Цели урока:
- знать области применения сложных эфиров;
- уметь классифицировать сложные эфиры;
- развитие умения характеризовать строение и свойства сложных эфиров;
- развитие умения обобщать знания и делать выводы.
Оборудование: спиртовки, спички, держатели для пробирок, наборы веществ для лабораторных работ.
Ход урока
Учитель объясняет тему и цель урока, разъясняет порядок работы.
На доске записана тема урока, формула сложного эфира содержащего одноатомный спирт и формула жира. В процессе изучения темы добавляются записи на доске и в тетрадях учащихся (области применения сложных эфиров).
- Напишите уравнение реакции гидролиза сложных эфиров.
R-CO-R1 + H2O → RCOOH + HO-R1. Эта реакция обратная реакции этерификации. Реакция этерификации осуществляется при нагревании и в присутствии катализатора – концентрированной серной кислоты: RCOOH + HO-R1 → R-CO-R1 + H2O.
Учащимся предлагается получить несколько сложных эфиров с помощью предложенных реактивов. Задания записаны на карточках. Требуется получить этилацетат, изоамилацетат, пропилацетат. Учащиеся по очереди синтезируют эфиры, записывают уравнения реакций и комментируют свои действия. Эти эфиры имеют характерный запах.
Один из учащихся рассказывает о пищевых эссенциях. Этилформиат используется в качестве растворителя нитрата и ацетата целлюлозы, в производстве витамина В1, отдушки для мыла и как компонент пищевых эссенций. В состав пищевых эссенций могут входить следующие сложные эфиры: C3H7COOC2H5 (запах абрикосов), C3H7COOC4H9 (запах ананасов), C6H5CH2COOCH3 (запах фиалок), HCOOC2H5 (запах вишен), HCOOC5H11 - изо (запах слив), C4H9COOC5H11 (запах яблок). Данные вещества применяются при изготовлении конфет, газированных напитков, освежителей воздуха, стиральных порошков, шампуней.
На доске и в тетради делаются соответствующие записи.
- На стр. 192 прочитайте о восках, назовите наиболее известные и укажите их формулы.
Далее следуют сообщения учащихся о других областях применения сложных эфиров.
- Этилацетат CH3COOC2H5 используют в качестве растворителя эфиров целлюлозы, хлоркаучука, жиров, восков. Используют как отдушку для мыла.
- Диметилсульфат O2S(OCH3)2 применяют в органическом синтезе в качестве метилирующего средства.
- Винилбутиловый эфир используют для получения некоторых сополимеров, а также для синтеза поливинилбутилового эфира (бальзам М.Ф.Шостаковского), который применяют для лечения ран и язв.
Далее рассмотрим группу сложных эфиров содержащих многоатомный спирт глицерин. Сложные эфиры глицерина и одноосновных высших карбоновых кислот называют жирами. В образовании сложных эфиров, входящих в состав жиров, могут принимать участие разные высшие карбоновые кислоты, но из спиртов – только один – глицерин, поэтому эти эфиры называют глицеридами:
Глицериды предельных кислот – твёрдые соединения, а непредельных – жидкие.
Напишите формулы глицеридов имеющих в своём составе только олеиновую кислоту и содержащие стеариновую и пальмитиновую кислоту… Мы получили формулы масла и твёрдого жира.
Сообщение о пищевых жирах из книги «Всё о пище с точки зрения химика».
Жиры способны омыляться. Это происходит под влиянием воды и высокой температуры или минеральных кислот (или щелочей), а так же ферментов. При омылении щёлочью получают глицерин и соли высших карбоновых кислот – мыла:
В состав моющих средств могут входить и сложные радикалы.
О СМС (синтетических моющих средствах) заслушиваются сообщения из учебника Рудзитиса и книги «Химия для вас».
Далее сравнивают мыло и СМС по кислотности среды, способности отстирывать в жёсткой воде.
Проведение л.р. по карточкам.
Карточка 1
Определите, в чём лучше отстирываются ткани:
- В трёх выданных сосудах приготовьте растворы мыла, стирального порошка и простую воду.
- Поместите в них загрязнённые кусочки ткани, слегка потрите и выжмите.
- Сделайте выводы о качестве стирки.
Карточка 2
Определите, pH среды порошка и мыла:
- Приготовьте растворы мыла, СМС для стирки шерстяных изделий и СМС для стирки хлопчатобумажных изделий.
- С помощью индикаторной бумажки определите среду растворов.
- Сделайте выводы о кислотности среды.
Карточка 3
Определите, в какой воде лучше стирать бельё мылом:
- Приготовьте растворы мыла в жёсткой и мягкой воде.
- Опустите кусочки загрязнённой ткани в сосуды, немного потрите и отожмите ткань.
- Сделайте вывод о способности мыла отстирывать в жёсткой воде.
Учащиеся комментируют выполненные работы и добавляют записи в тетради.
- Что мы узнали на уроке о применении сложных эфиров?
Учащиеся проговаривают области применения и классификации сложных эфиров.
С целью проверки усвоения материала урока проводится тестовая работа по карточкам.
Вариант 1
1. В состав природных жиров не входит кислота: а) щавелевая, б) масляная, в) стеариновая, г) пальмитиновая.
2. Название реакции получения сложных эфиров и жиров: а) омыление, б) этерификация, в) гидролиз, г) гидрирование.
3. Какое вещество относится к сложным эфирам: а) сахар, б) мыло, в) уксус, г) жир.
4. Наибольшее число кислот в молекуле жира: а) 1, б) 2, в) 3, г) 4.
В завершении урока учащимся предлагается ответить на ряд вопросов:
- Что особенно заинтересовало вас во время урока?
- Что вы лучше всего запомнили?
- Что вам понравилось в данном уроке?
- Каковы ваши впечатления от урока?
В конце выставляются оценки. Задаётся домашнее задание: знать конспект урока, прочесть §21 и решить задачу под номером 11.