I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Научное общество учащихся «Школьная Академия Наук (ШАН)» МОУ гимназии №9 действует с октября 1998 года с целью выявления и развития творческих способностей учащихся и является частью системы дополнительного образования.
2. ШАН - добровольное творческое формирование учащихся школы, стремящихся совершенствовать свои знания в определенной области науки, искусства, техники и производства, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки, научно-исследовательской и опытнической деятельности под руководством ведущих педагогов и привлеченных специалистов.
3. Задачи ШАН:
- выявление одаренности детей и подростков;
- раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-поисковой деятельности, углубленная подготовка к ней
- содействие эффективности профориентации и самореализации учащихся старших классов;
- воспитание активной гражданской позиции, высоких нравственных качеств и духовной культуры;
4. ШАН имеет свой Президиум, Ученый Совет и Президента и Устав, который регламентирует права и обязанности членов ШАН.
5. Деятельность ШАН осуществляется на основе действующего законодательства, настоящего Положения и Устава членов ШАН.
II. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ
1. Создание банка данных о творческих способностях учащихся, их одаренности на основе психолого-педагогического тестирования, индивидуальных собеседований, творческих турниров, олимпиад и непосредственной практической деятельности детей и подростков.
2. Разработка и реализация специализированных индивидуальных и дифференцированных программ психологической поддержки и развития одаренных учащихся.
3. Сотрудничество педагогов и учащихся в виде следующих форм:
- спецкурсы и факультативы по направлениям;
- индивидуальная и групповая работа учащихся под руководством учителей и других специалистов на базе школы, внешкольных учреждений, ВУЗов и др.
- олимпиады по различным областям знаний;
- организацию и проведение интеллектуальных игр по развитию познавательных интересов и творческих способностей.
III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ ШАН (УСТАВ ШАН)
1. Членом школьной Академии Наук может быть каждый учащийся МОУ гимназии № 9 г. Ставрополя, проявивший глубокий интерес в одной или нескольких областях знаний.
2. В качестве рекомендации в члены ШАН могут служить рефераты, сочинения, необычно решенная задача, участие в различных олимпиадах и творческих турнирах и т.д.
3. Члены ШАН имеют право:
- свободно вступать в ШАН и выходить из нее;
- публиковать свои научные работы в школьных и классных научных изданиях, а также за пределами школы;
- участвовать в научных чтениях, научных конференциях всех уровней;
- избирать и быть избранным в члены Ученого Совета и Президиума ШАН;
- представлять собственную научную работу, доложенную на научных чтениях или научных конференциях, в качестве экзаменационной работы при сдаче переводных или выпускных экзаменов при условии наличия итоговой аттестации по предмету;
- члены Ученого Совета ШАН одновременно являются членами предметных кафедр МОУ гимназии № 9.
4. Высшим органом, дающим оценку и рекомендации представленным работам является научно- практическая конференция, а промежутках между ними - заседание секции или предметной кафедры.
IV. ПОЛОЖЕНИЕ О ЛЕТНЕЙ АКАДЕМИИ НАУК (ЛАН)
Летняя Академия Наук (ЛАН) открывается для учащихся 5-7 классов -I ступень и 8-10 классов- II ступень на летний период и является структурной частью ШАН.
1. Целью обучения на I ступени является выявление и развитие познавательных интересов учащихся в одной или нескольких областях знаний во вне учебное время (июнь, июль, август).
2. Целью обучения на II ступени является дальнейшее углубление знаний учащихся в выбранной им области знаний в профильном классе, Олимпийской сборной или путем индивидуальной подготовки под руководством учителя, преподавателя спецкурса или факультатива и т.д. во время летней академической практики.
3. Членом ЛАН может быть любой учащийся соответствующего возраста, проявляющий интерес к предмету и желающий изучить его глубже.
4. Летняя Академия работает в режиме пришкольного лагеря и по его режиму.
5. Руководитель ЛАН является заместителем начальника пришкольного лагеря по учебной работе.
6. Расписание занятий ЛАН согласовывается с начальником пришкольного лагеря и утверждается им и директором МОУ гимназии №9.
7. Преподаватели ЛАН назначаются из числа ведущих учителей школы или приглашаются на договорной основе по рекомендации соответствующей кафедры и работают по утвержденному кафедрой учебному плану.
8. Оплата труда преподавателей ЛАН производится в рамках штатного расписания как за учебное время. Отпуск им предоставляется по заранее согласованному с администрацией школы графику.
9. Настоящее ПОЛОЖЕНИЕ является дополнением к действующему УСТАВУ ШАН МОУ ГИМНАЗИИ №9.
Основной целью занятий ЛАН является изучение природных комплексов своей местности, рассматриваются также природные комплексы расположенные в окрестностях школы, своего города и края.
Особенностью курсов является межпредметная связь географии с биологией, историей, экологией.
Во время обобщения знаний этой темы ставится задача привития любви к своей Родине, чувство прекрасного связанного с природой, природоохранные вопросы, а также изучается взаимосвязь между элементами природы, продолжается формирование умений и навыков в последующей работе.
В распорядок дня работы лагеря входит утренняя линейка, на которой зачитывается план работы на день.
Каждая секция включает ряд занятий по определенной теме.
По окончанию дня выпускаются боевые листки. Общими мероприятиями являются спортивный час, музыкальное занятие, экскурсия по городу, в музей, а также защита своего предмета.
Каждый отряд имеет свою эмблему, девиз, панно.
Летняя академия наук программа занятий на 2007 год (география)
Задание № 1
Природные комплексы Ставропольского края (на примере Нижней части города в районе нахождения гимназии) экскурсия.
Задание № 2
Национальные парки мира - видеоурок с последующим обсуждением.
Задание № 3
Экскурсия в ботанический сад с целью знакомства с флорой Ставропольского края.
Занятие № 4
Удивительный мир природы «Самое-самое в природе Земли». Знакомство с удивительными загадками природы по Книге рекордов Гиннеса.
Занятие № 5
Географическая викторина «А знаешь ли ты?».
Занятие № 6
Загадки - шарады по географии России и Ставропольского края.
Занятие № 7
Географический конкурс «Люби и знай свой край».
Занятие № 8
Викторина о растениях мира и края.
Занятие № 9
Блиц - вопросы - заключительное занятие, «что я узнал нового».
Занятие № 10
Экскурсия “Лесное ожерелье города Ставрополя” Цель: Ознакомиться с ПК лесов г. Ставрополя.
Занятие №11
Занятие в краеведческом музее. ПК Ставропольского края и г. Ставрополя.
Занятие №12
Практическое занятие. Экскурсия по школьному двору.
Занятие№13
Автобусная экскурсия на Сенгилеевское Озеро.
В ходе многолетней работы учащиеся под руководством учителя создали проект “Мониторинг состояния пришкольной территории и пути ее улучшения”.
1. ВВЕДЕНИЕ
Богатство любого государства составляют не только материальные и духовные ценности, но и люди, населяющие его и производящие ценности. В Уставе ВОЗ отмечается, что здоровье - одно из прав человека.
Здоровье - это такое состояние организма, при котором функции его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют болезненные изменения.
Состояние здоровья человека зависит на 50% от образа жизни, на 20% от генетических факторов, 10% от работы органов здравоохранения и на 20% от состояния окружающей среды.
В настоящее время значительная часть болезней человека связана с ухудшением экологической обстановки в нашей среде обитания, загрязнением воды и почвы, недоброкачественными продуктами питания, возрастанием шума. Актуальность этих проблем продолжает возрастать.
Во всем мире люди стремятся к максимальному уменьшению загрязнения окружающей среды. Не все пути к преодолению этой проблемы решены, и нам стоит самостоятельно заботиться об окружающей среде. А начинать заботиться надо о своем доме, улице, школе, школьном дворе.
Цель данного проекта - оценка состояния пришкольного участка и здоровье сберегающие технологии.
Задачи проекта:
- Активизировать внимание учащихся нашей школы к экологическому состоянию пришкольной территории и здоровье учащихся.
- Углубить знания о влиянии окружающей среды на здоровье человека, ответственного отношения к природе и здоровью человека.
- Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости деятельности по благоустройству территории, ее эстетическому оформлению.
- Научиться оценивать состояние окружающей среды пришкольного участка, улицы, вносить свой вклад в сохранение и улучшение богатства окружающей природы.
- Продолжение проведения мониторинга состояния пришкольной территории и социально-гигиенического мониторинга здоровья школьников нашей гимназии.
Практическое значение проекта заключается в том, что на основе изучения глобальных экологических проблем видятся проблемы, которые рядом с нами. После проведения исследовательской работы имеется возможность внести предложения:
- По благоустройству пришкольной территории.
- По участию в осуществлении и решении этих проблем, применении теоретических знаний на практике, а также обогащении новыми эстетическими впечатлениями, правильно принять и оценить труд человека по освоению окружающего мира, а также улучшению своего собственного здоровья.
- По участию в осуществлении и решении этих проблем самими школьниками.
- По применению теоретических знаний на практике.
- По обогащению новыми эстетическими впечатлениями.
- По самостоятельной оценке труда человека по освоению окружающего мира.
- По улучшению своего собственного здоровья.
2. МАТЕРИАЛ И МЕТОДИКА
При выполнении данного проекта использовалась методика С.В. Алексеева, Н.В. Груздевой предложенная в "Практикуме по экологии" Москва АО МДС, 1996 г. и О. А. Шкляровой Карагандинского педагогического института.
При выполнении данного проекта использовались:
- натуральные объекты
- пособия
- учебники
- методические пособия.
При выполнении исследований работали со следующими приборами и предметами:
- рулетка
- определитель растений
- линейка 1 м
- термометр
- колышки
- шпагат
- прозрачная клейкая лента
- шумомер
3. КРАТКАЯ ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА ИССЛЕДОВАНИЯ
Район исследования располагается в селитебной зоне г. Ставрополя (нижняя часть города).
Основной тип застройки - это одноэтажные дома с приусадебными участками и улица Ленина до пересечения с Достоевского - высотные дома. В пределах селитебной зоны располагаются учебные (Технологический техникум, гимназия МОУ №9), лечебные (поликлиника №2), культурно-воспитательные (Дворец Гагарина) сооружения, мини-рынок. Вся данная территория пересечена транспортными и инженерными путями ул. Ленина, Мира, Гризодубовой, Достоевского, Московской, Расковой и др.
Эта зона пораженная оползневыми и эрозионными процессами. Натуральный чернозем практически отсутствует. Почва газонов - насыпной грунт. Растительность бедная, даже газонов очень мало. Озеленение кварталов не соответствует современным требованиям. СНиП и ландшафтной архитектуре, т.к. благоустройство велось силами жильцов и ЖЭКов.
Беден состав древесно-кустарниковых пород и деревья посажены хаотично, отсутствует вертикальное озеленение, нет композиционной посадки. Индивидуальный сектор озеленен плодовыми деревьями и кустарниками. Газонное покрытие отсутствует. Реки Мутнянка и Желобовка спрятаны в коллектор, (по данным экологического паспорта г. Ставрополя 1995 г.). Перепад высот с юго-запада до юго-восточной части города составляет 200 метров.
Загруженность транспортом, загрязнение почв и атмосферного воздуха пылью, шумом и вредными веществами, отсутствие достаточного количества зеленых насаждений привело к тому, что селитебная часть города, в которой находится наша гимназия - опасная экологическая зона.
4. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
4.1 Расположение гимназии
До строительства пристройки к школе, второго здания, строительства многоэтажного жилого дома и одноэтажного, территория школы находилась в сквере, который состоял из декоративных деревьев (тополей, каштанов, кленов), на территории имелись клумбы, опытный участок, аллеи из деревьев. В результате строительства зеленые насаждения были снесены (приложение Рис. 1,2,3,4).
В настоящее время согласно нормам СанПиНа школа имеет самостоятельный участок:
36 тыс. 342 кв.м 7 тыс. 284 кв.м.
S замощенная 13 тыс 033 кв.м.
S озеленения 10 тыс. 014 кв.м. 6,247 кв.м.
Оценки производимых исследований показал, что расстояние от границ школы, до магазина, жилых домов, до автострады соответствует норме, но находится на критической отметке.
Производимые измерения |
Полученный результат |
Санитарно-гигиенические нормы |
Расстояние от границ школы до магазина |
50 м |
50м |
Расстояние до жилых домов |
100,5 м |
Юм |
Расстояние от школы до автострады |
30 |
25 - минимум |
4.2 Загрязнение атмосферного воздуха выхлопными газами автомобилей
На автодороге по ул. Ленина за 1 мин. Проходит в среднем 30 автомобилей, за 1 час 180, а за сутки 10080 автомобилей. Известно, что 1 автомобиль в среднем за сутки выбрасывает до 1 кг выхлопных газов. Значит, за сутки в атмосферу микрорайона поступает в среднем 10 кг вредных веществ.
4.3 Изучение степени запыленности воздуха
Собрав листья в разных уголках пришкольной территории, мы сравнили степень запыленности и сделали вывод, что самая запыленная часть у входа, со стороны автотрассы (Прил. Рис.5).
Но сравнив результаты 2000 и 2002 года, когда со стороны автотрассы уже практически достроен дом, запыленность стала меньше (Прил. Рис.1, Рис.2). Наименее запыленные участки со стороны березовой рощи и садовых участков (Прил. Рис.6, Рис.7). Было подсчитано, что на деревьях, которые находятся на пришкольной территории, осаждается в среднем за год около 1 т. пыли, т.к. на листовой поверхности клена осаждается до 33 кг пыли в год, тополя 34, березе до 23 кг.
4.4 Изучение степени шумового загрязнения
Уровень шумовой нагрузки со стороны жилого массива и автострады, значительно выше, чем со стороны садовых участков. На пришкольном участке в среднем шум составляет 45 ДБ, а со стороны дороги, у входа в новое здание во время строительства дома количество ДБ превышало норму и доходило до 50, что не соответствует норме. Древесная растительность должна защищать школу от шума, но в данный момент ее у входа в старое здание нет (Рис. 8, 9, 5. Прилож.)
4.5 Изучение зеленой защитной полосы пришкольного участка
Измерения |
Санитарно- гигиенические нормы |
Полученные результаты |
Ширина защитной полосы из деревьев и кустарников: |
|
|
- На границе территории |
1,5 м |
1,5 м |
- Со стороны автомагистрали |
6 м |
6 м |
Расстояние от школы до деревьев |
10 м |
10 м |
Расстояние от школы до кустарников |
5 м |
5 м |
Расстояние между деревьями |
5-6 м |
5-6 м |
Полученные результаты соответствуют санитарно-гигиеническим нормам. Но площадь озеленения не составляет 40% территории. Так как S школьная всего 36 т. 342 кв. метра, а озелененная 6т. 247 кв. метров.
По санитарным нормам спортивная площадка должна располагаться в глубине участка и отделяться от окон учебных помещений полосой зеленых насаждений. В действительности две спортивные площадки отделяются от окон березовой рощей и молодыми насаждениями, а новый стадион пока нет. И стадионное поле не засеяно плоховытаптываемой травой.
4.6 Определение видового состава зеленых насаждений пришкольной территории
На пришкольной территории произрастают следующие виды растений:
- кустарники: жасмин, сведина, снежный ягодник, туя, спирея, дикий виноград
- многолетние цветы: тюльпаны, лилия, ромашки, георгины, ирисы, папирусы, розы, нарциссы
- однолетние цветы: ноготки, гвоздики, астры
Насаждений колючих кустарников нет, деревьев и кустарников с ядовитыми плодами нет.
Деревья: клен-1, береза-46, орех-1, тополь-7, рябина -1, ясеь-1, агава -1, ива-2
Сорняки: (одуванчики, амброзия, спорыш, пырей)
Зеленые насаждения вокруг школы играют большую роль в создании микроклимата школьной территории. В березовой роще температура воздуха на высоте 1,5 метра, на 3 градуса Цельсия ниже, чем на асфальтовой дорожке.
Защитной полосы отделяющей школу от автодороги, и строительной площадки нет, количество деревьев вокруг школы 69, что недостаточно на каждого учащегося, а их 2370.
Одно дерево средней величины за 24 часа восстанавливает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания 3-х человек. А газонная трава за 1 час с одного квадратного метра испаряет 200 гр. Воды увлажняя воздух.
Вывод: на пришкольном участке - недостаточно древесной растительности.
Но в 2002 году в октябре у малого стадиона, выпускниками было высажено 10 березок. Деревьев стало - 79, но их все равно недостаточно, т.к. нет деревьев, их отгораживают от школы защитной полосой часть большого, нового стадиона. (Рис.10). Дополнительные сведения о растительности и просветительской работе (Приложение 2 - спрашивайте у автора статьи).
4.7 Анкетирование учащихся
Среди учащихся 10 и 6 классов нашей гимназии было проведено анкетирование. В анкетах учащиеся отвечали на следующие вопросы:
I - Нравится ли Вам как благоустроена
пришкольная территория
Да Нет
II - Что могли бы Вы предложить для благоустройства пришкольной территории
III - Хотели бы Вы внести личный вклад в
благоустройство школьной территории
Да Нет
IV - Какой лично вклад можете внести Вы?
По вертикали - % состав учащихся; По горизонтали - ответы Да Нет, № вопросов
Таким образом, подавляющему большинству учащихся нашей гимназии нравится как благоустроена пришкольная территория. Это 80% - 10 кл. и 60% - 6 кл., так же хотят внести личный вклад - 80% - 10 кл. и 60% - 6 кл.. Настораживает то, что 40% учащихся 6 классов не понимают еще важность данной проблемы. Поэтому необходимо проводить разъяснительную работу с учащимися младших и старших классов.
На II вопрос поступили предложения:
- озеленить новый стадион
- озеленить по окончанию строительства участок перед старым зданием школы установить декоративные клумбы
- засеять спортивное поле плоховытаптываемой травой
- склоны у двух стадионов также засеять травой
- заасфальтировать вход на старый и новый стадион
- проводить беседы, классные часы о значении зеленых растений, здоровье и эстетическом воспитании. (Приложение 3, 4 - спрашивайте у автора статьи)
По IV вопросу многие заверили, что они внесут свой личный вклад на благоустройство гимназии, это следующие мероприятия: -участие в субботниках по уборке территории -сохранение и поддержание чистоты и порядка -участие в посадке деревьев и кустарников -участие в ухаживании за растениями
Санитарными постами медицинских классов постоянно проводятся лекции, беседы, рекламные минутки для пополнения знаний учащихся нашей гимназии о здоровом образе жизни, возбудителях заболеваний и др.
В прошлом 2001 - 2002 учебном году в сентябре, октябре была проведена беседа о профилактике гриппа, разъяснение о мерах, в том числе использовании медицинских средств и других способах профилактики гриппа.
Мы считаем, что одной из причин снижения количества заболевших является, наряду с предпринимаемыми мерами, и просветительская работа. Врачами также была проведена пресс-конференция по теме: "Проблемы здоровья и окружающей среды", рассматривались также вопросы: "Ландшафт - как фактор здоровья", "Влияние зеленых насаждений на здоровье человека".
В дальнейшем на основании уже полученных данных наметился ряд мероприятий и путей улучшения как окружающей гимназию территории, так и улучшения здоровья учащихся.
5. ВЫВОДЫ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ СОСТОЯНИИ ПРИШКОЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ И ПУТЯХ ЕЕ УЛУЧШЕНИЯ
По результатам изучения состояния здоровья населения, страны, края, учащихся нашей школы, влияния вредных веществ, шума, изучения состояния пришкольной территории, ее озеленения можно сделать вывод:
Гимназия №9 находится в экологически неблагоприятном районе г. Ставрополя. Санитарно-гигиенические нормы, зависящие от руководства гимназии, выдерживаются.
Но в силу сложившихся вышесказанных обстоятельств, уменьшения зеленых насаждений в результате развернувшегося строительства, площадь озеленения не составляет 40% территории, спортивные площадки не огорожены полосой зеленых насаждений, но в сентябре этого года выпускниками гимназии и учащимися 5-х классов проведена частичная посадка берез у малого стадиона. Игровые площадки частично засеяны плоховытаптываемой травой, строительная площадка запыляет территорию и загрязняет ее шумом, здоровье учащихся находится под контролем медицинских работников.
В связи с выявлением этих проблем предполагаются следующие пути улучшения экологического состояния пришкольной территории и возможное улучшение психологического и физического состояния здоровья учащихся.
1). Вокруг нового стадиона высадили ряд кустарников и деревьев. Такими деревьями могут быть следующие растения, на листовой поверхности одного взрослого растения осаждается за летний период пыли:
- Вяз шершавый до 23 кг
- Тополь до 34 кг
- Ива до 38 кг
- Ясеня до 27 кг
- Клен до 33 кг
- Сирени до 1,6 кг
Хорошими поглотителями свинца по обочинам дорог являются береза, липа, акация.
Наиболее устойчивыми к загрязнению воздуха газами являются тополь, ива, клен, береза.
Но учитывая, что у тополя во время цветения образуется пух, который является причиной заболевания аллергией, насаждения тополями исключить, исключить и посадку колючих деревьев, запрещенных по санитарно-гигиеническим нормам.
2). Стадионное поле и склоны стадиона засеять невысокой, трудновытаптываемой травой (клевер, тимофеевка, луговой мятлик). Это также способствует вытеснению сорной травы.
3). После завершения строительства высадить ряд кустарников и деревьев перед старым зданием, тем самым создавая защитную полосу из зеленых насаждений от автотрассы по улице Ленина (береза, рябина).
4). Установить декоративные клумбы перед старым зданием.
5). Заасфальтировать вход на стадион №1, 2
6). Продолжить ухаживать за растениями сквера, березовой рощи и газонов (Приложение 4 - спрашивайте у автора статьи ).
7). Разработать, используя имеющиеся данные экскурсии, беседы, лекции на природе по экологии, биологии, географии, ЗОЖ, психологическому тренингу используя зеленые растения нашей гимназии.
Предварительно это могут быть экскурсии, беседы, тренинги по темам:
- зеленые растения - легкие нашей планеты
- сохраним природу и свое здоровье
- разнообразие зеленых растений
- наш малый ботанический сад
- сохраним землю зеленой, а здоровье крепким и другие.
8). Выпуск внеочередного "Экологического вестника"
9). Разработка мини манифеста "Зеленый свет всему, что сберегает ресурсы жизни". "Стоп" любому, кто транжирит их.
10). Продолжение начатой работы.
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Материалы проводимых исследований используются во время проведения ЛАН, а также на уроках географии 6, 7, 8 классов при проведении экологических и практических работ:
- Наблюдение за погодой, сезонными изменениями окружающей местности.
- Изучение ПК своей местности.
- Изменение природы человеком.
- Антропогенные природные комплексы.
В результате проделанной работы еще раз убеждаемся в том, что окружающий нас мир и наш организм - это единое целое, и все выбросы и загрязнения, поступающие в атмосферу и в целом природную среду - урон нашему здоровью.
Если же мы будем стараться как можно больше делать положительного для окружающей среды, то этим мы будем продлевать свою жизнь и оздоравливать свой организм.
И нельзя не согласиться со словами, что все в этом мире взаимосвязано, ничто не исчезает и не появляется ниоткуда.
Наш окружающий мир - это как организм, оберегая окружающую среду - мы оберегаем свое здоровье.
Изучив данные антропогенного загрязнения природы, состояние здоровья школьников нашей гимназии и экологическое состояние пришкольной территории, роли зеленых насаждений для здоровья человека и всей окружающей среды выпущен специальный выпуск Экологического вестника, где наглядно представлены главные материалы по этой теме, с целью привлечь внимание учащихся нашей гимназии к экологическому состоянию пришкольной территории и здоровью человека, благоустройству и эстетическому оформлению территории, внесению личного вклада в решение данной проблемы и продолжение мониторинга.
ЛИТЕРАТУРА
- Вишнякова В.Ф., Иванов А.Л., Кондратьева Л.А., Овдиенко Н.И. и др. Экология Ставропольского края. Учебник 9-11 кл. - Ставрополь, 2000 г.
- Грешневиков А.Н. Экологический букварь - М.Экос - информ, 1995 г.
- Винокурова Г.С, Калирилова В.В., Николина В.И. Природопользование. Книга для учителя. Москва. "Просвещение", 1996 г.
- Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьев А.Г. Практикум по экологии. Учебное пособие. Москва АО "МДС", 1996 г.
- Кузнецов В.Н. Экология России. Хрестоматия АО "МДС", 1996 г.
- Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. Учебник 9 - 11 кл. Изд. 2-е, Москва АО "МДС", 1996 г.
- Бутенко Н.И., Савельева В.В., Шальнев В.А. Физическая география Ставропольского края, Учебник 6-8 кл., Ставрополь, 2000 г.
- Савельева В.В. "Природа города Ставрополя" Учебное пособие. Ставрополь: Сервисшкола. 2002 г.
- Государственный доклад "О состоянии окружающей природной среды Ставропольского края в 2000 году". Госкомэкология Российской Федерации. Г. Ставрополь, 2000 г.
- Экологический паспорт г. Ставрополь, 1995 г.
- Воробьев И.А. "Здоровье человека". Биология в школе, 1994 г.
- Гопаченко Н.В. "Психотерапия и экстрасенсорика" Харьков "Фолио" Ростов-на-Дону "Феникс" 1998 г.
- И.Багоцкий СВ., Крымов М.П. "Человек и природа". Биология в школе, 1990 г.
- Н.Казанский Ю.А. Введение в экологию. Москва: Изд. AT, 1999 г