Цель:
- сформировать представление о новогодней ёлке и ёлочных украшениях;
- научить детей изготовлению изделий из бумаги;
- развивать: речь, фонематический слух, зрительное, слуховое и тактильное восприятие, остаточное зрение, ориентировку в малом пространстве, мелкую моторику и осязание;
- воспитывать чувство коллективизма;
Оборудование: плакат новогодней ёлки, еловые веточки, рельефные картинки, различные виды бумаги: цветная, бархатная, жатая и другие, ножницы, клей, салфетки, фольга, шаблоны и образцы изделий.
Ход урока
I. Оргмомент.
Повторение правил внутреннего распорядка и личной гигиены.
- Работай в специальной одежде.
- Следи за чистотой.
- Не загромождай рабочее место лишними вещами.
- Следи за исправностью инструментов и приспособлений.
- Используй инструмент по назначению.
- После работы убери рабочее место.
- Инструменты и приспособления общего пользования сдай дежурному.
- Закончив работу, вымой руки с мылом, почисти одежду щеткой.
II. Сообщение темы и цели урока.
– Сегодня на уроке мы будем закреплять умение изготавливать поделки из бумаги.
III. Вступительная беседа.
– Какой праздник приближается?
– Что несет нам этот праздник?
– Почему мы его так ждем и любим?
– Угадайте, что же мы будем изготавливать на уроке?
Загадка.
Красавица какая –
Стоит, светло сверкая,
Как пышно убрана…
Скажите, кто она?
(Плакат новогодней ёлки, рельефные рисунки).
– А кто знает, почему именно красавица ёлка стала символом нового года?
– Так было не всегда. Ещё в начале прошлого столетия ёлка была редкостью на новогодних праздниках. Обычай ставить и наряжать ёлку возник в давние времена, когда люди обожествили силы природы, её предметы и явления. Наши предки поклонялись деревьям. Когда его вырубали, то просили у дерева прощения за причиненную боль. В нашей стране ёлка, как праздничное дерево впервые появилась во времена Петра I. Перенеся празднование Нового года с 1 сентября на 1 января, Петр приказал использовать для украшения жилища ветки или целые деревья ели, сосны или можжевельника. Теперь мы имеем красочный обычай, ставший развлечением для детей и взрослых. В наши дни, чтобы молодые ёлочки не вырубать ради праздника в огромных количествах, многие люди стараются заменить лесную красавицу искусственной ёлочкой или в крайнем случае использовать букет из еловых веток.
(Дети рассматривают еловые веточки).
– Для чего мы будем делать ёлку?
(Чтобы украсить школу к новогодним праздникам).
ІV. Первичное рассматривание образца ёлки. Проверка готовности к работе (бумага, ножницы, клей, салфетка).
V. Повторение правил техники безопасности при работе ножницами.
- Работайте хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
- Ножницы должны иметь тупые, скругленные концы.
- Ножницы кладите кольцами к себе.
- Следите за движением лезвий во время резания.
- Не оставляете ножницы раскрытыми.
- Передавайте ножницы кольцами вперед.
- Не машите ножницами, не подносите к лицу.
- Используйте ножницы по назначению.
- После окончания работы кладите ножницы в футляр.
- Храните ножницы всегда в определенном месте.
VІ. Анализ поделки, определение последовательности работы.
– Из скольких частей состоит ёлочка?
– Сравните эти части. Что можете сказать о них?
VІІ. Выполнение работы.
А) Словесная инструкция.
Б) Практическая работа (групповая, индивидуальная).
VІІІ. Физкультминутка.
Упражнения для глаз.
- При счете 1–2 фиксация глаз на близком 15–20 см. объекте, при счете 3–7 взгляд переводится на дальний объект, при счете 8 снова переводится на ближний объект.
- При неподвижной голове на счет 1 поворот глаз по вертикали вверх, при счете 2 вниз, затем снова вверх 15–20 раз.
- Закрыть глаза на 10–15 сек, открыть и проделать движения глазами вправо и влево, затем вверх и вниз 5 раз, проделать несколько круговых движений глазами справа налево и обратно 5 раз. Свободно без напряжения направить взгляд вдаль.
ІX. Отделка готового изделия.
– Можно ли нашу ёлочку назвать новогодней? (Нет).
– Почему? (Её надо украсить).
– Чем украшают ёлку?
(Дети разбирают образцы украшений, называя при этом форму игрушки и бумагу из которой она изготовлена).
X. Творческая работа.
Дети украшают ёлку, как им хочется (Работа в парах).
(Шаблоны, фольга, цветная бумага).
XІ. Парад готовых поделок.
Елка (И. Черницкая)
Ну и елка, просто диво,
Как нарядна, как красива.
Ветви слабо шелестят,
Бусы яркие блестят
И качаются игрушки –
Флаги, звездочки, хлопушки.
Вот огни зажглись на ней,
Сколько крошечных огней!
И, верхушку украшая,
Там сияет, как всегда,
Очень яркая, большая,
Пятикрылая звезда.
Выставление оценок.
XІІ. Итог урока.
– Что вы узнали о новогодних праздниках?
– Какое изделие изготовили и для чего?
XІІІ. Уборка рабочих мест.