Урок в 10-м профильном классе по теме "Классификация и применение сложных эфиров"

Разделы: Химия


Цели урока:

  • знать области применения сложных эфиров;
  • уметь классифицировать сложные эфиры;
  • развитие умения характеризовать строение и свойства сложных эфиров;
  •  развитие умения обобщать знания и делать выводы.

Оборудование: спиртовки, спички, держатели для пробирок, наборы веществ для лабораторных работ.

Ход урока

Учитель объясняет тему и цель урока, разъясняет порядок работы.

 На доске записана тема урока, формула сложного эфира содержащего одноатомный спирт и формула жира. В процессе изучения темы добавляются записи на доске и в тетрадях учащихся (области применения сложных эфиров).

- Напишите уравнение реакции гидролиза сложных эфиров.

R-CO-R1 + H2O → RCOOH + HO-R1. Эта реакция обратная реакции этерификации. Реакция этерификации осуществляется при нагревании и в присутствии катализатора – концентрированной серной кислоты: RCOOH + HO-R1 → R-CO-R1 + H2O.

Учащимся предлагается получить несколько сложных эфиров с помощью предложенных реактивов. Задания записаны на карточках. Требуется получить этилацетат, изоамилацетат, пропилацетат. Учащиеся по очереди синтезируют эфиры, записывают уравнения реакций и комментируют свои действия. Эти эфиры имеют характерный запах.

Один из учащихся рассказывает о пищевых эссенциях. Этилформиат используется в качестве растворителя нитрата и ацетата целлюлозы, в производстве витамина В1, отдушки для мыла и как компонент пищевых эссенций. В состав пищевых эссенций могут входить следующие сложные эфиры: C3H7COOC2H5 (запах абрикосов), C3H7COOC4H9 (запах ананасов), C6H5CH2COOCH3 (запах фиалок), HCOOC2H5 (запах вишен), HCOOC5H11 - изо (запах слив), C4H9COOC5H11 (запах яблок). Данные вещества применяются при изготовлении конфет, газированных напитков, освежителей воздуха, стиральных порошков, шампуней.

На доске и в тетради делаются соответствующие записи.

- На стр. 192 прочитайте о восках, назовите наиболее известные и укажите их формулы.

Далее следуют сообщения учащихся о других областях применения сложных эфиров.

- Этилацетат CH3COOC2H5 используют в качестве растворителя эфиров целлюлозы, хлоркаучука, жиров, восков. Используют как отдушку для мыла.

- Диметилсульфат O2S(OCH3)2 применяют в органическом синтезе в качестве метилирующего средства.

- Винилбутиловый эфир используют для получения некоторых сополимеров, а также для синтеза поливинилбутилового эфира (бальзам М.Ф.Шостаковского), который применяют для лечения ран и язв.

Далее рассмотрим группу сложных эфиров содержащих многоатомный спирт глицерин. Сложные эфиры глицерина и одноосновных высших карбоновых кислот называют жирами. В образовании сложных эфиров, входящих в состав жиров, могут принимать участие разные высшие карбоновые кислоты, но из спиртов – только один – глицерин, поэтому эти эфиры называют глицеридами:

Глицериды предельных кислот – твёрдые соединения, а непредельных – жидкие.

Напишите формулы глицеридов имеющих в своём составе только олеиновую кислоту и содержащие стеариновую и пальмитиновую кислоту… Мы получили формулы масла и твёрдого жира.

Сообщение о пищевых жирах из книги «Всё о пище с точки зрения химика».

Жиры способны омыляться. Это происходит под влиянием воды и высокой температуры или минеральных кислот (или щелочей), а так же ферментов. При омылении щёлочью получают глицерин и соли высших карбоновых кислот – мыла:

В состав моющих средств могут входить и сложные радикалы.

О СМС (синтетических моющих средствах) заслушиваются сообщения из учебника Рудзитиса и книги «Химия для вас».

Далее сравнивают мыло и СМС по кислотности среды, способности отстирывать в жёсткой воде.

Проведение л.р. по карточкам.

Карточка 1

 Определите, в чём лучше отстирываются ткани:

  1. В трёх выданных сосудах приготовьте растворы мыла, стирального порошка и простую воду.
  2. Поместите в них загрязнённые кусочки ткани, слегка потрите и выжмите.
  3. Сделайте выводы о качестве стирки.

Карточка 2

 Определите, pH среды порошка и мыла:

  1. Приготовьте растворы мыла, СМС для стирки шерстяных изделий и СМС для стирки хлопчатобумажных изделий.
  2. С помощью индикаторной бумажки определите среду растворов.
  3. Сделайте выводы о кислотности среды.

Карточка 3

 Определите, в какой воде лучше стирать бельё мылом:

  1. Приготовьте растворы мыла в жёсткой и мягкой воде.
  2. Опустите кусочки загрязнённой ткани в сосуды, немного потрите и отожмите ткань.
  3. Сделайте вывод о способности мыла отстирывать в жёсткой воде.

Учащиеся комментируют выполненные работы и добавляют записи в тетради.

 - Что мы узнали на уроке о применении сложных эфиров?

Учащиеся проговаривают области применения и классификации сложных эфиров.

С целью проверки усвоения материала урока проводится тестовая работа по карточкам.

Вариант 1

1. В состав природных жиров не входит кислота: а) щавелевая, б) масляная, в) стеариновая, г) пальмитиновая.

2. Название реакции получения сложных эфиров и жиров: а) омыление, б) этерификация, в) гидролиз, г) гидрирование.

3. Какое вещество относится к сложным эфирам: а) сахар, б) мыло, в) уксус, г) жир.

4. Наибольшее число кислот в молекуле жира: а) 1, б) 2, в) 3, г) 4.

В завершении урока учащимся предлагается ответить на ряд вопросов:

- Что особенно заинтересовало вас во время урока?
- Что вы лучше всего запомнили?
- Что вам понравилось в данном уроке?
- Каковы ваши впечатления от урока?

В конце выставляются оценки. Задаётся домашнее задание: знать конспект урока, прочесть §21 и решить задачу под номером 11.