I. Организация класса, подготовка учащихся к работе на уроке.
II. Подготовка к основному этапу урока. Обеспечение мотивации, понимания учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний.- На прошлом уроке мы продолжили знакомство с темой о взаимосвязи химии с науками естествознания.
- ? О какой науке мы говорили на прошлом уроке? (географии)
- ? Что же связывает эти две науки? (вещества)
- На сегодняшнем уроке мы продолжим это знакомство и отправимся в удивительный мир камней и минералов. Издавна интересовались русские люди красотой и силой камня. Камни немые свидетели прошлого, они могут рассказать о многом, нужно только суметь изучить и понять их “молчаливый язык”. (Слайд №1, Приложение 2)
Видите камень вон тот придорожный?
- Камень как камень … обычный.
- Возможно.
Как бы о нем поточнее узнать?
Надо науку на помощь позвать.Как пишется “камень”,
Научит грамматика,
Размеры и форму найдет математика,
Физика форму отыщет и вес,
Минералогия взглянет на срез.Археология скажет: - Находка!
Справа на камне видна обработка!
Камень в овраге лежит придорожном …
Камень простой?
Или, может быть сложный?О камне ты все ли узнал, человек?
Наука поможет! Не каменный век.
Е.Ефимовский, “Ракета и травинка”
- ?
- Поэтому сегодня на уроке мы должны выяснить, какие вещества входят в состав камней и минералов, из каких химических элементов они состоят и сравнить полученные результаты с построенной нами на прошлом уроке диаграммой распространенности химических элементов в земной коре.
У вас на столах инструкционная карта, в которую вы будете на протяжении всего урока вносить полученные данные о химическом составе минералов. (Приложение 1)
III. Применение знаний и способов действий, установление правильности и осознанности учебного материала, выявление пробелов и их коррекция.
- ? Вспомните из курса географии, в чем разница между минералами и горными породами?
(минералы образуются в земной коре, горные породы состоят из одного или нескольких минералов и слагают основное вещество земной коры).
- Вы знаете, что различают несколько видов горных пород. Чтобы вспомнить их характеристики предлагаю заполнить визитную карточку (Слайд №2) в ваших инструкционных картах. Поможет вам текст в учебнике, стр. 43 – 44. (проверка выполнения задания, слайд №3)
Горные породы бывают магматические и осадочные. Магматические образуются при остывании и затвердевании магмы. Это, например, гранит. Осадочные горные породы образуются на поверхности земной коры в результате отложения продуктов разрушения горных пород на суше и дне водоемов, а также путем отложения отмерших живых организмов. Осадочные породы бывают неорганические и органические. Неорганические осадочные породы это обломки различных пород, которые под действием ветра, солнечных лучей измельчаются, дробятся и окатываются. Например, щебень, галька, песок, глина. Органические осадочные горные породы образованы остатками растительных и животных организмов. Они бывают горючими и негорючими. Горючие это нефть, горючие сланцы, каменный уголь, торф. Негорючие – мел, известняк.
- А теперь заглянем в недра земли.
- О какой горной породе идет речь в стихотворении?
Камень набережных и площадей.
Он фундамент массивных домов.
И в руках у умелых людей –
Украшенье больших городов. (гранит)
- Гранит от латинского “гранум” - зерно. Чтобы выяснить из каких минералов он состоит, предлагаю выполнить лабораторный опыт и рассмотреть гранит при помощи лупы. Инструкция к опыту описана на странице 44 в учебнике.
- ?
Найдите названные минералы в коллекциях и занесите в таблицу данные о химических элементах, из которых они состоят. (проверка)
Д.О. “Вулкан”
- Гранит, как вы сказали, магматического происхождения. Эти породы делятся на два вида: глубинные и изливающиеся.
Выполните лабораторный опыт. В один стаканчик с водой бросьте кусочек гранита, в другой – кусочек магматической горной породы пемзы.
- ?
- При разрушении гранита образуется глина – осадочная горная порода. На территории Калужской области встречаются только породы осадочного происхождения. (Слайд №4) Как было отмечено в визитной карточке, они бывают неорганическими и органическими.
Используя карту, приведите примеры пород, которые встречаются на территории Калужской области. Познакомьтесь с их образцами в коллекциях и внесите данные об их химическом составе в таблицу. (проверка, слайд №5)
- В наших учебниках не выделена еще одна группа осадочных горных пород, которая имеет самое прямое отношение к нашему предмету, - химическая. К ней относятся гипс и, выделяемая из водных растворов минеральных веществ поваренная соль. В недрах Калужской области сосредоточены большие запасы минеральных вод, вплоть до рассолов. Наибольшее их скопление в Козельском и Бабынинском районах, где есть и естественные источники и месторождения, которые в настоящее время эксплуатируются. В магазинах вы наверняка встречали минеральную воду “Козельская”
Добычу же соли в нашей стране ведут на самом соленом озере Баскунчак. (Слайды №6,7)
Выступление учащегося:
Русская пословица гласит: “Соль - всему голова, без соли и жито – трава”. А в бурятской народной медицине советуют: “Собираясь пить чай, клади в него щепотку соли. От нее быстрее усвоится пища, исчезнут болезни желудка”. Соль встречается в природе в виде минерала “галита”, что в переводе с греческого означает соль и море. Гомер называл ее божественной солью. В далекие времена соль была драгоценностью. На столах царей, императоров, королей, шахов стояли солонки из золота, и заведовал ими особо доверенный человек – солоничий. Воинам платили, жалование солью, а чиновники получали солевой паек. Торговля солью была государственной монополией. По русскому обычаю гостям поднося хлеб-соль, тем самым желают им здоровья. В католической церкви в ротик младенца кладут кристаллик соли. У всех народов разных времен рассыпать соль значило накликать беду, потерять здоровье.
- Найдите в коллекциях галит и гипс, запишите данные об их химическом составе в таблицу. (проверка)
- Итак, мы выяснили, что горные породы состоят из минералов.
- ?
(нет, так как из полезных ископаемых можно еще получать другие вещества, а горные породы используются в том виде в котором добываются)
- Действительно, полезные ископаемые могут состоять и из минералов и из горных пород, но они при современной технике могут быть использованы в промышленности для получения, например, металлов, такие полезные ископаемые называются рудами.
Количество минералов и горных пород, которые люди причисляют к полезным ископаемым, увеличивается с каждым годом и в наше время. Можно привести немало примеров, когда на наших глазах “бесполезные” горные породы становились ценным сырьем. Например, долгое время люди не могли найти применение платине и, когда при промывке золота попадались крупинки этого драгоценного металла, их просто выбрасывали или использовали вместо дроби.
- Предлагаю разгадать ребусы. На них зашифрованы названия металлов, входящих в состав рудных полезных ископаемых. (Железо, медь, свинец, олово, алюминий, никель, кислород, марганец)
Найдите в своих коллекциях образцы этих полезных ископаемых, запишите их элементный состав. (проверка)
- Итак, мы выяснили, что и горные породы и полезные ископаемые состоят из минералов. Минералы – это однородные простые или сложные вещества, образовавшиеся в земной коре или её водной оболочке. Поэтому к минералам относят также и такие природные образования, как самородное золото и алмазы, жемчуг, янтарь, кораллы. Среди минералов встречаются покоряющие игрой цветов, прозрачностью и блеском – драгоценные камни. Это цветы в царстве минералов.
- Поистине настоящей кладовой минералов в нашей стране является Урал.
(видеофрагмент “Ильменский заповедник” – 25 сек).
Известный писатель Павел Бажов в сказке о хозяйке Медной горы писал: “ … Как комнаты большие под землёй стали, а стены них разные. То все зеленые, то желтые с золотистыми крапинками. На которых опять цветы медные. Синие тоже есть, лазоревые. Одним словом, изукрашено, что и сказать нельзя. И платье на ней – на Хозяйке меняется. То блестит, будто стекло, то вдруг полиняет, а то алмазной осыпью засверкает, либо скрасна медным станет, потом опять шелком зеленым отливает”.
И хозяйка Медной горы приглашает нас в гости.
Выступление учащегося:
В нем навсегда застыл зеленый камень.
Красив своим рисунком минерал.
Скажите, как зовется этот камень?
Во всех краях прославивший Урал.
Конечно, речь идет о малахите. (Слайд №8) Это довольно хрупкий минерал. Малахит считается “русским камнем”. Слава его началась с 1635 года с открытием уральских малахитовых родников. Местному же населению Если верить легендам, то малахит может сделать человека невидимым, а тот, кто пьет из малахитовой чаши, способен понимать язык животных. Этот камень используется для изготовления женских украшений, из него делают шкатулки, ларцы, столешицы. (Слайд №9)
Из малахита выполнены камины и стены малахитового зала Эрмитажа, колонны у алтаря Исаакиевского собора. (Слайд №10, 11) Малахитовые месторождения Урала, когда-то пользовались мировой известностью, теперь почти полностью выработаны.
Медная посуда и бронзовые изделия со временем покрываются зеленым налетом. “На рукомойнике моем позеленела медь …”, писала Анна Ахматова. Обычно процесс образования минералов процесс крайне медленный. Лабораторные исследования показали, что малахит может расти со скоростью 10 мкм в сутки. Это значит, что в благоприятных условиях слой самоцвета толщиной 10 см может образоваться менее чем за 30 лет.
- Хозяйка Медной горы зорко хранит свои богатства, но геологи находят её кладовые. Раньше и сейчас камень считался элементом духовной культуры человека.
Календарь камней – список драгоценных минералов, связанных со временем рождения человека. По старому поверью, ношение камня, отвечающему месяцу рождения, способствует сохранению здоровья, защищает от всех невзгод, сохраняет семейное счастье и благополучие родителей. (Слайд №12)
- Астрологи определяли судьбу человека по положению созвездий и планет на небосклоне в день его рождения. Предсказатели пытались связать с астрологическими данными и минералы, оберегающие новорожденного и являющимися его талисманами. Календарь камней составлялся и дополнялся столетиями и сейчас он выглядит так. К этому уроку я попросила некоторых учащихся подготовить сообщения о камнях соответствующих их месяцу рождения, знаку зодиака и планете. (Слайд №13)
- Не забывайте при просмотре презентации и прослушивании сообщения заполнять таблицу в информационных картах. (сообщения учащихся)
- Мой камень – сапфир, я родилась осенью. (Слайд №14) Это разновидность минерала корунда – состоящего из алюминия и кислорода, с примесями титана и железа. Ни один драгоценный камень не может сравниться по красоте цвета сравниться с синим сапфиром. Самый крупный камень в России хранится в алмазном фонде, его масса 51, 6 г. Крупнейший кристалл сапфира хранится в Музее естественной истории США, его масса 288,8 г. Сапфир относили к магическим камням: “… лекари на протяжении многих веков считали обязательным добавлять кусочки камня в некоторые из самых лучших лекарственных средств от болезней сердца”.
Еще в прошлом веке многие верили, что ношение сапфира дает верность, целомудрие и скромность, силу против всех болезней души и тела, против страха и гнева. За это сапфир называли не только камнем Юпитера, но и камнем монахинь.
- Камень соответствующий моему гараскопу - гранат. (Слайд №15) Чародеи Востока считали, что главное магическое свойство граната – рождать сильные страстные желания к воле, победе, к жизни. Они утверждали, что на руке человека, одержимого страстью, гранаты начинают сильно блестеть, как бы наполняясь его кровью. Персы считали гранат “королевским камнем” и на поверхности наиболее крупных гранатов вырезали профиль властелина. Цена прозрачного граната может достигать 10 000 долларов за карат, а карат.
- Камень который может быть моим амулетом – рубин. (Слайд №16) У Ридьярда Киплинга в сказке про Маугли есть такие строки: “Это ярче глаз Багиры”, - сказал Маугли, с восхищением поворачивая рубин… “многие люди убивали бы трижды в ночь ради одного этого красного камня”, - заметила Каа”. Старинный русский лечебник советует: “Кто рубин на себе носит, снов страшных и лихих не увидит… А еще кто носит в перстне рубин при себе, тот и скрепит сердце свое и в людях будет честен”. По распространенному мнению того времени человек, носящий рубин, не подвержен проказе, чесотке, чуме и эпилепсии. Главное мистическое свойство рубина – рождать влечение к великому.
- Моему месяцу рождения подходит камень изумруд. (Слайд №17) Как говорил израильский царь Соломон: “Кто носит изумруд, к тому не приближаются змеи и скорпионы”. Изумруд считают талисманом матерей и мореплавателей. Чтобы укрепить память и обострить зрение, маги рекомендуют носить камень на шее. Они утверждают, что зеленый цвет наилучшим образом умиротворяет психику человека. Существует библейская легенда, согласно которой Сатана при его низвержении в ад потерял из своей короны изумруд. Этот изумруд превратился в чашу, подаренной царицей Савской царю Соломону. Чашей воспользовался Христос в последнюю святую Вечерю. Иосиф Аримафецский собрал в эту чашу по каплям кровь Христа/ распятого на кресте, и стал основателем ордена Святого Грааля…
Природные изумруды высокого качества очень редки, а поэтому очень дороги. В России первый был найден на Среднем Урале.
(проверка заполнения таблицы в инструкционной карте об элементном составе драгоценных камней).
- Лучшие и красивейшие драгоценные камни России хранятся в Алмазном фонде оружейной палаты московского кремля.
(просмотр видеофрагмента “Алмазный фонд России”)
- А теперь обратимся к таблице, которую вы заполняли на протяжении всего урока. Проанализируйте её и выберите химические элементы, которые чаще всего встречаются в составе минералов, горных пород и полезных ископаемых.
- Сравните полученные результаты с построенной на прошлом уроке диаграммой распространенности химических элементов в земной коре.
(ответы учащихся о распространенности химических элементов в земной коре на основе заполненной в течении урока таблицы и диаграммы, построенной на прошлом уроке по данным учебника)
- ?
(ответы учащихся, о том, что наиболее распространены в земной коре 9 элементов, а самыми распространенным является кислород, железо и кремний, что подтверждают данные теоретического анализа (диаграммы) и практического, построенной на уроке таблицы)
V. Домашнее задание: п. 7, подготовить краткое сообщение о минерале, соответствующем астрологическому гороскопу по месяцу и дате своего рождения.
VI. Рефлексия.
Вы убедились сегодня, что минералы вызывают чувства восхищения. А какие чувства вызвал у вас этот урок, покажет кристалл – настроения. Выберите фрагмент такого цвета, который соответствует вашему настроению. (учащиеся строят кристалл настроения, приклеивая фигурки разных цветов на заранее склеенную геометрическую фигуру по числу учащихся в классе, это может быть многоугольник).