Тема урока: Окончание имен существительных единственного числа.
Цели урока:
Образовательные: умение классифицировать имена существительные по типу склонения, закрепления умений различать падежные окончания существительных 1, 2, 3-го склонения в родительном, дательном и предложном падежах.
Развивающие: внимание, аккуратность, каллиграфию, орфографическую зоркость.
Воспитывающие: прививать любовь к Родине, воспитывать эстетические чувства.
Здоровьесберегающие: следить за утомляемостью детей, проводить оздоровительные минутки, следить за осанкой, за утомляемостью глаз.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний учащихся.
Формы урока: Практическое занятие.
Методы: Словесные – рассказ и беседа; иллюстративный; использование ТСО; работа с книгой; проблемный; игровой;
Ход урока
I. Организационный момент
- Проверьте, все ли готово у вас к уроку? Садитесь.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
II. Чистописание
- Посмотрите на доску. Какие соединения мы сегодня повторим на минутке чистописания?
- Запишите красиво на строчке.
III. Словарная работа «Заменяйка»
(Один ученик работает на переносной доске)
- Замените предложение или ответьте на вопрос подходящим по смыслу словарным словом.
- Страна, в которой мы живем. (Россия)
- Место рождения человека. (Родина)
- Главный город страны. (Столица)
- Столица нашей родины. (Москва)
- Население страны. (Народ)
- Национальный язык нашего народа. (Русский язык)
- Населенный пункт в сельской местности. (Деревня)
- Большой населенный пункт. (Город)
(Проверка.)
- Ребята, подумайте, какое слово объединяет все эти словарные слова? Почему? (Родина)
- Составьте из словарных слов предложения. Подчеркните главные члены. Дайте характеристику предложению.
(Дети устно составляют несколько предложений, одно записывают на доске, разбирают.)
IV. Актуализация знаний
- Ребята, вспоминайте, над какой темой мы работали на последних уроках?
Правописание падежных окончаний имен существительных. Склонение имен существительных.
(Один ученик рассказывает стихотворение.)
Мы смекалистые дети,
Все хотим узнать на свете.
Мы искали и нашли:
Три склонения прошли.
- Ребята, давайте вспомним, какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?
Приведите примеры существительных.
(Дети рассказывают правило, приводят примеры.)
- Молодцы! Это поможет вам выполнить следующее задание.
- Отгадайте загадку: Я антоним к слову «зной»
Я живу в тени густой
Летом охладить вас рада
А зовут меня . . . (прохлада)
- Назовите слова «антонимы»? (Зной – прохлада)
- Ребята, что же такое антонимы? (Это противоположные по смыслу слова)
Задание
На доске записаны существительные. Вы должны к ним написать через тире антонимы, определить склонение существительных.
Например: богатство - . . . (бедность)
I .в |
II.в |
III. в. |
Героизм – (трусость) |
скука – (веселье) |
ласка – (грубость) |
(Проверка по цепочке.)
- Молодцы! А теперь немного поиграем. Посмотрим кто из вас самый внимательный.
Физ. минутка «Капитаны»
- Отдохнули. А теперь продолжим урок.
(На доске)
1 ряд |
2 ряд |
3 ряд |
(у) дорога |
(к) деревня |
(о) подруга |
- Запишите существительные с предлогами. Определите падеж, склонение существительных, выделите окончания.
(Проверка.)
– Что вам помогло правильно написать окончания существительных?
Предлог, падежный вопрос.
- Ребята, давайте же повторим, какие окончание имеют существительные:
1 скл и 3 скл в родительном падеже?
1 скл и 3 скл в дательном падеже?
1 скл и 3 скл в предложном падеже?
- Молодцы! Эта таблица поможет вам справиться со следующим заданием.
Падеж |
1 склонение |
3 склонение |
Р.п. |
-и- |
-и- |
Д.п |
-е- |
-и- |
П.п |
-е- |
-и- |
- У вас на столах лежат карточки с текстом, в котором пропущены окончания. Вставьте окончание существительных.
- Ребята, а что нужно сделать, чтобы правильно написать окончание? Как правильно определить склонение? (Определить у существительного склонения и падеж. Склонение определяется по начальной форме.)
- Внимательно читайте текст и выполняйте задание.
(Дети первой группы работают с одним текстом, а остальные с другим на карточках. Один ребенок из первой группы работает на компьютере.)
Текст для первой группы учеников.
Я лежу в кроват… и слушаю бабушкину сказку. Бабушка примостилась у изголовь… постел… и неторопливо рассказывает о мыш…,которая бегала по улиц… деревн… в поисках кусочка сыра. В облак… пыл… носилась мышь от дом… к дому ,но не нашла даже кожуры картофел… или стручка фасол… Мне вдруг показалось ,что бабушка в платочк… и серой вязаной кофт… похожа на эту суетливую мышь . Я засмеялся . Бабушка в удивлении посмотрела на меня ,но ничего не сказала.
Текст для второй группы учеников.
Настя поедет к дедушк . . . Он живет в Сибир . . . далеко от железной дорог . . . в маленькой избушк . . . Подъехать к его сторожк . . . можно на лошад . . . или на машин . . . Лесничество дедушк . . . расположено близко от притока Об . . .
Ученики первой группы проверяют написание окончаний по компьютеру, а ученики второй группы по учебнику стр. 117 упражнение №100.
V. Дидактическая игра «Найди падеж»
- Запишите в столбик падежи. Я буду диктовать словосочетания, а вы записываете только существительные напротив каждого падежа. (Один ребенок пишет на доске.)
Находится в портфеле, подошел к печи, сидели на берёзе, приехал из деревни, ведет в лес, сидел перед болотом, вкусный апельсин.
(Проверка.)
VI. Итог урока
- Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня повторяли? Над чем работали на уроке?
- У кого из вас возникли трудности на уроке?
VII. Оценки за урок
VIII. Домашнее задание
Стр.114 упражнение №92.