Цели урока:
- Научиться систематизировать предметы по признакам.
- Познакомить детей со спектром.
- Рассмотреть различные способы получения спектра.
- Рассмотреть основные и дополнительные цвета.
- Научить детей составлять загадки, пользуясь морфологической таблицей.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, стеклянные плоскопараллельные пластины, кружочки картона, зубочистки, цветные карандаши, кусочки СД дисков.
Слайд № 1. Улица Цвета (смотри приложение).
На улице Цвета нас встречает почётный ее житель достопочтенный сэр Исаак Ньютон.
В 1665 году в Лондоне вспыхнула эпидемия чумы. Ньютон спешно покинул Кембридж и уехал в родовое поместье в Вулсторп. И с ним произошла невероятная история.
Ньютоново яблоко
- Послушайте, Ньютон, как вы сделали это своё открытие, о котором теперь столько разговору?
- Да так, обыкновенно. Просто стукнуло в голову.
Они стояли каждый в своём дворе и переговаривались через забор, по-соседски:
- Что стукнуло в голову?
- Яблоко. Я сидел, а оно упало с ветки.
Сосед задумался. Потом сказала:
- Признайтесь, Ньютон, это яблоко было из моего сада? Вот видите, ветка свешивается к вам во двор, а вы имеете привычку здесь сидеть, я это давно приметил.
Ньютон смутился.
- Честное слово, не помню, что это было за яблоко.
На другой день, когда Ньютон пришёл на своё излюбленное место, ветки яблони там уже не было. За забором под яблоней сидел сосед.
- Отдыхаете? – спросил Ньютон.
- Угу.
Так сидели они каждый день – Ньютон и его сосед. Ветка была спилена, солнце обжигало Ньютонову голову, и ему ничего не оставалось, как заняться изучением световых явлений. А сосед сидел под своим деревом, и ждал, пока ему на голову упадёт яблоко.
Может быть, оно и упало, потому что яблок было много и все они были свои. Но сейчас это трудно установить. Имени соседа не сохранила история.
Однажды утром Ньютон открыв глаза, увидел луч света, который освещал тёмную комнату сквозь небольшое отверстие в ставне. Луч попал на призму, и на стене появилась радужная полоска, которая очень заинтересовала сэра Исаака. (Листаем картинки на слайде). Он понял, что оказывается прозрачный белый свет, имеет сложное строение. Он состоит из семи!!! разных цветов. Призма просто разложила свет на составные части. Радужную полоску он назвал спектром. (Листаем картинки на слайде). Давайте мы попробуем повторить опыт Ньютона.
Практическая работа № 1
Щелкните курсором по портрету Ньютона (гиперссылка на чёрный слайд).
Дети получают призмы и рассматривают белую полоску на слайде сквозь призму.
- Что вы видите?
- С какого цвета начинается спектр?
- В какой последовательности располагаются цвета?
Возвращаемся на основной слайд.
Ньютон, как и вы, заметил, что цвета в спектре располагаются в строго определённом порядке. А именно: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Чтобы легче было запомнить порядок цветов в спектре, придумали аббревиатуру: Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан. Французы обычно говорят: “Как Однажды Жак Звонарь Голубой Стащил Фонарь”.
Упражнение № 1
Придумайте и вы свою расшифровку порядка цветов в спектре.
Чтобы убедиться в том, что белый свет из семи цветов, он решил сложить цвета и узнать получится ли белый цвет. Если взять лист бумаги и раскрасить его в цвета радуги, а затем раскрутить, то можно получить белый цвет. (Листаем картинки на слайде)
Практическая работа № 2
Дети получают кружочки бумаги, раскрашивают его так, как показано на рисунке, с помощью зубочистки делают волчок и раскручивают его.
- Получился ли у нас опыт Ньютона?
Слайд № 3. Радуга.
Листаем картинки на слайде. Важно обратить внимание детей, что радуга начинается с красного цвета и заканчивается фиолетовым цветом.
- Почему радуга появляется или после дождя, или у фонтанов, или водопадов? Потому, что в воздухе находятся мелкие капельки воды, которые являются маленькими призмами.
- Можно ли получить спектр другим способом?
Практическая работа № 3.
Дети получают компьютерные диски и рассматривают их.
- Что вы видите? Нарисуйте картинку.
- Что явилось причиной появления спектра? На диске находится большое количество почти невидимых тонких полосок. Именно благодаря этому свет разделяется на различные цвета.
Слайд № 4. (Листаем картинки на слайде)
Обращаем внимание детей на то, что окраска бабочек и птиц объясняется большим количеством волосков на крыльях. Окраска рыб и змей появляется из-за большого количества мелких чешуек.
Слайд № 5. Фильм “Северное сияние”.
- Что это? Это северное сияние. Иногда его называют солнечным ветром. Частицы, выброшенные солнцем достигая атмосферы земли, вызывают её свечение.
Слайд № 6. Спектр.
- Каким образом можно получить спектр?
Призма Тонкие полоски Солнечный ветер (капли).
Слайд № 7. Смешение цветов.
Смешение цветов – приёмы получения всевозможных цветных оттенков. Они делятся на две основные группы: смешение потока света разных цветов и смешение красящих веществ (красок). Смешением трёх цветов можно получить любой оттенок. При смешивании лучей фиолетового, красного, зелёного можно получить белый свет. Поэтому эти цвета называются основными. Давайте посмотрим, какие оттенки даёт смешение основных цветов. Щёлкаем по слайду, выходят анимации.
При смешении красок, смешивание основных цветов даёт черный цвет. Давайте посмотрим, какие оттенки даёт смешение основных цветов. Щёлкаем по слайду, выходят анимации.
Слайд № 8. Как сочиняются цветные загадки.
Цвет |
Что имеет такой цвет? |
На что похоже ? |
Чем отличается? |
Загадка |
Желтый |
Цыплёнок |
Лимон, солнце |
Ножки, пушистый, крылья |
Пушистый лимон на ножках. Солнышко пушистое, крылья петушистые. |
Синий |
||||
Зелёный |
||||
Красный |
Слайд № 9. До новых встреч на улице Цвета!
Домашнее задание. Придумать загадки по таблице на любимый цвет.
Используемая литература:
- А.А. Нестеренко “Страна загадок” журнал ТРИЗ педагогика 3.4. 1992г стр.36-48.
- Кривин Ф. “Учёные сказки”, издательство “Карпаты”, Ужгород, 1967 г.