Цель: Обобщение и обогащение знаний о домашних животных, о профессиях людей связанных с животными, развитие самоутверждения, приобщение в паре.
Задачи:
- Приобщать к социокультурным ценностям.
- Интегрировать знания учащихся о среде, в которой живут.
- Воспитывать заботливое отношение и любовь к живому.
Тип урока: Объяснение нового материала.
Форма проведения: урок-телепередача.
Оборудование: Системный блок с проектором, А.В.Камкин «Истоки». Учебник для 2 кл., О.А. Бандяк «Рабочая тетрадь»
Образовательные ресурсы: Репродукция с картина марийского художника И.М.Ямбердина «Утро-рассвет», русская народная песня «Коровушка», иллюстрации животных и их жилище (выводятся на экран в виде слайдов), стенд «породы собак».
Примечание: урок проведен на семинаре руководителей общеобразовательных учреждений Советского района.
Ход урока
I. Организационный момент.
Доброго дня всем! Мы очень приятно видеть ваши радостные лица. Давайте улыбнемся друг другу, улыбнемся гостям.
II. Подготовительный этап.
1) Как вы, ребята, думаете. Кто испокон веков жил рядом с человеком помогал человеку? (животные)
Сегодня у нас состоится телепередача «Диалоги о животных» (музыка, слайд 1)
А вести передачу буду я ….
Участниками диалога будете вы, ученики 2 класса
2) О каких животных мы будем сегодня говорить, узнаете из загадок.
(Cлайд 2)
Не мой бы труд, не мой бы бег,
Ты плохо жил бы человек,
Но в век машины и мотора,
Боюсь, в отставке буду скоро.
(Лошадь)Рыжий молокозавод день жует и ночь жует,
Ведь траву не так легко переделать в молоко!
(Корова)Заворчал живой замок
Лег у двери поперек.
(Собака)Вместо носа – пятачок,
Там, где хвост – висит крючком.
(Свинья)По горам, по домам ходит шуба да кафтан.
(Овца, баран)Зубастый, мохнатый,
как есть начнет - песенку поет.
(Кот)
Ребята! Скажите, а какие это животные?
Итог, сегодня мы будем говорить о «Домашних животных»
- Каких домашних животных знаете вы?
- Для чего человек подружился с этими животными?
Вывод: Правильно. У наших предков не было хозяйства без скота. Под одной крышей с человеком жили: кони, овцы, куры, гуси, козы. Не было дома без собаки и кошки. Издавна считается, что у домашних животных есть свой покровитель - святой великомученик Георгий (слайд 3). Его день – 6 мая. В этот день домашних животных впервые после зимы выгоняют в поле. Его лик изображен на белом коне и поражающем змея копьем. Мы можем видеть его на государственном гербе.
III. Все домашние животные служат человеку.
1. Работа по учебнику.
Прочитаем об этом в учебнике «Истоки».
- Как же лошади служили человеку?
Поэтому люди ценили, уважали лошадей, давали им клички: Гнедой, Вороной…
- А должен ли человек заботиться о животных?
2. Диалог «Забота о животных». (слайд 4)
1) -Кто знает, как нужно ухаживать за лошадьми? (чистить щеткой, кормить сеном и овсом, чистить в конюшне.)
Кто больше ухаживает за лошадьми: мужчина или женщина?
2) - В селе Чкарино Советского района открыта конно-спортивная школа, где ребята ухаживают за лошадьми и учатся верховой езде (слайд 5).
3) - А как ухаживают за коровой?
- Кто больше ухаживает за коровой: мужчина или женщина?
4) А что делает собака? (Охраняет дом, сторожит стадо, выслеживает добычу.)
5) Что можно сказать про кошку? (Чистит дом.)
Итак, все домашние животные служат человеку.
IV. Диалог «Про кого так говорят»?
Как думаете, есть ли у животных свой характер?
1. Работа в паре.
(Ребята работают в тетрадях творческих работ стр. 9)
Что обозначает слово «кроткий» (покорный, смирный)
2. Рефлексия. (Мне понравилось…).
V. Физкультминутка.
Конь меня в дорогу ждет
Бьет копытом у ворот.
На ветру играет гривой
Пышной, сказочно красивой.
Быстро на седло вскочу
Не поеду – полечу!
Цок, цок, цок, цок.
Там за дальнею рекой
Помашу ему рукой.
VI. В эфире «Музыкальный канал».
Многим животным посвящали песни.
У нас на передаче в гостях руководитель музыкальной школы Вятского дома культуры Гусева З.А. В ее исполнение прозвучит русская народная песня «Коровушка».
Уж как я мою коровушку люблю!
Уж как я ль то ей крапивушки нажну!
Кушай вволюшку коровушка моя,
Ешь ты досыта, буренушка моя!
Уж как я ль мою коровушку люблю,
Сытно пойла я буренушке налью,
Чтоб сыта была коровушка моя
Чтобы сливочек буренушка дала.
VII. В эфире «Картинные новости».
А художники изображали животных.
1. Работа по репродукции с картины И.М. Ямбердина «Утро – Рассвет»
Перед вами репродукция с картины марийского художника И.М.Ямбердина «Утро-Рассвет» (слайд 6).
- Кого видите на переднем плане?
- Как думаете, почему предметы видны не так ярко?
Конь-символ жизни. Любовь, материнство показано в образе лошади и жеребенка.
2. Словарная работа.
Кто знает, как называется художник, изображающих животных?
Анималист - художник изображающих животных.
VIII. У нас в гостях ученый Кошкин Иван Иванович (слайд 7)
- Он обращается к вам с вопросом. Знаете ли вы, что у каждого животного свой дом и место в поле.
- Назовите дом и место в поле у коровы (хлев и стадо) (слайд 8)
- у коня (слайд 9)
- у овцы (слайд 10)
- у собаки (слайд 11)
А теперь прочитаем вместе: (слайд 12)
Корова-хлев-стадо.
Конь-конюшня-табун.
Овца-овчарня-отара.
Собака-будка-двор.
- И только кошка живет в доме. Ночью отправляется в погреб или амбар на охоту.
Кстати говоря.
1. О кошке (сообщение учащегося)
В Древнем Египте кошка была признана священным животным. Кошек с почестями хоронили, устанавливали памятники. Ученые считают, что это потому, что Египет – хлебная страна, а где зерно, там мыши. Единственным средством борьбы с мышами была кошка.
2. О собаке (сообщение учащегося)
У нас уважают собаку недаром;
Собака на фронте была санитаром,
Связистом, сапером. Порою собаки
На танки бросались в атаки.
Да, на войне получалось и так,
Что «тигры», «пантеры» боялись собак.
Действительно, собака одна из первых была приручена человеком, она наш друг с давних времен. Обратите внимание: на стенде представлены породы собак.
- Человек, изучающий все про собаку, называется кинологом.
IX. Ресурсный круг.
(Дети встают в круг, учитель читает сказку).
«Корова, лошадь и собака заспорили между собой, кто из них хозяин больше любит.
- Конечно, меня – говорит лошадь, я ему соху и борону таскаю, дрова из леса вожу, сам он на мне в город ездит, пропал бы он без меня совсем.
- Нет, хозяин любит больше меня,- говорит корова,- я всю его семью молоком кормлю.
- Нет меня, - ворчит собака, - я его добро стерегу.
- Послушал хозяин этот спор и говорит.
Учащимся предлагается представить себя в роли хозяина и подумать, что бы они ответили. Учащиеся высказываются по кругу. Учитель подводит итог, дочитывает сказку.
«Перестаньте спорить по-пустому; вы все мне нужны, и каждый из вас хорош на своем месте».
X. Рефлексия.
- Наша телепередача «Диалоги о животных» заканчивается.
XI. Вывод.
О каких животных мы говорили?
- Что должен делать человек, чтобы животные исправно ему служили?
Люди немало трудятся, чтобы заготовить на всю зиму корм, душистое сено, овес. Домашних животных не обижают. А если животное заболело, обращаются к ветеринару.
У кого дома есть домашние животные? А как вы за ними ухаживаете, расскажите.
XII.Домашнее задание:
Стр. 56-59 , т. стр.10 (нарисовать любимое животное).
Дополнительный материал.
- Почему кошка все время умывается, а собака нет? (Для охоты кошка подкрадывается незаметно, поэтому избавляется от запаха. А собака берет добычу гоном.)