Урок русского языка в 3-м классе. "Имя существительное", "Изменение существительных по падежам"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Образовательные:
  • развивать умения изменять имена существительные по падежам.
  • закреплять навыки учащихся по данной теме
  • закреплять умения различать падежи по совокупности их признаков
  • повторить разбор существительных по составу
  1. Развивающие:
  • обогащать речь учащихся
  • способствовать формированию грамотного письма
  • развивать внимание и память
  • развивать интеллектуальное мышление
  1. Воспитательные:
  • воспитывать интерес к предмету
  • воспитывать самостоятельность

Оборудование:

  • карточки с названием падежей и вопросов к ним.
  • таблица “Склоняй правильно”
  • таблица “Имя существительное”
  • Таблицы для минутки чистописания
  • Анкеты для рефлексии
  • Таблица “Алгоритм определения падежа существительных”

Ход урока.

  1. Орг. момент.
  1. Игра-приветствие “Здравствуйте!”

Учащиеся поочерёдно касаются одноимённых пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:

  • желаю (соприкасаются большими пальцами)
  • успеха (указательными)
  • большого (средними)
  • во всём (безымянными)
  • и везде (мизинцами)
  • Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Действия повторяются второй раз, но после встречи мизинцев пальцы рук переплетаются, и произносится фраза:

"Удачи тебе на уроке!"

  1. Минутка чистописания.

На доске:

  • Отбойный
  • Фонтан
  • Привезти
  • Тема
  • Лето

Учитель: Прочитать слова (дети читают, можно по цепочке). Сейчас вы должны определить первую букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она обозначает парный, глухой, твёрдый согласный звук, встречающийся в этих словах один раз. Какая это буква?

Дети: Ф

Учитель: В каком слове она находится?

Дети: ФОНТАН

Учитель: Почему вы выбрали эту букву?

Дети: Она обозначает парный, глухой, твёрдый согласный звук, встречающийся в этих словах один раз.

Учитель: Согласную “Ф” мы напишем с двумя гласными. Первую гласную вы найдёте в приставке имени прилагательного. Какая это буква и в каком слове она находится?

Дети: Отбойный. Буква – О.

Учитель: Вторая буква является безударной гласной в корне глагола. Какая это буква и в каком слове она находится?

Дети: Привезти. Буква – Е.

На доске

  • фое;
  • фоое,
  • фооее

Учитель: Определить порядок следования букв в этом ряду.

Дети: Кол-во гласных по очереди увеличивается на одну букву.

Учитель: Напишите этот ряд букв в предложенной последовательности до конца строки.

  1. Повторение изученного.
  1. Словарная работа. Мотивация.

Учитель: Наша учительница Анишит Йокоповна предлагает нам продолжить путешествие по городу “Морфология”. Напомните, пожалуйста, что обозначает это слово?

Дети: Словообразование и состав слова.

Учитель: Остановимся на одной из улиц этого города, которую вы назовёте сами, выполнив следующее задание.

Есть много интересных слов, их знаете давно. Вот например:

  • Памятник
  • Аллея
  • Длина
  • Единица
  • Женщина (таблички со словами на доске)

Учитель: Прочитайте слова внимательно. Запомните, в каком порядке они записаны. (Учитель закрывает эти слова). Запишите их в том же порядке, в столбик. (Слабым ребятам раздать карточки с этими словами и предложить внимательно списать). Назовите орфограмму в слове – памятник, аллея и т.д. Что объединяет все эти слова?

Дети:  Имя существительное.

Учитель: Докажите, что это имена существительные.

Дети: Обозначает предмет, отвечает на вопросы Кто? Что?

Учитель: Назовите постоянные признаки имени существительного.

Дети:  Род, одушевленный и неодушевлённый предмет.

Учитель: Назовите непостоянные признаки.

Дети:  Число.

Открываются слова на доске, дети обмениваются тетрадями, проверяют.

  1. Учитель: Разобрать по составу. Самостоятельно.
1в.

ЕДИНИЦА

2в.

ДЛИНА

Затем два ученика выходят к доске, остальные проверяют

  1. Учитель: Красным карандашом в столбике обведите кружком первые буквы слов. Назовите ключевое слово.

Дети:   Падеж.

  1. Работа над новым материалом.

Учитель: Почему это слово является ключевым на нашем уроке?

Дети:  Мы будем повторять падежи, изменять имена существительные по падежам.

Учитель: Вспомните, что вы уже знаете о падежах? (Последовательно показывает карточки с названием падежей).

И п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.

Учитель: Именительный – отвечает на вопросы кто? Что? В предложении – подлежащее. Родительный – и т.д. Изменение существительных по падежам это словообразование или словоизменение?

Дети: Словоизменение.

Учитель: Почему вы так думаете?

Дети: Меняется только форма слова.

Постановка проблемного вопроса..

Учитель: Как вы думаете, все ли мы знаем об изменении имен существительных по падежам?

Дети: Нет.

Учитель: Хотите знать?

Дети: Да!

Учитель: Ну, тогда в добрый путь. Легко ли определить падеж существительного ЗЕМЛЕ?

Дети: Нет.

Учитель: Почему?

Дети: Нет ни предлогов, ни предложения, ни словосочетания.

Учитель: Как надо действовать, чтобы определить падеж имени существительного? Это проблема?

Дети: Проблема.

Учитель: Значит, какую проблему мы должны сегодня решить на уроке?

Дети: Научиться определять падеж у существительных. Изменять существительные по падежам.

Решение проблемы.

Учитель: Чтобы решить эту проблему мне нужен один помощник. (Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях).

  • Записать предложение. Одинокий лист лежит на земле.
  • Подчеркнуть грамматическую основу и второстепенные члены предложения.
  • Нам надо определить падежи у существительных: НА ЗЕМЛЕ и ЛИСТ.
  • Ваши действия? (Дети предлагают свои варианты)

Дети: Найти главные и зависимые слова.

Учитель: Есть другие варианты.

Вывешивает таблицу:

“Алгоритм определения падежа существительных”

  1. Надо найти слово, от которого данное существительное зависит.
  2. Поставить вопрос от этого слова к тому, падеж которого мы определяем.

Учитель: Если данное слово является подлежащим, может ли оно быть зависимым?

Дети: Нет.

Учитель: Почему?

Дети: Оно отвечает на вопросы Кто? Что?

Учитель: В форме какого падежа всегда стоит подлежащее?

Дети: В форме им. падежа.

Учитель: Используя алгоритм, определите падеж существительного (НА) ЗЕМЛЕ.

Дети: 1-й шаг.- Находим слово, от которого зависит существительное (на) земле (лежит). 2-й шаг.- Ставим от него вопрос. Лежит (где?) (на чём?) на земле, предложный падеж.

Физминутка.

Анишит Йокоповна приготовила для вас таблицы с падежами, но у неё случилось несчастье. Асырк и Торк разрезали их. Помогите собрать эти таблицы.

На доске: карточки с названиями падежей и вопросы, расположены беспорядочно. Дети по цепочке ставят всё в нужной последовательности.

Учитель: А как по-другому можно сказать – изменение существительных по падежам?

Дети: Склонение.

Учитель: Просклоняйте по этой таблице существительное - ЗЕМЛЯ. (выполняем письменно, с комментированием).

  1. Закрепление.
  1. Самостоятельная работа по учебнику, стр.105 упр. 96. Читаем задание сначала про себя, затем вслух.
  • 1-й ряд. Первое предложение (читает затем выполняет)
  • 2-й ряд Второе предложение.
  • 3-й ряд Третье предложение.
  1. Игра “Эстафета”, самостоятельно.

Закрепление знаний падежей. Участвует весь класс, разбитый на три команды (по рядам).

Каждый ряд получает карточку со словосочетанием по числу учащихся. Каждый ученик должен письменно определить падеж одного существительного и передать карточку соседу или сидящему сзади. Последний в ряду возвращает карточку учителю.

  • 1-й ряд. Растёт на дереве, сидит за партой, поднялся в воздух, встретил брата, подарил товарищу, шли по дороге, поставил на стол, закрыл кран.
  • 2-й ряд. Зашёл к другу, вышел за город, горжусь Родиной, мечтаю о походе, жил за рекой, любовался природой, поднялся в воздух.
  • 3-й ряд. Растёт на дереве, сидит за партой, поднялся в воздух, встретил брата, шли по дороге.

Учитель: Как вы определяли падеж у существительных, выполняя это задание?

Дети: Ставили вопросы, использовали вспомогательные слова.

Учитель: Давайте ещё раз повторим их.

(Дети по цепочке называют падеж, вспомогательное слово и вопросы по таблице “Склоняй правильно”

  1. Итог.

Учитель: Чему учились на уроке?

Дети: Определять падежи у имён существительных и изменять существительные по падежам.

Учитель: Как надо действовать, чтобы определить падеж имени существительного?

Дети: Найти главное и зависимое слово, и от главного слова к зависимому поставить вопрос.

Учитель: Какое задание понравилось? Какое задание вызвало затруднение?

  1. Рефлексия. Анкета. (раздать каждому)

Своей работой на уроке я:

а) доволен (льна)
б)не совсем доволен (льна)
в)не доволен (льна)

Учитель: Анишит Йокоповна благодарит вас за работу (Тишина и Покой). Спасибо! Молодцы!