Родительское собрание: методика подготовки и проведения

Разделы: Общепедагогические технологии, Классное руководство, Работа с родителями


Самой распространенной формой работы с родителями является родительское собрание. Родительское собрание проводится один раз в месяц или в четверть, в зависимости от особенностей класса, возраста учащихся, контингента родителей. Очень важно, чтобы уже в ходе первой встречи с педагогом родители чётко знали сроки проведения родительских собраний, заранее получили расписание всех видов сотрудничества на учебный год. Это дисциплинирует родителей и даёт понять, что школа целенаправленно занимается проблемами семьи и уделяет такому сотрудничеству большое внимание.

В течение всего учебного года классный руководитель должен провести четыре обязательных родительских собрания.

По содержанию родительские собрания могут быть текущими, тематическими, итоговыми. (слайд 2)

Текущие родительские собрания – это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости в четверти, результаты проводимых мероприятий и праздников, походов. (слайд 3)

Тематические родительские собрания – это собрания, посвященные актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано абсолютное большинство родителей класса. Тематические родительские собрания, как правило, носят просвещенческий характер и направлены на расширение знаний родителей в области воспитания детей.

Итоговые родительские собрания – это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определённое время. В ходе такого собрания родители имеют возможность оценить достижения учащихся класса, собственного ребёнка, сравнить прошлые результаты с теми, которые уже есть.

Успешность собрания зависит от трёх факторов:

  1. тщательной подготовки
  2. диагностики
  3. традиций. (слайд 4)

Каким бы по содержанию родительское собрание ни было, оно требует тщательной подготовки. Классный руководитель должен помнить, что ход родительского собрания необходимо планировать. Собрание будет эффективным тогда, когда педагог его планирует, пишет своеобразный сценарий. (слайд 5)

К каждому родительскому собранию уместно подготовить диагностический материал для родителей или статистический материал, связанный с изучением отдельных сторон жизни учащихся класса. (слайд 6)

Большое внимание классный руководитель должен уделить формированию традиций в проведении родительского собрания. (слайд 7)

Хорошей традицией родительских собраний в школе является оформление индивидуальных приглашений родителям для участия в собрании.

Хорошей традицией родительских собраний является ведение родительских дневников. Это обычная тетрадь, в которой ведутся записи родителей. Дневник ведёт каждая семья. В этом дневнике родители делают записи после родительских собраний, свои выводы, пожелания учителям-предметникам и дают свои рекомендации классному руководителю по организации общения с их ребёнком.

Чтобы каждый родитель почувствовал актуальность собрания, захотел в нём поучаствовать, можно ввести традиционные рубрики:

  • «из истории воспитания детей в семье»
  • «великие педагоги мира»
  • «крылатые фразы о воспитании»
  • «советуем прочитать»
  • «обсудите вместе с ребёнком» и т.д.

Хорошей традицией родительского собрания считается и введение в его ход ритуалов. Например, ритуал «Волшебная шкатулочка». К каждому родительскому собранию дети пишут письмо родителям, запечатывают его в конверт, надписывают и опускают в шкатулочку, которая стоит в помещении, где проводится собрание, в этих письмах ребята могут рассказать о том, что их волнует, рассказать о своих проблемах и радостях, о том, что им порой трудно сказать вслух.

Хорошей традицией собрания является его рефлексия. В конце собрания родители оценивают его значимость, актуальность, полезность не только для всего класса, но и для себя лично. Рефлексия собрания может проходить в различной форме: это высказывания родителей, выпуск «молний», оформление коллажа, интервью и т.д.

Наиболее значимой и эффективной традицией является поощрение родителей. Поощрение родителей осуществляется в различной форме. Это может быть награждение грамотами, дипломами, сувенирами, сделанными руками детей. В честь родителей-помощников может быть подготовлена концертная программа, выпущены именные поздравительные газеты.

Главными формами взаимодействия классного руководителя с семьёй являются индивидуальные и групповые формы работы. (слайд 8)

К групповым формам относятся: конференции, встречи, родительские клубы, клубы творчества. (слайд 9)

Важной формой групповой работы с родителями является конференция. Конференции уместно проводить как обмен опытом по воспитанию детей или как обмен мнениями по определённой проблеме.

Огромное значение в сотрудничестве школы и семьи имеют встречи родителей класса с администрацией школы, специалистами в различных областях знаний, с педагогическим коллективом. Большое значение эта форма может иметь в работе с трудными детьми.

Интересной формой работы с родителями являются родительские клубы. Родительские клубы – это клубы по интересам. Заседания проводятся три-четыре раза в год. На заседаниях обсуждаются актуальные проблемы воспитания. Тематика разрабатывается заранее.

Большим подспорьем в работе классного руководителя с учащимися могут стать клубы творчества. В таких клубах ребята и их родители объединены общим увлечением.

Большое значение в работе классного руководителя имеет индивидуальная работа с родителями. К этой форме относятся индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому. (слайд 10)

К нетрадиционным формам работы с родителями можно отнести следующие:

  • Родительские чтения
  • Родительские вечера
  • Родительские тренинги
  • Родительские ринги (слайд 11)

В дневник классного руководителя: (слайд 12)

  • Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учёбе.
  • Тема родительского собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
  • Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер.
  • Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся. (слайд 13)
  • Классный руководитель должен не назидать, а общаться с родителями.
  • Родительское собрание не должно быть длительным по времени.
  • Строго контролируйте присутствие родителей на собрании, выясняйте причину отсутствия.
  • С отсутствующими родителями проводите индивидуальные беседы и консультации.
  • Составляйте программу собрания и перечень вопросов для обсуждения.
  • Положительный итог каждого собрания – это благоприятная основа будущего собрания.