Парциальная программа "До-ми-соль-ка". Развитие творческих способностей через игру на детских музыкальных инструментах для детей 3–7-ми лет

Разделы: Работа с дошкольниками


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Интерес детей к игре на музыкальных инструментах как средству музыкального воспитания всегда был очень большим. Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, развивается чувство ритма. Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передавать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.

Программа «До – ми – соль – ка» предназначена для начального музыкального воспитания детей от 3 до 7 лет. Она органично вписалась в раздел работы музыкального руководителя в детском саду, который обычно называется «Детский оркестр». Учитывая ярко выраженный интерес детей к инструментам, в ней сделан несколько больший акцент на работе с ними. Программа систематизирует работу по детскому оркестру, дает возможность педагогу включить в нее всех детей.

Познавательная ценность программы состоит в изучении истории бытования народного музыкального инструментария, в русской культуре – обрядах и праздниках, в рассмотрении народных инструментов, как произведений русского прикладного искусства. Полученные знания реализуются в музыкальной деятельности детей.

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов:

  • анализ психопедагогической и искусствоведческой литературы
  • анализ существующего педагогического опыта
  • анализ собственной педагогической деятельности
  • опытно – экспериментальная работа
  • педагогические наблюдения.

Занятия по данной программе проводятся 1 раз в две недели, согласно перспективного плана.

Контроль за качеством усвоения материала проводится в форме творческих вечеров, концертов для детей и родителей 2 раза в год (в середине и в конце учебного года).

В методических рекомендациях содержатся:

  • игровые упражнения,
  • творческие задания.

Вовлечение дошкольника в создание детских музыкальных инструментов, реализация художественных потребностей в процессе игры на музыкальных инструментах, развитие их эмоционального восприятия, музыкального слуха и чувства ритма, дает ребенку много новых возможностей почувствовать себя творцом и личностью, по-иному воспринимать окружающее, более внимательно относиться к звуку, с большой активностью включаться в коллективную творческую деятельность.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель программы «До – ми – соль – ка»:

Развитие интереса к эстетической стороне действительности, формирование творчески активной личности, знающей и понимающей культуру своего народа, уважительно к ней относящейся. Воспитание инициативы и самостоятельности в воплощении художественного замысла.

Задачи программы «До – ми – соль – ка»:

  • Формировать у детей интерес к народной культуре русского народа, воспитывать национальную гордость, уважение к прошлому народа; развивать творческие способностей детей.
  • Развивать тонкость и чуткость тембрового слуха, фантазию и изобретательность в звукотворчестве, ассоциативное мышление и воображение.
  • Расширять музыкальный кругозор детей, через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами. Воспитывать интерес и любовь к музицированию.
  • Вовлекать детей дошкольников в разные виды деятельности, помогая им освоить различные средства, материалы и способы изготовления музыкальных инструментов – игрушек.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ

В основу содержания программы положены ведущие дидактические принципы, актуальные для современного музыкального воспитания дошкольников:

Принцип полноты и целостности музыкального образования детей, подразумевающий совокупность знаний, умений и навыков по всем видам детской деятельности, их органическую взаимность

Принцип деятельностного подхода, предусматривающий признание ведущей роли обучения детей музыкальной деятельности в воспитании их нравственной сферы, развития способностей (музыкальных, художественных, интеллектуальных, физических), познавательных процессов;

Принцип культуросообразности, заключающийся в последовательном освоении красоты разнообразных направлений музыкального искусства – народного, классического и современного;

Принцип последовательности, подразумевающий логическое усложнение задач музыкального образования детей 3 – 7 лет и художественно – образной основы содержания музыкального репертуара;

Принцип тематизма, позволяющий средствами музыкального фольклора знакомить детей с бытом, традициями, обрядами русского народа, их песнями, танцами, инструментами.

Принцип системности, обеспечивающий организацию процесса музыкального образования на основе взаимодействия ведущих его компонентов (цель, содержание, средства, результат), ядром которого выступают ведущие линии музыкального развития ребенка.

НОВИЗНА

 Существует много разнообразных возможностей использования музыкальных инструментов в дошкольном учреждении:

  • в быту (самостоятельное музицирование детей)
  • в различных видах развлечений (тематических музыкальных вечерах, беседах – концертах, театрализованных постановках, спектаклях, играх)
  • детских праздниках и утренниках.

Положительным является при совместной творческой деятельности педагога – руководителя и детей создание в ДОУ детского оркестра, как одного из видов коллективного музицирования. Большого разнообразия инструментов такой оркестр не требует. Парциальная программа «До – ми – соль – ка» предусматривает изучение музыкальных и немузыкальных звуков, их происхождения, способов распространения с помощью простейших опытов и дидактических игр. В программу входит изготовление детьми под руководством взрослых самодельных игрушек – инструментов, обучение на них, включение в состав шумового оркестра.

Инструменты нетрадиционного вида можно использовать и в самостоятельной действительности детей. Это обогащает музыкальное воспитание, разнообразит впечатления детей, развивает вкус, потребность в общении с музыкой. В результате ребенок приобщается к творческой активности, самоутверждению личности, воспитываются качества музыканта- исполнителя.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Россия начала XXI века переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. Безжалостное обрубание своих корней, отказ от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности, отбивает желание у детей проявить себя творчески. Это одна из актуальных проблем сегодняшнего дня.

Обращение к музыкальному фольклору в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов обучения и воспитания.

В современных условиях, когда возрастают задачи эстетического воспитания детей, игре на музыкальных инструментах хотелось бы отвести особую роль. Музыкальные инструменты вызывают у ребенка большой интерес. Ими широко пользуются в семье, в детских садах, вовлекая тем самым малыша в сферу музыки, помогая развитию его творческих способностей.

Педагог стремится, прежде всего, с помощью инструментов заинтересовать детей, побудить к занятиям музыкой.

Ребята учатся играть знакомые напевы, построенные на материале народных потешек, попевок, мелодий, импровизировать несложные ритмы, петь и подыгрывать себе и т.д.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ

1 этап. Организационно – подготовительный

  • Теоретический анализ проблемы музыкального воспитания, осмысление и определение темы
  • Изучение учебно – методической литературы, накопление практического опыта
  • Анализ и обобщение опыта работы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста.

2 этап. Внедренческий

  • Разработка программы
  • Осуществление опытно – экспериментальной работы, на основании которой проводилось уточнение рабочей гипотезы выявлялись и проверялись условия, обеспечивающие эффективность процесса обучения игре на музыкальных инструментах детей дошкольного возраста
  • Создание развивающей среды
  • Изготовление дидактических игр

3 этап. Заключительный

  • Анализ и обобщение результатов исследования
  • Корректировка и утверждение перспективного планирования
  • Внедрение разработанной программы в учебный процесс.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ

  • Создание в группах уголков для музицирования в свободной деятельности
  • Оформление коридора «Озорные нотки»
  • Изготовление дидактических игр:

    - «Кого встретил Колобок?»
    - «Угадай, на чем играю?»
    - «Какой инструмент лишний?»
    - «Группы инструментов»
    - «Веселые звоночки»
    - Исследовательские опыты «Звуки, которые нас окружают»

  • Подборка стихов, загадок о музыке, инструментах
  • Фотовыставки
  • Выступления на праздниках и развлечениях, родительских собраниях

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Игра на детских музыкальных инструментах расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолеть излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности.

Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество ритмических движений, дети четче воспроизводят ритм.

Чтобы добиться всего этого, нужно соответствующее методическое обеспечение для реализации творческих планов:

  • В каждой группе оформлен музыкальный уголок, в котором находятся музыкальные инструменты для самостоятельной деятельности детей (погремушки, ложки, металлофоны, инструменты нетрадиционного вида и др.)
  • Для проведения мероприятий развлечений и праздников музыкальный зал оформляется соответственно тематике мероприятия
  • После проведения мероприятий для родителей оформляются фотовыставки
  • В приемных групп оформляются информационные папки – передвижки для родителей по темам музыкального воспитания, развития творческих способностей детей данного возраста
  • Чтобы у детей остался в памяти праздник или развлечение, после его проведения дети свои впечатления выражают в рисунках, из которых оформляются выставки
  • Для большей заинтересованности детей к занятиям музыкой, собран и оформлен материал со стихами, поговорками, загадками о музыке

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

В процессе музыкальной деятельности дошкольники учатся понимать, что их окружает мир звуков, а при выполнении творческих заданий у них развиваются внимательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости – все то, что в совокупности способствует развитию творческих способностей.

 Реализация парциальной программы «До – Ми – Соль – ка» предполагает:

  • Использование самодельных игрушек – инструментов в самостоятельной повседневной жизни ребенка
  • Развитие чувства ритма, умение играть в ансамбле, импровизировать
  • Ориентирует детей, как на самостоятельность исполнения, так и на самостоятельность оценки его качества
  • Дети сами могут организовать разнообразную музыкальную деятельность в группе ДОУ, в семье, а также самореализовать свои интересы в ней
  • Проявление активности инициативы в музыкальной деятельности в детском саду: участие в концертах для более младших детей, родителей, использует музыкальный репертуар в игровой деятельности, в режимные моменты и т.д.
  • Участие в концертах вне детского сада.
  • Продолжение музыкального образования после выпуска из детского сада в детской школе искусств, реализация своих творческих способностей в кружках.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ

Количество часов

1 год

2 год

3 год

4 год

Экскурсия в страну Музыки

1.

Звуки шумовые и музыкальные

2

2

1

1

2.

Звуки улицы

1

2

1

1

3.

Звуки леса

1

1

1

1

4.

Звуки, которые живут рядом с нами

1

1

2

1

Итого

5

6

5

4

Музыкальные инструменты

1.

Погремушка – развеселая игрушка

2

1

 

 

2.

Вот он наш веселый бубен

2

1

 

 

3.

Барабан грохочет словно гром

2

1

1

 

4.

Ложки деревянные, расписные, музыкальные

 

2

 

 

5.

Колокольчик озорной позвенит нам здесь с тобой

 

2

 

 

6.

Металлофон

 

 

4

4

7.

Ксилофон

 

 

2

4

8.

Гусли звончатые

 

 

2

3

9.

Радуга звуков

2

2

4

4

Итого

8

9

13

15

Музыка и времена года

1.

Очень бродит у ворот

1

1

1

1

2.

Белоснежная морозная к нам пришла зима

1

1

1

1

3.

Весенняя фантазия

1

1

1

1

4.

Мы играем и поем – очень весело живем

2

2

3

3

Итого

 5

5

 6

6

Всего в течении года

18

20

24

25

1 год обучения – 2 младшая группа (3 - 4 года) – 1 раз в 2 недели.
2 год обучения – средняя группа ( 4 – 5 лет) - 1 раз в 2 недели + развлечения.
3 год обучения – старшая группа (5 – 6 лет) - 1 раз в 2 недели + участие в календарных праздниках.
4 год обучения – подготовительная группа ( 6 – 7 лет) – 1 раз в 2 недели + игра в оркестре.

Перспективные планы представлены в Приложении.