Урок русского языка в 4-м классе по программе "Школа России" по теме "Окончания имен существительных единственного числа"

Разделы: Начальная школа


Тема урока: Окончание имен существительных единственного числа.

Цели урока:

Образовательные: умение классифицировать имена существительные по типу склонения, закрепления умений различать падежные окончания существительных 1, 2, 3-го склонения в родительном, дательном и предложном падежах.

Развивающие: внимание, аккуратность, каллиграфию, орфографическую зоркость.

Воспитывающие: прививать любовь к Родине, воспитывать эстетические чувства.

Здоровьесберегающие: следить за утомляемостью детей, проводить оздоровительные минутки, следить за осанкой, за утомляемостью глаз.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний учащихся.

Формы урока: Практическое занятие.

Методы: Словесные – рассказ и беседа; иллюстративный; использование ТСО; работа с книгой; проблемный; игровой;

Ход урока

I. Организационный момент

- Проверьте, все ли готово у вас к уроку? Садитесь.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

II. Чистописание

- Посмотрите на доску. Какие соединения мы сегодня повторим на минутке чистописания?

- Запишите красиво на строчке.

III. Словарная работа «Заменяйка»

(Один ученик работает на переносной доске)

- Замените предложение или ответьте на вопрос подходящим по смыслу словарным словом.

  1. Страна, в которой мы живем. (Россия)
  2. Место рождения человека. (Родина)
  3. Главный город страны. (Столица)
  4. Столица нашей родины. (Москва)
  5. Население страны. (Народ)
  6. Национальный язык нашего народа. (Русский язык)
  7. Населенный пункт в сельской местности. (Деревня)
  8. Большой населенный пункт. (Город)

(Проверка.)

- Ребята, подумайте, какое слово объединяет все эти словарные слова? Почему? (Родина)

- Составьте из словарных слов предложения. Подчеркните главные члены. Дайте характеристику предложению.

 (Дети устно составляют несколько предложений, одно записывают на доске, разбирают.)

IV. Актуализация знаний

- Ребята, вспоминайте, над какой темой мы работали на последних уроках?

Правописание падежных окончаний имен существительных. Склонение имен существительных.

(Один ученик рассказывает стихотворение.)

Мы смекалистые дети,
Все хотим узнать на свете.
Мы искали и нашли:
Три склонения прошли.

- Ребята, давайте вспомним, какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?

Приведите примеры существительных.

(Дети рассказывают правило, приводят примеры.)

- Молодцы! Это поможет вам выполнить следующее задание.

- Отгадайте загадку: Я антоним к слову «зной»

Я живу в тени густой
Летом охладить вас рада
А зовут меня . . . (прохлада)

- Назовите слова «антонимы»? (Зной – прохлада)

- Ребята, что же такое антонимы? (Это противоположные по смыслу слова)

Задание

На доске записаны существительные. Вы должны к ним написать через тире антонимы, определить склонение существительных.

Например: богатство - . . . (бедность)

I .в

II.в

III. в.

Героизм – (трусость)
Ложь – (правда)
Трудолюбие – (лень)
Радость – (горе)
Поражение – (победа)

скука – (веселье)
ночь – (день)
сила – (слабость)
злость – (доброта)
тишина – (шум)

ласка – (грубость)
воина – (мир)
темнота – (свет)
польза – (вред)
жара – (холод)

(Проверка по цепочке.)

- Молодцы! А теперь немного поиграем. Посмотрим кто из вас самый внимательный.

Физ. минутка «Капитаны»

- Отдохнули. А теперь продолжим урок.

(На доске)

1 ряд

2 ряд

3 ряд

(у) дорога
(у) белка
(у) кровать
(у) пристань

(к) деревня
(к) дядя
(к) осень
(к) площадь

(о) подруга
(о) тетя
(о) ночь
(о) мышь.

- Запишите существительные с предлогами. Определите падеж, склонение существительных, выделите окончания.

(Проверка.)

– Что вам помогло правильно написать окончания существительных?

Предлог, падежный вопрос.

- Ребята, давайте же повторим, какие окончание имеют существительные:

1 скл и 3 скл в родительном падеже?
1 скл и 3 скл в дательном падеже?
1 скл и 3 скл в предложном падеже?

- Молодцы! Эта таблица поможет вам справиться со следующим заданием.

Падеж

1 склонение

3 склонение

Р.п.

-и-

-и-

Д.п

-е-

-и-

П.п

-е-

-и-

- У вас на столах лежат карточки с текстом, в котором пропущены окончания. Вставьте окончание существительных.

- Ребята, а что нужно сделать, чтобы правильно написать окончание? Как правильно определить склонение? (Определить у существительного склонения и падеж. Склонение определяется по начальной форме.)

- Внимательно читайте текст и выполняйте задание.

(Дети первой группы работают с одним текстом, а остальные с другим на карточках. Один ребенок из первой группы работает на компьютере.)

Текст для первой группы учеников.

Я лежу в кроват… и слушаю бабушкину сказку. Бабушка примостилась у изголовь… постел… и неторопливо рассказывает о мыш…,которая бегала по улиц… деревн… в поисках кусочка сыра. В облак… пыл… носилась мышь от дом… к дому ,но не нашла даже кожуры картофел… или стручка фасол… Мне вдруг показалось ,что бабушка в платочк… и серой вязаной кофт… похожа на эту суетливую мышь . Я засмеялся . Бабушка в удивлении посмотрела на меня ,но ничего не сказала.

Текст для второй группы учеников.

Настя поедет к дедушк . . . Он живет в Сибир . . . далеко от железной дорог . . . в маленькой избушк . . . Подъехать к его сторожк . . . можно на лошад . . . или на машин . . . Лесничество дедушк . . . расположено близко от притока Об . . .

Ученики первой группы проверяют написание окончаний по компьютеру, а ученики второй группы по учебнику стр. 117 упражнение №100.

V. Дидактическая игра «Найди падеж»

- Запишите в столбик падежи. Я буду диктовать словосочетания, а вы записываете только существительные напротив каждого падежа. (Один ребенок пишет на доске.)

Находится в портфеле, подошел к печи, сидели на берёзе, приехал из деревни, ведет в лес, сидел перед болотом, вкусный апельсин.

(Проверка.)

VI. Итог урока

- Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня повторяли? Над чем работали на уроке?

- У кого из вас возникли трудности на уроке?

VII. Оценки за урок

VIII. Домашнее задание

Стр.114 упражнение №92.