Америки. Найдите крупные озера. Назовите озера. (Обучаемы работают по карте).
Американцы гордятся своими озерами. Как вы думаете, а в марийском крае есть озера? Знаете ли вы названия озер?
(Дети называют).
Капелька предлагает посмотреть о них слайды.
(Просмотр сопровождается марийской мелодией).
7 слайд (на 7 слайде фото с изображением озер и надпись «Марийские озера»)
8 слайд (На 8 слайде надпись «На территории нашей Республики расположено большое количество озёр, большинство из них объявлены памятниками природы»)
9 слайд фото озеро Глухое
10 слайд фото озеро Яльчик
11 слайд фото Куж-Ер
12 слайд фото Шулгандан
У: Все эти озера объявлены памятниками природы, они находятся под охраной.
13 слайд (Фото детских лагерей)
О марийских озерах сделает сообщение…
Ученик: В нашем крае много озер. Некоторые находятся под охраной, как уникальные памятники природы. Берега озер заросли лесами. Эти места удивительно красивы. Воздух в этих местах очень чистый, поэтому на берегах некоторых озер расположены санатории и детские лагеря.
Итог:
Мы тоже можем гордиться марийскими озерами. Запишем в наш блокнот. Марийский край богат озерами.
(Запись в блокнот Марийский край богат озерами)
Подведем итог. Что такое озеро?
Озеро – это географический объект. Озеро – природный водоем со стоячей водой.У озера есть берега, только нельзя определить, где левый берег, а где правый. Во все озера впадают реки и ручьи. Озера нужно беречь.
Назовите самые крупные озера нашей страны.
Назовите самые крупные озера нашей республики.
Физкультминутка.
Бежал ручей по камушкам, бежал, бежал,
Потом в глубокой лужице лежал, лежал, лежал,
То снова он помчался вскачь,
То будто бы уснул.
Увидел озеро прыг туда
И сразу утонул.
6. Закрепление пройденного материала.
1. Обобщение знаний полученных на уроке.
Экспедиция подходит к концу. Возвращаемся обратно. Высадим нашу капельку обратно в реку, перед расставанием порадуем ее полученными знаниями. Прочитаем новые записи в нашем блокноте.
Фото 1.
Озеро – природный водоем со стоячей водой. Проточные и бессточные озера. Пресные и соленые озера. Не загрязняйте озера, их нужно беречь. Самые большие озера – Каспийское море, Байкал, Аральское море, Ладожское, Онежское. Марийский край богат озерами.
2. Работа по карте
Я показываю на карте озеро, вы находите его у себя и называете.
(Дети отвечают).
Молодцы! Вы хорошо работаете с картой.
7. Домашнее задание.
Поработайте дома с картой, научитесь находить озера по карте. После этого выполните на с.10 № 4. Группа ребят… выполнит задание 3 на стр.10.
8. Оценивание работы обучаемых.