Урок информатики по теме "Основные понятия формальной логики"

Разделы: Информатика


Цели и задачи урока:

  • формирование представлений у учащихся о логике, о формальной логике, об основных понятиях формальной логики, таких как суждение (логическое высказывание), умозаключение, утверждение, логическое выражение (высказывательная форма);
  • создание условий для развития познавательных навыков:  определение информации (умения детализировать вопрос, находить в тексте информацию, заданную в явном и неявном виде, идентифицировать термины, понятия), доступ к информации (умение формировать стратегию поиска), управление информацией (умение структурировать информацию в виде схемы), интеграция информации (умения сравнивать и сопоставлять информацию из разных источников, сжато и логически грамотно изложить обобщенную информацию) и таким образом способствовать развитию логического мышления у учащихся,  формированию у них  культуры труда.

Оборудование:  «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова, «Словарь иностранных слов и выражений» Е. С. Зеновича,  презентация по теме урока (Приложение 1), мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников, их примерные ответы

Организационный этап

Приветствует учеников, отмечает в журнале отсутствующих.

Приветствуют учителя.

Мотивационная беседа

- Сегодня мы начинаем изучать тему № 24. Посмотрите по оглавлению  учебника,  как она называется?

- Тема называется «Логические основы построения компьютера».

Читают названия параграфов по оглавлению.

 

- Какие вопросы нам предлагают изучить в рамках этой темы? Зачем, на ваш взгляд, нужно изучать этот раздел?

- Чтобы понять, как устроен и как работает компьютер.

 

- Какой вопрос будем обсуждать сегодня на уроке? Почему вы так считаете?

- Начать следует с вопроса «Основные понятия формальной логики», и рассматривать предложенные параграфы по порядку, так как это поможет лучше разобраться в логических основах работы компьютера.

 

Открывает слайд 1, предлагает детям записать тему урока в тетрадях.

- Поставьте уточняющие вопросы к теме урока.

Записывают тему урока в тетрадях.

- Что такое логика?
- Что такое формальная логика?
- Какие понятия есть в формальной логике?

 

- В каком порядке лучше изучать эти вопросы? Почему?

Проанализировав вопросы по отношению «часть - целое», ученики расположат вопросы в указанном порядке. (Развитие умения детализировать вопрос)

- Хочу напомнить вам, что информатика изучает не только информацию, но и методы работы с ней.

Открыт слайд 2 с текстом определения предмета науки «информатика» [4]

- Различные методы работы с информацией вы используете и при изучении  других предметов, но на  уроках информатики мы будем делать акцент на способах работы с информацией. Заранее предвижу вопрос о том, где вам эти умения пригодятся. Могу ответить так. Получив профессию и начав трудовую деятельность, вам придется постоянно заниматься самообразованием, ведь от этого будет зависеть уровень вашей квалификации, ваша деловая репутация и уровень доходов.

 

Изучение нового материала

- Итак, приступим. Вы, наверное, не раз слышали слово «логика», что оно обозначает?

Высказывают свои предположения.

 

- Как узнать точное значение слова?

- Значение слова можно посмотреть в словаре.

 

- В каком или в каких словарях можно найти значение этого слова?

 

- В толковом словаре.

 

Детям предлагается найти значение слова «логика» в «Толковом словаре русского языка» и в «Словаре иностранных слов и выражений».

Повторить правила организации поиска информации в словаре. (Развитие умения формировать стратегию поиска)

Для удобства работы с текстом словарных статей, их текст, отображен на слайде 3.

- «Логика» - слово греческое, можно посмотреть в словаре иностранных слов.

Находят и зачитывают словарные статьи.

Из толкового словаря: наука о законах и формах мышления.

Из словаря иностранных слов и выражений: наука о способах доказательств и опровержений, совокупность теорий, в каждой из которых рассматриваются определенные способы доказательств и опровержений.

 

Открывает слайд 3.

- В словарных статьях приведено несколько толкований слова «логика». Какое именно подходит в нашем случае?

 

 

- Как вы думаете, какая из формулировок более общая? Почему?

- Логика – наука о законах и формах мышления.

- Потому что доказательства и опровержения относятся к мышлению.

 

- Вернемся к поставленным в начале урока вопросам. Мы ответили на первый из них. Итак, логика – это…

-Наука о законах и формах мышления.

 

- …которая изучает…

(Развитие умения сравнивать и сопоставлять информацию из разных источников.)

- Законы и формы мышления, а так же способы доказательств и опровержений.

  - Какие разделы можно выделить в науке «логика»? - Формальную, математическую, диалектическую логику.

 

- С каким из разделов мы будем знакомиться на уроках информатики?

Открывает 1 элемент слайда 3. [2]

На слайде приведен фрагмент словарной статьи из словаря иностранных слов и выражений.

- Мы будем изучать элементы формальной логики.

 

- Что изучает формальная логика?

- Формы мыслей и их сочетаний вне зависимости  от конкретного содержания  суждений и умозаключений.

 

- Как вы думаете, почему этот раздел так называется?

- Потому, что изучает форму мыслей вне зависимости от их содержания.

 

- А можем ли мы уже ответить на вопрос о том, каковы главные понятия формальной логики?

(Развитие умения находить в тексте информацию, заданную в явном и неявном виде.)

- Это суждения и умозаключения.

 

- Как можно кратко отобразить полученные нами ответы на вопросы в виде схемы? (Cлайд 4)

Если у детей возникают затруднения, то построение схемы идет под руководством учителя. (Ниже приведен примерный перечень вопросов.)

Дети предлагают свои варианты.

 

- О каком общем понятии идет речь? (Открывается элемент схемы 1. )

- Какие разделы, части можно выделить? Как это показать на схеме? (Открывается элемент схемы 2, 3, 4.)

- Как показать, что мы будем изучать элементы формальной логики?  (Открывается элемент схемы 5.)

- Как можно отразить на схеме информацию о главных понятиях формальной логики? (Открывается элемент схемы 6.)

 

 

- Предлагает заполнить схему, открывает предыдущий слайд с текстами словарных статей.

(Развитие умения структурировать информацию)

Составляют схему в тетрадях.

 

Отображает заполненную схему на экране (слайд 5), предлагает по схеме кратко обобщить полученную информацию.

Дети выполняют задание.

 

- Можно ли предположить, что понимают под суждением и умозаключением?

Если дети затрудняются, можно задать наводящие вопросы:

Дети высказывают предположения.

 

- Какие объекты изучает формальная логика? Как по-другому они названы в тексте?

- Суждение – это мысль, умозаключение – сочетание мыслей.

 

- Какой объект с точки зрения русского языка выражает законченную мысль?

- Предложение.

 

- Значит можно предположить, что суждение – это…

- А умозаключение – это…

- Предложение.

- Сочетание предложений, то есть сложное предложение.

 

- А давайте проверим правильность наших предположений. Как это можно сделать?

- Посмотреть в словаре или в учебнике.

 

- Найдите в тексте учебника объяснение терминов «суждение» и «умозаключение».

(Развитие умения находить в тексте информацию, заданную в явном и неявном виде.)

Находят в тексте учебника объяснения терминов, зачитывают их, убеждаются в верности предположений

 

- Какие еще понятия формальной логики встречаются в тексте учебника?

- Сегодня на уроке мы более детально познакомимся с понятиями «суждение», «утверждение» и «логическое выражение».

- Утверждение, рассуждение, логическое выражение.

 

- Вы прочли определение понятия «суждение», выделите из него признаки, по которым суждение можно безошибочно отличить от других  предложений.

Открывает первую формулировку на слайде 6.

- Это любое предложение, которое может быть истинным или ложным.

 

- Вы видите на слайде другую формулировку понятия «суждение» [4].  Выделите из него признаки, по которым суждение можно безошибочно отличить от других  предложений.

- Это повествовательное предложение, оно должно быть однозначно истинным или однозначно ложным.

 

- Запишите в своих тетрадях ту формулировку, которой  вам будет удобнее пользоваться? (Вероятнее всего дети выберут формулировку со слайда.)

Выполняют задание.

 

- Вы прочли определение понятия «логическое выражение», выделите из него признаки, по которым суждение можно безошибочно отличить от других  предложений.

Открывает вторую формулировку на слайде 6.

- Вы видите на слайде другую формулировку понятия «логическое выражение» [4].  Выделите из него признаки, по которым логическое выражение или высказывательную форму можно безошибочно отличить от других  предложений.

- Запишите в своих тетрадях ту формулировку, которой  вам будет удобнее пользоваться?

Вероятнее всего дети выберут формулировку со слайда.

(Развитие умения находить в тексте информацию, заданную в явном и неявном виде,  умения сравнивать и сопоставлять информацию из разных источников.)

Выполняют предложенное задание.

 

- С каким понятием связано понятие «логическое выражение»?

- Это понятие связано с понятием «утверждение».

 

- Найдите в тексте учебника определение этого понятия, прочтите и скажите с каким еще понятием связано понятие «утверждение».

- Утверждение – это суждение, которое требуется доказать или опровергнуть. Данное понятие связано так же с понятием «суждение».

 

- Какова же связь между этими тремя понятиями?

- Логическое выражение после замены переменных своими значениями,  превращается в утверждение, т. е. в суждение, которое требуется доказать или опровергнуть.

 

- Как это можно представить в конспекте?

Открывает слайд 7.

Предлагают варианты.

Дети записывают в конспект.

 

- Какие понятия мы еще не рассмотрели на уроке?

Умозаключение и рассуждение.

 

- Мы предположили, что умозаключение  - это сложное предложение, посмотрите, как авторы учебника определяют понятия  «умозаключение», «рассуждение».

- Умозаключение – это логическая операция, в результате которой из одного или нескольких данных суждений получается (выводится) новое.

- Рассуждение – цепочка высказываний или утверждений, определенным образом связанных между собой.

 

- Нам  пока трудно определить, насколько мы правы в своих предположениях, для этого нужно более детально рассмотреть вопрос о логических операциях, поэтому  предлагаю эти понятия рассмотреть на следующем уроке.

 

Закрепление

Закрепление на репродуктивном уровне

- А сейчас давайте вернемся к вопросам, поставленным нами в начале урока.

  1. Что изучает логика?
  2. Что изучает формальная логика?
  3. Каковы основные понятия формальной логики?
  4. Что такое суждение?
  5. Что такое логическое выражение?
  6. Что такое утверждение?

(Для ответа на 1 – 3 вопросы можно воспользоваться схемой, составленной в начале урока см. слайд 5.)

Дети отвечают на предложенные вопросы.

Закрепление на уровне понимания

Открывает слайд  8 и предлагает задание «Установи соответствие»

(Ответы: первая группа предложений – суждения, вторая группа предложений – утверждения, третья группа предложений – логические выражения)

Дети выполняют предложенные задания.

Закрепление на уровне применения (если позволит время)

Открывает слайд 9 и предлагает задание выбрать из перечня суждения и определить их значение

Выполняют предложенные задания.

Итог урока

Если позволяет время, то можно предложить подобное задание со слайда 10, а затем  предложить детям самим привести примеры истинных и ложных высказываний.

 

Домашнее задание

- Небезызвестный вам герой Конан Дойла Шерлок Холмс восхищает читателей умением строить умозаключения на основе суждений, почерпнутых из наблюдений.

- Любой из нас может научиться также четко  мыслить, и помогут нам в этом знание основ формальной логики  и, конечно же, тренировка.

- Итак, домашнее задание.

Открывает слайд 11 с текстом домашнего задания, читает задание, дает необходимые комментарии.

 

 

Задания предложены по учебнику [3]. Задание, отмеченное звездочкой (*) предназначено для желающих.

Записывают домашнее задание.

Список литературы

  1. С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. /Российская академия наук.  Институт русского языка им. В. В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003. – 994 с.
  2. Словарь иностранных слов и выражений./Авт.-сост. Е. С. Зенович , - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 778, [6] с.
  3. Информатика. 7 – 9 класс. Базовый курс. Теория / под ред. Н. В.  Макаровой.-  СПб.: Питер, 2003.
  4. Информатика: Учебное пособие для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений /Л. З. Шауцукова. – М.: Просвещение, 2000.