Цели и задачи урока:
- формирование представлений у учащихся о логике, о формальной логике, об основных понятиях формальной логики, таких как суждение (логическое высказывание), умозаключение, утверждение, логическое выражение (высказывательная форма);
- создание условий для развития познавательных навыков: определение информации (умения детализировать вопрос, находить в тексте информацию, заданную в явном и неявном виде, идентифицировать термины, понятия), доступ к информации (умение формировать стратегию поиска), управление информацией (умение структурировать информацию в виде схемы), интеграция информации (умения сравнивать и сопоставлять информацию из разных источников, сжато и логически грамотно изложить обобщенную информацию) и таким образом способствовать развитию логического мышления у учащихся, формированию у них культуры труда.
Оборудование: «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова, «Словарь иностранных слов и выражений» Е. С. Зеновича, презентация по теме урока (Приложение 1), мультимедийный проектор, компьютер, экран.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников, их примерные ответы |
Организационный этап |
Приветствует учеников, отмечает в журнале отсутствующих. |
Приветствуют учителя. |
Мотивационная беседа |
- Сегодня мы начинаем изучать тему № 24. Посмотрите по оглавлению учебника, как она называется? |
- Тема называется «Логические основы построения компьютера». Читают названия параграфов по оглавлению. |
|
- Какие вопросы нам предлагают изучить в рамках этой темы? Зачем, на ваш взгляд, нужно изучать этот раздел? |
- Чтобы понять, как устроен и как работает компьютер. |
|
- Какой вопрос будем обсуждать сегодня на уроке? Почему вы так считаете? |
- Начать следует с вопроса «Основные понятия формальной логики», и рассматривать предложенные параграфы по порядку, так как это поможет лучше разобраться в логических основах работы компьютера. |
|
Открывает слайд 1, предлагает детям записать тему урока в тетрадях. - Поставьте уточняющие вопросы к теме урока. |
Записывают тему урока в тетрадях. - Что такое логика? |
|
- В каком порядке лучше изучать эти вопросы? Почему? Проанализировав вопросы по отношению «часть - целое», ученики расположат вопросы в указанном порядке. (Развитие умения детализировать вопрос) - Хочу напомнить вам, что информатика изучает не только информацию, но и методы работы с ней. Открыт слайд 2 с текстом определения предмета науки «информатика» [4] - Различные методы работы с информацией вы используете и при изучении других предметов, но на уроках информатики мы будем делать акцент на способах работы с информацией. Заранее предвижу вопрос о том, где вам эти умения пригодятся. Могу ответить так. Получив профессию и начав трудовую деятельность, вам придется постоянно заниматься самообразованием, ведь от этого будет зависеть уровень вашей квалификации, ваша деловая репутация и уровень доходов. |
|
Изучение нового материала |
- Итак, приступим. Вы, наверное, не раз слышали слово «логика», что оно обозначает? |
Высказывают свои предположения. |
|
- Как узнать точное значение слова? |
- Значение слова можно посмотреть в словаре. |
|
- В каком или в каких словарях можно найти значение этого слова?
|
- В толковом словаре. |
|
Детям предлагается найти значение слова «логика» в «Толковом словаре русского языка» и в «Словаре иностранных слов и выражений». Повторить правила организации поиска информации в словаре. (Развитие умения формировать стратегию поиска) Для удобства работы с текстом словарных статей, их текст, отображен на слайде 3. |
- «Логика» - слово греческое, можно посмотреть в словаре иностранных слов. Находят и зачитывают словарные статьи. Из толкового словаря: наука о законах и формах мышления. Из словаря иностранных слов и выражений: наука о способах доказательств и опровержений, совокупность теорий, в каждой из которых рассматриваются определенные способы доказательств и опровержений. |
|
Открывает слайд 3. - В словарных статьях приведено несколько толкований слова «логика». Какое именно подходит в нашем случае? |
|
|
- Как вы думаете, какая из формулировок более общая? Почему? |
- Логика – наука о законах и формах мышления. - Потому что доказательства и опровержения относятся к мышлению. |
|
- Вернемся к поставленным в начале урока вопросам. Мы ответили на первый из них. Итак, логика – это… |
-Наука о законах и формах мышления. |
|
- …которая изучает… (Развитие умения сравнивать и сопоставлять информацию из разных источников.) |
- Законы и формы мышления, а так же способы доказательств и опровержений. |
- Какие разделы можно выделить в науке «логика»? | - Формальную, математическую, диалектическую логику. | |
|
- С каким из разделов мы будем знакомиться на уроках информатики? Открывает 1 элемент слайда 3. [2] На слайде приведен фрагмент словарной статьи из словаря иностранных слов и выражений. |
- Мы будем изучать элементы формальной логики. |
|
- Что изучает формальная логика? |
- Формы мыслей и их сочетаний вне зависимости от конкретного содержания суждений и умозаключений. |
|
- Как вы думаете, почему этот раздел так называется? |
- Потому, что изучает форму мыслей вне зависимости от их содержания. |
|
- А можем ли мы уже ответить на вопрос о том, каковы главные понятия формальной логики? (Развитие умения находить в тексте информацию, заданную в явном и неявном виде.) |
- Это суждения и умозаключения. |
|
- Как можно кратко отобразить полученные нами ответы на вопросы в виде схемы? (Cлайд 4) Если у детей возникают затруднения, то построение схемы идет под руководством учителя. (Ниже приведен примерный перечень вопросов.) |
Дети предлагают свои варианты. |
|
- О каком общем понятии идет речь? (Открывается элемент схемы 1. ) - Какие разделы, части можно выделить? Как это показать на схеме? (Открывается элемент схемы 2, 3, 4.) - Как показать, что мы будем изучать элементы формальной логики? (Открывается элемент схемы 5.) - Как можно отразить на схеме информацию о главных понятиях формальной логики? (Открывается элемент схемы 6.) |
|
|
- Предлагает заполнить схему, открывает предыдущий слайд с текстами словарных статей. (Развитие умения структурировать информацию) |
Составляют схему в тетрадях. |
|
Отображает заполненную схему на экране (слайд 5), предлагает по схеме кратко обобщить полученную информацию. |
Дети выполняют задание. |
|
- Можно ли предположить, что понимают под суждением и умозаключением? Если дети затрудняются, можно задать наводящие вопросы: |
Дети высказывают предположения. |
|
- Какие объекты изучает формальная логика? Как по-другому они названы в тексте? |
- Суждение – это мысль, умозаключение – сочетание мыслей. |
|
- Какой объект с точки зрения русского языка выражает законченную мысль? |
- Предложение. |
|
- Значит можно предположить, что суждение – это… - А умозаключение – это… |
- Предложение. - Сочетание предложений, то есть сложное предложение. |
|
- А давайте проверим правильность наших предположений. Как это можно сделать? |
- Посмотреть в словаре или в учебнике. |
|
- Найдите в тексте учебника объяснение терминов «суждение» и «умозаключение». (Развитие умения находить в тексте информацию, заданную в явном и неявном виде.) |
Находят в тексте учебника объяснения терминов, зачитывают их, убеждаются в верности предположений |
|
- Какие еще понятия формальной логики встречаются в тексте учебника? - Сегодня на уроке мы более детально познакомимся с понятиями «суждение», «утверждение» и «логическое выражение». |
- Утверждение, рассуждение, логическое выражение. |
|
- Вы прочли определение понятия «суждение», выделите из него признаки, по которым суждение можно безошибочно отличить от других предложений. Открывает первую формулировку на слайде 6. |
- Это любое предложение, которое может быть истинным или ложным. |
|
- Вы видите на слайде другую формулировку понятия «суждение» [4]. Выделите из него признаки, по которым суждение можно безошибочно отличить от других предложений. |
- Это повествовательное предложение, оно должно быть однозначно истинным или однозначно ложным. |
|
- Запишите в своих тетрадях ту формулировку, которой вам будет удобнее пользоваться? (Вероятнее всего дети выберут формулировку со слайда.) |
Выполняют задание. |
|
- Вы прочли определение понятия «логическое выражение», выделите из него признаки, по которым суждение можно безошибочно отличить от других предложений. Открывает вторую формулировку на слайде 6. - Вы видите на слайде другую формулировку понятия «логическое выражение» [4]. Выделите из него признаки, по которым логическое выражение или высказывательную форму можно безошибочно отличить от других предложений. - Запишите в своих тетрадях ту формулировку, которой вам будет удобнее пользоваться? Вероятнее всего дети выберут формулировку со слайда. (Развитие умения находить в тексте информацию, заданную в явном и неявном виде, умения сравнивать и сопоставлять информацию из разных источников.) |
Выполняют предложенное задание. |
|
- С каким понятием связано понятие «логическое выражение»? |
- Это понятие связано с понятием «утверждение». |
|
- Найдите в тексте учебника определение этого понятия, прочтите и скажите с каким еще понятием связано понятие «утверждение». |
- Утверждение – это суждение, которое требуется доказать или опровергнуть. Данное понятие связано так же с понятием «суждение». |
|
- Какова же связь между этими тремя понятиями? |
- Логическое выражение после замены переменных своими значениями, превращается в утверждение, т. е. в суждение, которое требуется доказать или опровергнуть. |
|
- Как это можно представить в конспекте? Открывает слайд 7. |
Предлагают варианты. Дети записывают в конспект. |
|
- Какие понятия мы еще не рассмотрели на уроке? |
Умозаключение и рассуждение. |
|
- Мы предположили, что умозаключение - это сложное предложение, посмотрите, как авторы учебника определяют понятия «умозаключение», «рассуждение». |
- Умозаключение – это логическая операция, в результате которой из одного или нескольких данных суждений получается (выводится) новое. - Рассуждение – цепочка высказываний или утверждений, определенным образом связанных между собой. |
|
- Нам пока трудно определить, насколько мы правы в своих предположениях, для этого нужно более детально рассмотреть вопрос о логических операциях, поэтому предлагаю эти понятия рассмотреть на следующем уроке. |
|
Закрепление Закрепление на репродуктивном уровне |
- А сейчас давайте вернемся к вопросам, поставленным нами в начале урока.
(Для ответа на 1 – 3 вопросы можно воспользоваться схемой, составленной в начале урока см. слайд 5.) |
Дети отвечают на предложенные вопросы. |
Закрепление на уровне понимания |
Открывает слайд 8 и предлагает задание «Установи соответствие» (Ответы: первая группа предложений – суждения, вторая группа предложений – утверждения, третья группа предложений – логические выражения) |
Дети выполняют предложенные задания. |
Закрепление на уровне применения (если позволит время) |
Открывает слайд 9 и предлагает задание выбрать из перечня суждения и определить их значение |
Выполняют предложенные задания. |
Итог урока |
Если позволяет время, то можно предложить подобное задание со слайда 10, а затем предложить детям самим привести примеры истинных и ложных высказываний. |
|
Домашнее задание |
- Небезызвестный вам герой Конан Дойла Шерлок Холмс восхищает читателей умением строить умозаключения на основе суждений, почерпнутых из наблюдений. - Любой из нас может научиться также четко мыслить, и помогут нам в этом знание основ формальной логики и, конечно же, тренировка. - Итак, домашнее задание. Открывает слайд 11 с текстом домашнего задания, читает задание, дает необходимые комментарии. |
|
|
Задания предложены по учебнику [3]. Задание, отмеченное звездочкой (*) предназначено для желающих. |
Записывают домашнее задание. |
Список литературы
- С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. /Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003. – 994 с.
- Словарь иностранных слов и выражений./Авт.-сост. Е. С. Зенович , - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 778, [6] с.
- Информатика. 7 – 9 класс. Базовый курс. Теория / под ред. Н. В. Макаровой.- СПб.: Питер, 2003.
- Информатика: Учебное пособие для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений /Л. З. Шауцукова. – М.: Просвещение, 2000.