Трудовое обучение в начальных классах в условиях школы-интерната III вида

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • сформировать представление о новогодней ёлке и ёлочных украшениях;
  • научить детей изготовлению изделий из бумаги;
  • развивать: речь, фонематический слух, зрительное, слуховое и тактильное восприятие, остаточное зрение, ориентировку в малом пространстве, мелкую моторику и осязание;
  • воспитывать чувство коллективизма;

Оборудование: плакат новогодней ёлки, еловые веточки, рельефные картинки, различные виды бумаги: цветная, бархатная, жатая и другие, ножницы, клей, салфетки, фольга, шаблоны и образцы изделий.

Ход урока

I. Оргмомент.

Повторение правил внутреннего распорядка и личной гигиены.

  1. Работай в специальной одежде.
  2. Следи за чистотой.
  3. Не загромождай рабочее место лишними вещами.
  4. Следи за исправностью инструментов и приспособлений.
  5. Используй инструмент по назначению.
  6. После работы убери рабочее место.
  7. Инструменты и приспособления общего пользования сдай дежурному.
  8. Закончив работу, вымой руки с мылом, почисти одежду щеткой.

II. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы будем закреплять умение изготавливать поделки из бумаги.

III. Вступительная беседа.

– Какой праздник приближается?

– Что несет нам этот праздник?

– Почему мы его так ждем и любим?

– Угадайте, что же мы будем изготавливать на уроке?

Загадка.

Красавица какая –
Стоит, светло сверкая,
Как пышно убрана…
Скажите, кто она?

(Плакат новогодней ёлки, рельефные рисунки).

– А кто знает, почему именно красавица ёлка стала символом нового года?

– Так было не всегда. Ещё в начале прошлого столетия ёлка была редкостью на новогодних праздниках. Обычай ставить и наряжать ёлку возник в давние времена, когда люди обожествили силы природы, её предметы и явления. Наши предки поклонялись деревьям. Когда его вырубали, то просили у дерева прощения за причиненную боль. В нашей стране ёлка, как праздничное дерево впервые появилась во времена Петра I. Перенеся празднование Нового года с 1 сентября на 1 января, Петр приказал использовать для украшения жилища ветки или целые деревья ели, сосны или можжевельника. Теперь мы имеем красочный обычай, ставший развлечением для детей и взрослых. В наши дни, чтобы молодые ёлочки не вырубать ради праздника в огромных количествах, многие люди стараются заменить лесную красавицу искусственной ёлочкой или в крайнем случае использовать букет из еловых веток.

(Дети рассматривают еловые веточки).

– Для чего мы будем делать ёлку?

(Чтобы украсить школу к новогодним праздникам).

ІV. Первичное рассматривание образца ёлки. Проверка готовности к работе (бумага, ножницы, клей, салфетка).

V. Повторение правил техники безопасности при работе ножницами.

  • Работайте хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
  • Ножницы должны иметь тупые, скругленные концы.
  • Ножницы кладите кольцами к себе.
  • Следите за движением лезвий во время резания.
  • Не оставляете ножницы раскрытыми.
  • Передавайте ножницы кольцами вперед.
  • Не машите ножницами, не подносите к лицу.
  • Используйте ножницы по назначению.
  • После окончания работы кладите ножницы в футляр.
  • Храните ножницы всегда в определенном месте.

VІ. Анализ поделки, определение последовательности работы.

– Из скольких частей состоит ёлочка?

– Сравните эти части. Что можете сказать о них?

VІІ. Выполнение работы.

А) Словесная инструкция.

Б) Практическая работа (групповая, индивидуальная).

VІІІ. Физкультминутка.

Упражнения для глаз.

  1. При счете 1–2 фиксация глаз на близком 15–20 см. объекте, при счете 3–7 взгляд переводится на дальний объект, при счете 8 снова переводится на ближний объект.
  2. При неподвижной голове на счет 1 поворот глаз по вертикали вверх, при счете 2 вниз, затем снова вверх 15–20 раз.
  3. Закрыть глаза на 10–15 сек, открыть и проделать движения глазами вправо и влево, затем вверх и вниз 5 раз, проделать несколько круговых движений глазами справа налево и обратно 5 раз. Свободно без напряжения направить взгляд вдаль.

ІX. Отделка готового изделия.

– Можно ли нашу ёлочку назвать новогодней? (Нет).

– Почему? (Её надо украсить).

– Чем украшают ёлку?

(Дети разбирают образцы украшений, называя при этом форму игрушки и бумагу из которой она изготовлена).

X. Творческая работа.

Дети украшают ёлку, как им хочется (Работа в парах).

(Шаблоны, фольга, цветная бумага).

XІ. Парад готовых поделок.

Елка (И. Черницкая)

Ну и елка, просто диво,
Как нарядна, как красива.
Ветви слабо шелестят,
Бусы яркие блестят
И качаются игрушки –
Флаги, звездочки, хлопушки.
Вот огни зажглись на ней,
Сколько крошечных огней!
И, верхушку украшая,
Там сияет, как всегда,
Очень яркая, большая,
Пятикрылая звезда.

Выставление оценок.

XІІ. Итог урока.

– Что вы узнали о новогодних праздниках?

– Какое изделие изготовили и для чего?

XІІІ. Уборка рабочих мест.