Конспект урока по математике в 4-м классе. Тема: "Площадь фигур. Площадь прямоугольного треугольника"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Вывести формулу нахождения площади прямоугольного треугольника и уметь ее применять.
  2. Развивать логическое мышление.
  3. Развивать чувство ответственности за свою работу и работу своих товарищей в группе.

Урок проводиться в группах. В каждой группе по 5-6 человек. Группы и капитан выбирается заранее.

Оборудование:

  1. Геометрические фигуры для «Математической эстафеты»
  2. Такие же фигуры в конвертах в каждой группе.
  3. Цветные карандаши, листочки бумаги.
  4. Ножницы, прямоугольный треугольник.

Ход урока

1. Орг.момент.

2. «Математическая эстафета»

На столе у учителя лежат геометрические фигуры с заданиями. Первое задание читает сам учитель, второе тот ученик, который правильно ответил, и т.д.

Задания:

- Найдите значение выражения: 250 ∙ 62 ∙ 64
- Как найти периметр многоугольника?
- Как найти длину прямоугольника, зная его площадь и ширину?
- Какие фигуры могут иметь площадь 16 см2?
- Что такое числитель и знаменатель дроби?
- Найдите число,  которого равны 9.

На доске появляются геометрические фигуры. (треугольники, прямоугольники и многоугольники) У каждой фигуры свой номер и свой цвет.(три цвета)

3. Работа с геометрическим материалом.

- Дайте название этой группе предметов. (Геометрические фигуры)

- Подумайте и разложите эти фигуры на 3 группы. (Работа в группах. Фигуры капитан достает из конвертов.) Признак разбиения: по цвету, по форме.

- Что вы можете сказать про эту фигуру?

(Это прямоугольник. У него все углы прямые, равны 90°, а противоположные стороны равны.)

- Есть ли еще прямоугольники? (Квадрат.)

- Назовите основной признак квадрата. (Все стороны равны.)

- Есть ли на доске фигуры с прямыми углами? Докажите, что у этих фигур есть прямой угол. (Находят другие фигуры и при помощи угольника доказывают.)

- Посмотрите, у прямоугольника все 4 угла прямые, а у этого треугольника только один. Как вы думаете, будет называться такой треугольник? (Прямоугольный треугольник.)

- А если перевернуть этот треугольник, будет ли он прямоугольным? Почему?

(Будет, потому что у него один угол прямой.)

- У треугольника 3 угла. Один угол прямой. Что можете сказать про остальные углы? (Они острые.)

-Стороны прямоугольного треугольника тоже имеют свои названия. Хотите узнать какие? В прямоугольном треугольнике есть 2 катета и одна гипотенуза.

- Как вы думаете, какая сторона как называется? Объясните, почему вы так думаете.

(На доске: Катет, катет, гипотенуза. Прочитать хором. Ребята предлагают свои версии Дать правильный ответ)

- Начертите любой прямоугольный треугольник. Обозначьте прямой угол, красным цветом – катеты, синим – гипотенузу.

(Работа на листочках. Взаимопроверка.)

На доске: Рисунок 1.
.
4. Практическая работа.

- Положите на середину стола фигуры с прямыми углами. Капитан раздаст каждому по 1 геометрической фигуре. При помощи треугольника, карандаша и ножниц превратите свою фигуру в прямоугольный треугольник.

5. Работа с новым материалом.

- Сегодня мы говорим о прямоугольном треугольнике. Что вы о нем узнали?

- Можем ли мы найти периметр этой фигуры? Напишите на листе формулу нахождения периметра треугольника. (Работа в группах на больших листах, Рисунок 1. Проверка: 1 человек от команды у доски. Р=а+в+с)

- Можем ли мы найти площадь этой фигуры? (Достроить до прямоугольника, найти площадь прямоугольника и разделить на 2.)

- А как найти площадь прямоугольного треугольника, если нет возможности достроить его? Для этого в математике есть формула, которая позволяет выполнить это задание.

Теманашего урока: «Площадь прямоугольного треугольника».

Главная наша задача– вывести формулу нахождения площади прямоугольного треугольника и научиться ее применять.

- Я даю вам 2 минуты, для того, чтобы вы сами постарались вывести эту формулу. Вы должны будете доказать, что ваша формула верна.

S = ():2

(У каждой команды свой вариант. Ребята доказывают у доски, какая формула правильная.)

Чтение формулы: Площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения катетов.

6. Физкультминутка для глаз.

7. Закрепление материала.

1. Попробуем решить задачу, пользуясь новой формулой.

Известно, что катеты прямоугольного треугольника равны 7 см и 4 см. Найдите площадь этого треугольника.

2. Капитаны получают новое задание.

- От правильности выполнения каждого ученика будет зависеть успех вашей команды. Читайте задания внимательно.

Рисунок 2.

Работа в группах.

  1. Внимательно прочитайте задания и найдите значения выражений;
  2. Соедините полученные результаты в порядке возрастания;
  3. Найдите площадь полученной фигуры.

Задания разрезаны на отдельные карточки для каждого ученика.

  1. Найди значение выражения: (1162 + 238) : 200
  2. На сколько 482 меньше 570?
  3. Во сколько раз 201 больше 67
  4. Найди 3% от 800

6) Найди значение выражения: 26 ∙ 4 – 31

8. Итог:

- Треугольники все разные и расположены по разному, но для определения площади используется одна формула. Но не надо путать, что эта формула подходит только к прямоугольному треугольнику.