Система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


Физическое воспитание, которому в МДОУ №17 уделяется особое внимание, направлено на охрану жизни, сохранение и укрепление здоровья детей, своевременное формирование умений, навыков, развитие психофизических качеств на основе игровой и творческой деятельности, осознанного отношения к своему здоровью.

При составлении режима дня, построенного с учетом суточного ритма физиологических функций, продолжительности частей занятий, их плотности, особенностей, каждому ребенку обеспечивается двигательная активность, облегчается переход от одного вида деятельности к другому.

Педагоги создают оптимальные возможности для двигательной активности детей.

Организация двигательного режима

Формы организации

Младший возраст

Старший возраст

Организованная деятельность

6 ч. в неделю

10 ч. в неделю

Утренняя гимнастика

6-8 минут

10-12 минут

Бодрящая гимнастика

5-8 минут

6-10 минут

Подвижные игры

2-4 игры в день

Спортивные игры

-

Целенаправленное обучение педагогом 1 раз в неделю

Спортивные упражнения:

  • велосипед
  • лыжи

Целенаправленное обучение педагогом 1 раз в неделю

-

8-15 минут

-

20 минут

Физкультурные упражнения на прогулке

Ежедневно с подгруппами

10-12 минут

10-20 минут

Спортивные развлечения

1 раз в месяц

20 минут

30 минут

Спортивные праздники

1 раз в квартал

30 минут

60 минут

Неделя здоровья

1 раз в квартал

Самостоятельная двигательная деятельность

4 раза в неделю

Пути оптимизации двигательной деятельности детей в МДОУ № 17

В течение дня взрослые поддерживают интерес к подвижным играм, упражнениям на спортивных снарядах, побуждают детей упражняться в беге, прыжках, лазании, метании. Предлагая детям разные формы организации двигательной деятельности (физ.занятия, утренняя гимнастика, физминутки, подвижные спортивные игры, прогулки, спортивные досуги и праздники, Дни Здоровья) побуждают детей осознанному и творческому освоению движений их координации, ловкости, быстроты, гибкости.

Решая задачи физического воспитания, педагоги вместе с медицинскими работниками варьируют нагрузку в соответствии с состоянием здоровья (после болезни, ЧДБ, после прививки), учитывают физическое развитие (группа здоровья, по медицинским показаниям, наблюдения за самочувствием).

Обучая движениям, необходимым для сознательной двигательной деятельности, детей знакомят со способами и средствами их реализации, тем самым дети накапливают опыт творческой двигательной активности.

Умение самостоятельно мыслить и действовать дает возможность детям реализовать каждому свои потенциальные природные способности, понять и осознать оздоравливающую роль физических упражнений, познакомится с новыми сведениями о строении и возможностях своего тела.

В достижении поставленных целей педагогам помогает созданная в учреждении комплексная система физкультурно-оздоровительной работы:

Для формирования бережного отношения детей к своему организму, представлений о его устройстве и функциях, о том, что полезно и вредно, проводятся занятия из серии «Познай себя».

С целью активизации работы с детьми по валеологическому воспитанию оформлены во всех группах уголки «Островок здоровья и радости».

Значительное внимание уделяется эффективной форме активного отдыха – физкультурным досугам, праздникам, Дням Здоровья, каникулам. Упражнения, веселые игры, забавы, развлечения, соревнования, выполняемые с эмоциональным подъемом, оказывают благотворное воздействие на организм ребенка. Зимние и весенние каникулы предоставляют большие возможности для самостоятельной игровой, художественной, трудовой деятельности, а также для развития индивидуальных творческих проявлений.

Педагоги стараются развивать интерес детей к разным видам спорта. Особой популярностью у детей старшего дошкольного возраста пользуются лыжные прогулки. Особенности территории детского сада позволяют обучать детей не только ходьбе на лыжах по ровной поверхности, но и спуску - подъему на склоне.

В летнее время, любимое занятие наших детей – езда на велосипедах, игра с мячами, скакалками, бадминтон. Все это позволяет организовывать простейшие соревнования, игры-эстафеты, которые воспитывают и развивают интерес у детей к достижению целей.

Дети старшей группы в зимнее время совершают лыжные походы в близлежащий лес, в теплое время мини-походы с костром, печеной картошкой и играми-соревнованиями.

Применяя накопленный опыт по физическому воспитанию, педагоги укрепляют физическое и психическое здоровье детей, приобщают их к ценностям здорового образа жизни, развивают индивидуальность каждого малыша.

Основой оздоровительной работы в санаторной группе для детей с туберкулезной интоксикацией является:

  • систематические прогулки на свежем воздухе;
  • щадящий режим дня;
  • закаливающие мероприятия;
  • усиленное питание, обогащенное белками, жирами и углеводами;
  • медикаментозное лечение.

Для успешного решения этих задач необходимо:

- оптимизировать работу по сотрудничеству с детской поликлиникой и противотуберкулезным диспансером г. Апатиты

- медицинскому и педагогическому персоналу разработать щадящие режимы с учетом времени года, сан.эпит. обстановки, индивидуальных особенностей детей и т.п., систему закаливающих мероприятий адаптированных для детей с ранними проявлениями туберкулезной инфекции; разработать 10-дневное меню с учетом особенностей лечебного питания детей санаторной группы (усиленное питание, повышенное потребление свежих соков, овощей, фруктов);

- организация в группе жизненной среды, способствующая улучшению состояния здоровья детей с туберкулезной интоксикацией.

Эффективность оздоровления детей с туберкулезной интоксикацией в санаторной группе

Год

Списочный состав детей

Без изменений %

Выздоровление %

Улучшение %

Ухудшение %

2005

15

75

-

25

-

2006

10

80

-

20

-

2007

11

80

-

40

-

2008

12

70

-

40

-

Число пропущенных дней одним ребенком по болезни в санаторной группе

2006 г. – 0,9 дней;
2007 г. – 1,0 дней;
2008 – 0,3 дней.

Лечебно – профилактические мероприятия МДОУ №17

Подготовительный период (сентябрь, 3-я декада октября).

1. Адаптогены - элеутероккок, № 30.
2. Витаминотерапия - поливитамины, № 10.
3. Лекарственная терапия - глюконат кальция, № 10.
4. Натуропатия - сезонное питание, дыхательная гимнастика.
5. Траволечение - полоскание настоем трав, № 10.
6. Массаж грудной клетки (по схеме), № 5.

Период повышенной заболеваемости (1-я декада ноября – 2-я декада декабря).

1. Лекарственная терапия - оксолиновая мазь в нос, полоскание морской солью № 10.
2. Физиолечение - ингаляция с аскорбиновой кислотой, № 10.
3. Фитолечение - травяной чай, № 10.
4. Массаж грудной клетки (по схеме), № 5.
5. Натуропатия - чесночные бусы, чесночные гренки.
6. Адаптогены - настой женьшеня, № 30.

Период реабилитации и подготовки к распространению инфекции гриппа (3-я декада февраля).

1. Адаптогены - шиповник, № 20.
2. Траволечение - травяные чаи, № 10.
3. Массаж грудной клетки (по схеме), № 5.

Период эпидемии гриппа (1-я декада марта – 1-я декада апреля).

1. Адаптогены - настой женьшеня, № 30.
2. Физиолечение - ингаляция с аскорбиновой кислотой, № 30.
3. Лекарственная терапия - глюконат кальция, № 10., интерферон, оксолиновая мазь в нос.
4. Натуропатия - лечебное питание, дыхательная гимнастика, чесночные бусы, чесночные гренки.
5. Фитолечение - травяные чаи, № 10.
6. Массаж грудной клетки (по схеме), № 5.

Период реабилитации и подготовки к новому повышению заболеваемости (2-я декада апреля 1-я декада мая).

1. Адаптогены - элеутероккок, № 30.
2. Витаминотерапия - поливитамины, № 10.
3. Лекарственная терапия - глюконат кальция, № 10.
4. Натуропатия - сезонное питание, дыхательная гимнастика.
5. Траволечение - полоскание настоем трав, № 10.
6. Массаж грудной клетки (по схеме), № 5.

Период повышения заболеваемости (2-я декада мая – 3-я декада мая).

1. Адаптогены - настой женьшеня, № 30.
2. Физиолечение - ингаляция с аскорбиновой кислотой, № 10.
3. Лекарственная терапия - глюконат кальция, № 10.
4. Натуропатия - чесночные бусы, чесночные гренки, дыхательная гимнастика.
5. Фитолечение - травяные чаи, № 10.
6. Массаж грудной клетки (по схеме), № 5.

Для формирования бережного отношения детей к своему организму, представлений о его устройстве и функциях, о том, что полезно и вредно, проводятся занятия из серии «Познай себя».

С целью активизации работы с детьми по валеологическому воспитанию оформлены во всех группах игровые уголки.

 ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА МДОУ № 17

Виды оздоровительной деятельности

Сроки проведения

Ответственные

1

Валеологические занятия

1 раз в 2 недели

Воспитатели групп,
Муз. руководитель.

2

Музыкальные занятия
с акцентом на формирование
эмоциональной музыкальной
доминанты.

2 раза в неделю.

Муз. руководитель.

3

Валеологические паузы
на занятиях и в свободной
деятельности детей.

ежедневно.

Воспитатели групп

4

Физкультурные занятия.

3 раза в неделю.

Воспитатели групп

5

Утренняя гимнастика.

ежедневно.

Воспитатели групп

6

Бодрящая гимнастика.

ежедневно
после сна.

Воспитатели групп

7

Корригирующая гимнастика.

3 раза в неделю.

Воспитатели групп

8

Полоскание горла холодной водой.

1 раз в день.

Воспитатели групп
Мл. воспитатели.

9

Общеукрепляющий настой
из лимона, чеснока.

ежедневно
2 раза в день
с ноября по май.

М/сестра.

10

Физкультурный досуг.

1 раз в месяц
с декабря по апрель.

Воспитатели групп
Муз.руководитель.

11

Праздник здоровья.

1 раз в месяц.

Муз.руководитель
Воспитатели групп
Ст. воспитатель

12

День здоровья.

1 раз в квартал.

Муз.руководитель
Воспитатели групп

13

Спортивный праздник.

2 раза в год.

Воспитатели групп
Муз.руководитель

14

Беседы с детьми о здоровье.

 

в течение дня.

Воспитатели групп
М/сестра, врач детской поликлиники

15

Фитобар (общеукрепляющие
травяные настои).

ежедневно
после сна.

М/сестра.

16

Индивидуальные физ. упражнения
и подвижные игры.

ежедневно.

Воспитатели групп

17

Родительские собрания,
рассматривающие вопросы
формирования здорового
образа жизни.

2 раза в год.

Ст. воспитатель
Воспитатели групп
Муз.руководитель.

18

Беседы с родителями
о состоянии здоровья детей
по заключению врача, м/с.

индивидуально
в течение года.

Воспитатели групп