Физическое воспитание, которому в МДОУ №17 уделяется особое внимание, направлено на охрану жизни, сохранение и укрепление здоровья детей, своевременное формирование умений, навыков, развитие психофизических качеств на основе игровой и творческой деятельности, осознанного отношения к своему здоровью.
При составлении режима дня, построенного с учетом суточного ритма физиологических функций, продолжительности частей занятий, их плотности, особенностей, каждому ребенку обеспечивается двигательная активность, облегчается переход от одного вида деятельности к другому.
Педагоги создают оптимальные возможности для двигательной активности детей.
Организация двигательного режима
Формы организации |
Младший возраст |
Старший возраст |
Организованная деятельность |
6 ч. в неделю |
10 ч. в неделю |
Утренняя гимнастика |
6-8 минут |
10-12 минут |
Бодрящая гимнастика |
5-8 минут |
6-10 минут |
Подвижные игры |
2-4 игры в день |
|
Спортивные игры |
- |
Целенаправленное обучение педагогом 1 раз в неделю |
Спортивные упражнения:
|
Целенаправленное обучение педагогом 1 раз в неделю |
|
- |
8-15 минут |
|
- |
20 минут |
|
Физкультурные упражнения на прогулке |
Ежедневно с подгруппами |
|
10-12 минут |
10-20 минут |
|
Спортивные развлечения |
1 раз в месяц |
|
20 минут |
30 минут |
|
Спортивные праздники |
1 раз в квартал |
|
30 минут |
60 минут |
|
Неделя здоровья |
1 раз в квартал |
|
Самостоятельная двигательная деятельность |
4 раза в неделю |
Пути оптимизации двигательной деятельности детей в МДОУ № 17
В течение дня взрослые поддерживают интерес к подвижным играм, упражнениям на спортивных снарядах, побуждают детей упражняться в беге, прыжках, лазании, метании. Предлагая детям разные формы организации двигательной деятельности (физ.занятия, утренняя гимнастика, физминутки, подвижные спортивные игры, прогулки, спортивные досуги и праздники, Дни Здоровья) побуждают детей осознанному и творческому освоению движений их координации, ловкости, быстроты, гибкости.
Решая задачи физического воспитания, педагоги вместе с медицинскими работниками варьируют нагрузку в соответствии с состоянием здоровья (после болезни, ЧДБ, после прививки), учитывают физическое развитие (группа здоровья, по медицинским показаниям, наблюдения за самочувствием).
Обучая движениям, необходимым для сознательной двигательной деятельности, детей знакомят со способами и средствами их реализации, тем самым дети накапливают опыт творческой двигательной активности.
Умение самостоятельно мыслить и действовать дает возможность детям реализовать каждому свои потенциальные природные способности, понять и осознать оздоравливающую роль физических упражнений, познакомится с новыми сведениями о строении и возможностях своего тела.
В достижении поставленных целей педагогам помогает созданная в учреждении комплексная система физкультурно-оздоровительной работы:
Для формирования бережного отношения детей к своему организму, представлений о его устройстве и функциях, о том, что полезно и вредно, проводятся занятия из серии «Познай себя».
С целью активизации работы с детьми по валеологическому воспитанию оформлены во всех группах уголки «Островок здоровья и радости».
Значительное внимание уделяется эффективной форме активного отдыха – физкультурным досугам, праздникам, Дням Здоровья, каникулам. Упражнения, веселые игры, забавы, развлечения, соревнования, выполняемые с эмоциональным подъемом, оказывают благотворное воздействие на организм ребенка. Зимние и весенние каникулы предоставляют большие возможности для самостоятельной игровой, художественной, трудовой деятельности, а также для развития индивидуальных творческих проявлений.
Педагоги стараются развивать интерес детей к разным видам спорта. Особой популярностью у детей старшего дошкольного возраста пользуются лыжные прогулки. Особенности территории детского сада позволяют обучать детей не только ходьбе на лыжах по ровной поверхности, но и спуску - подъему на склоне.
В летнее время, любимое занятие наших детей – езда на велосипедах, игра с мячами, скакалками, бадминтон. Все это позволяет организовывать простейшие соревнования, игры-эстафеты, которые воспитывают и развивают интерес у детей к достижению целей.
Дети старшей группы в зимнее время совершают лыжные походы в близлежащий лес, в теплое время мини-походы с костром, печеной картошкой и играми-соревнованиями.
Применяя накопленный опыт по физическому воспитанию, педагоги укрепляют физическое и психическое здоровье детей, приобщают их к ценностям здорового образа жизни, развивают индивидуальность каждого малыша.
Основой оздоровительной работы в санаторной группе для детей с туберкулезной интоксикацией является:
- систематические прогулки на свежем воздухе;
- щадящий режим дня;
- закаливающие мероприятия;
- усиленное питание, обогащенное белками, жирами и углеводами;
- медикаментозное лечение.
Для успешного решения этих задач необходимо:
- оптимизировать работу по сотрудничеству с детской поликлиникой и противотуберкулезным диспансером г. Апатиты
- медицинскому и педагогическому персоналу разработать щадящие режимы с учетом времени года, сан.эпит. обстановки, индивидуальных особенностей детей и т.п., систему закаливающих мероприятий адаптированных для детей с ранними проявлениями туберкулезной инфекции; разработать 10-дневное меню с учетом особенностей лечебного питания детей санаторной группы (усиленное питание, повышенное потребление свежих соков, овощей, фруктов);
- организация в группе жизненной среды, способствующая улучшению состояния здоровья детей с туберкулезной интоксикацией.
Эффективность оздоровления детей с туберкулезной интоксикацией в санаторной группе
Год |
Списочный состав детей |
Без изменений % |
Выздоровление % |
Улучшение % |
Ухудшение % |
2005 |
15 |
75 |
- |
25 |
- |
2006 |
10 |
80 |
- |
20 |
- |
2007 |
11 |
80 |
- |
40 |
- |
2008 |
12 |
70 |
- |
40 |
- |
Число пропущенных дней одним ребенком по болезни в санаторной группе
2006 г. – 0,9 дней;
2007 г. – 1,0 дней;
2008 – 0,3 дней.
Лечебно – профилактические мероприятия МДОУ №17
Подготовительный период (сентябрь, 3-я декада октября).
1. Адаптогены - элеутероккок, № 30.
2. Витаминотерапия - поливитамины, № 10.
3. Лекарственная терапия - глюконат кальция, № 10.
4. Натуропатия - сезонное питание, дыхательная гимнастика.
5. Траволечение - полоскание настоем трав, № 10.
6. Массаж грудной клетки (по схеме), № 5.
Период повышенной заболеваемости (1-я декада ноября – 2-я декада декабря).
1. Лекарственная терапия - оксолиновая мазь в нос, полоскание морской солью № 10.
2. Физиолечение - ингаляция с аскорбиновой кислотой, № 10.
3. Фитолечение - травяной чай, № 10.
4. Массаж грудной клетки (по схеме), № 5.
5. Натуропатия - чесночные бусы, чесночные гренки.
6. Адаптогены - настой женьшеня, № 30.
Период реабилитации и подготовки к распространению инфекции гриппа (3-я декада февраля).
1. Адаптогены - шиповник, № 20.
2. Траволечение - травяные чаи, № 10.
3. Массаж грудной клетки (по схеме), № 5.
Период эпидемии гриппа (1-я декада марта – 1-я декада апреля).
1. Адаптогены - настой женьшеня, № 30.
2. Физиолечение - ингаляция с аскорбиновой кислотой, № 30.
3. Лекарственная терапия - глюконат кальция, № 10., интерферон, оксолиновая мазь в нос.
4. Натуропатия - лечебное питание, дыхательная гимнастика, чесночные бусы,
чесночные гренки.
5. Фитолечение - травяные чаи, № 10.
6. Массаж грудной клетки (по схеме), № 5.
Период реабилитации и подготовки к новому повышению заболеваемости (2-я декада апреля 1-я декада мая).
1. Адаптогены - элеутероккок, № 30.
2. Витаминотерапия - поливитамины, № 10.
3. Лекарственная терапия - глюконат кальция, № 10.
4. Натуропатия - сезонное питание, дыхательная гимнастика.
5. Траволечение - полоскание настоем трав, № 10.
6. Массаж грудной клетки (по схеме), № 5.
Период повышения заболеваемости (2-я декада мая – 3-я декада мая).
1. Адаптогены - настой женьшеня, № 30.
2. Физиолечение - ингаляция с аскорбиновой кислотой, № 10.
3. Лекарственная терапия - глюконат кальция, № 10.
4. Натуропатия - чесночные бусы, чесночные гренки, дыхательная гимнастика.
5. Фитолечение - травяные чаи, № 10.
6. Массаж грудной клетки (по схеме), № 5.
Для формирования бережного отношения детей к своему организму, представлений о его устройстве и функциях, о том, что полезно и вредно, проводятся занятия из серии «Познай себя».
С целью активизации работы с детьми по валеологическому воспитанию оформлены во всех группах игровые уголки.
ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА МДОУ № 17
№ |
Виды оздоровительной деятельности |
Сроки проведения |
Ответственные |
1 |
Валеологические занятия |
1 раз в 2 недели |
Воспитатели групп, |
2 |
Музыкальные занятия |
2 раза в неделю. |
Муз. руководитель. |
3 |
Валеологические паузы |
ежедневно. |
Воспитатели групп |
4 |
Физкультурные занятия. |
3 раза в неделю. |
Воспитатели групп |
5 |
Утренняя гимнастика. |
ежедневно. |
Воспитатели групп |
6 |
Бодрящая гимнастика. |
ежедневно |
Воспитатели групп |
7 |
Корригирующая гимнастика. |
3 раза в неделю. |
Воспитатели групп |
8 |
Полоскание горла холодной водой. |
1 раз в день. |
Воспитатели групп |
9 |
Общеукрепляющий настой |
ежедневно |
М/сестра. |
10 |
Физкультурный досуг. |
1 раз в месяц |
Воспитатели групп |
11 |
Праздник здоровья. |
1 раз в месяц. |
Муз.руководитель |
12 |
День здоровья. |
1 раз в квартал. |
Муз.руководитель |
13 |
Спортивный праздник. |
2 раза в год. |
Воспитатели групп |
14 |
Беседы с детьми о здоровье.
|
в течение дня. |
Воспитатели групп |
15 |
Фитобар (общеукрепляющие |
ежедневно |
М/сестра. |
16 |
Индивидуальные физ. упражнения |
ежедневно. |
Воспитатели групп |
17 |
Родительские собрания, |
2 раза в год. |
Ст. воспитатель |
18 |
Беседы с родителями |
индивидуально |
Воспитатели групп |