Урок русского языка в 4-м классе по теме "Безударные окончания имен прилагательных во множественном числе. Именительный и винительный падежи"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

1) Формирование умения склонять имена прилагательные во множественном числе, правильно писать их падежные окончания.
2) Формирование навыка орфографической зоркости.
3) Развитие речи учащихся: пополнение активного словаря детей, развитие монологической речи, упражнение в точном употреблении определений.
4) Развитие словесно-логического мышления: упражнение в выполнении операций анализа, синтеза, обобщения, развитие умения делать выводы.
5) Развитие коммуникативных навыков.
6) Воспитание чувства патриотизма, любви к произведениям устного народного творчества.

Ход урока

1) Организационный момент.

  • Прозвенел звонок, начинается урок!

2) Проверка домашнего задания (упр.346).

  • Как изменяются имена прилагательные во множественном числе?

(только по падежам).

  • Проведем разминку: посмотрите на дверь, на окно, на потолок, на меня. Приготовьте ручки (разминка для пальцев).
  • Откройте тетради, запишите дату: восемнатцатое февраля. (Учащиеся замечают “ошибку”).
  • Почему вы так считаете? Я думаю, что все верно. (Следует объяснение: число “восемнадцать” образовано от составного слова восемь-на-дцать, то есть восемь свыше десяти. Возможна работа со словообразовательным словарем).

Тема на доске имеет такой вид:

Правописание безударных окончаний имен прилагательных во множественном числе. Именительный и винительный падежи.

Последнее предложение закрыто полосой бумаги.

3) Словарная работа.

М__лочные реки, кисельные бер__га, сах__рные уста, горючие слезы.

  • Объясните написание выделенных букв.
  • Что общего у всех этих словосочетаний? (Все они содержат имена прилагательные и имена существительные во множественном числе).
  • Какие окончания встречаются у имен прилагательных множественного числа в именительном падеже.
  • Где встречаются такие словосочетания? (В произведениях устного народного творчества, в сказках, былинах).
  •  

4) Изучение нового материала. Формулирование темы урока, определение целей.

  • Давайте запишем в тетрадях предложения из русской народной сказки. (Один из учащихся пишет на доске, отвернувшись от остальных).

В саду том росли молодильные яблоки.

Велел царь своим сыновьям достать для него молодильные яблоки.

  • Давайте проверим то, что написали. Поменяйтесь тетрадями, подчеркните простым карандашом ошибки у соседа. (Взаимопроверка). Проверьте написанное на доске.
  • Определите падеж имен прилагательных.
  • Почему вопрос одинаковый, окончание тоже, а падеж разный?
  • Подумайте и дополните тему нашего урока. (Именительный и винительный падеж).
  • Какие окончания мы увидели у имен прилагательных в именительном и винительном падежах?
  • Давайте еще раз проверим.
  • Я предложу имена существительные:

Ножи, разбойники, кольчуга, леса, молодцы.

  • Какое слово лишнее? (кольчуга) Почему? (в единственном числе).
  • Что такое кольчуга? (Работа со словарем)
  • На какие две группы можно разделить эти слова? (одушевленные и неодушевленные имена существительные).
  • Подберите к ним яркие, сказочные определения и подставьте эти словосочетания в предложение:

Бабушка рассказала сказку про …

  • В каком падеже будут стоять имена существительные?
  • А имена прилагательные?

Ножи (булатные), разбойники (лихие), леса (дремучие), молодцы (добрые).

  • Почему, в одном предложении, в одинаковом падеже имена прилагательные имеют разные окончания?
  • От чего это зависит?
  • Как можно проверить окончание имени прилагательного и быть уверенным в правильности. (Задать вопрос).
  • Какие окончания встречаются у имен прилагательных в винительном и именительном падежах множественного числа?
  • Выберите таблицу, которая наиболее соответствует нашей теме.

(На доске три таблицы, из них учащиеся выбирают наиболее подходящую).

  • Подберите примеры.

  • Расскажите друг другу, какие окончания имеют имена прилагательные в именительном и винительном падежах множественного числа.

5) Физкультминутка. + работа в творческих группах.

(Дети встают с мест и расходятся небольшими группами)

- Первоклассники пересказывали сказки. Прочитайте отрывки из этих пересказов и исправьте, если необходимо, речевые ошибки и установите причину.

Прицелился Иван Царевич в медведя и говорит ему человеческим голосом: “Не стреляй в меня, я тебе еще пригожусь!”

У Ильи Муромца на голове был богатырский шлем, на теле прочные доспехи, в руках копьё и щит и черная лошадь.

Василиса была очень красивая. У нее была длинная коса с синими глазами.

6) Закрепление пройденного. (работа по учебнику).

  • А всегда ли была возможность прочитать сказки?
  • Как раньше передавались из поколения в поколение сказки и былины?
  • Почему?
  • Ответ на этот вопрос мы найдем в упражнении учебника. Откройте учебники на странице 37, в упражнении 348..
  • Найдите в тексте имена прилагательные в именительном и винительном падежах множественного числа.
  • Давайте запишем эти словосочетания в тетрадях.

(Запись словосочетаний с комментированием)

7) Закрепление пройденного, проверка усвоения пройденного материала.

  • Русские народные сказки и былины часто пересказывались знаменитыми писателями и поэтами. Сюжеты сказок ложились в основу картин многих художников.
  • Сегодня мы еще раз обратимся к творчеству Виктора Михайловича Васнецова. Его кисти принадлежат такие известные картины, как “Аленушка”, “Богатыри”, “Иван Царевич на Сером Волке”.
  • В перемену вы уже рассмотрели репродукции этих картин. Что такое репродукция?
  • Подлинники находятся в Москве, в Третьяковской галерее.
  • Рассмотрите репродукцию картины “Богатыри”.
  • Я предложу вам текст, а вы, пользуясь картиной, словами для справок, вставьте в него определения.
  • Какой частью речи чаще всего бывают определения? (именем прилагательным).

Выполнение упражнения по группам (дифференциация по степени сложности и объема)

Карточки для дифференцированной работы.

Группа 1.

Спиши, вставь пропущенные окончания имён прилагательных множественного числа. Определи их падеж.

Богатыри.

В центре картины В.М.Васнецова мы видим могуч__ русск___ богатырей. Это отважн__, сильн__ и мудр__ воины. Они тревожно всматриваются в бескрайн__ степн___ просторы. На заднем плане видны темн__ холмы и грозов__ тучи. Не всё спокойно на Руси, много у неё врагов. Но на страже Родины стоят настоящ__ защитники, которые смогут дать отпор неприятелю.

Группа 2.

Спиши, вставляя подходящие имена прилагательные во множественном числе. Определи их падеж.

Богатыри.

В центре картины В.М.Васнецова мы видим ________________ _____________ богатырей. Это ______________, ________________ и _________________ воины. Они тревожно всматриваются в _________________ _____________ просторы. На заднем плане видны __________________ холмы и ____________ тучи. Не всё спокойно на Руси, много у неё врагов. Но на страже Родины стоят ______________ защитники, которые смогут дать отпор неприятелю.

Слова для справок: (не забудь там, где нужно, изменить окончание имени прилагательного).

Могучий, русский, отважный, сильный, мудрый, бескрайний, степной, темный, грозовой, настоящий.

Группа 3.

Спиши, вставляя подходящие имена прилагательные во множественном числе. Определи их падеж.

Богатыри.

В центре картины В.М.Васнецова мы видим ________________ _____________ богатырей. Это ______________, ________________ и _________________ воины. Они тревожно всматриваются в _________________ _____________ просторы. На заднем плане видны __________________ холмы и ____________ тучи. Не всё спокойно на Руси, много у неё врагов. Но на страже Родины стоят ______________ защитники, которые смогут дать отпор неприятелю.

Проверка написанного при помощи средств обратной связи (карточек И.п. – В.п. и - ые-ие- ых -их

  • Какой праздник приближается? (23 февраля)
  • Есть ли в наше время защитники на Руси?

8) Вывод по уроку.

  • Мы еще раз проверили, какие окончания имеют имена прилагательные в именительном и винительном падеже множественного числа. Какие это окончания?
  • Что нового узнали на уроке?

Что вам показалось особенно интересным?

9) Объяснение домашнего задания.

  • Дома я попрошу вас написать мини-сочинение о вашей любимой сказке. Какие сказки вы любите читать?
  • Чтобы у вас не возникло трудностей, я приготовила для вас карточки помощницы.

1) Получает план, составленный из вопросов + опорные слова.

2) Получает подробный план.

3) Получает план.

  • Постарайтесь использовать в своем сочинении имена прилагательные множественного числа.
  • Что всегда поможет вам правильно написать их окончания?

Карточки-помощницы для домашнего задания.

Группа 1.

1) Какие сказки ты больше всего любишь читать?

2) Расскажи о своей любимой сказке:

  • Кто главные герои этой сказки?
  • Какие они?
  • О каких приключениях рассказала тебе эта сказка?
  • Чему она учит?

3) Почему ты любишь читать сказки?

Слова для справок:

Сказки о животных, волшебные сказки, веселые истории про простых людей, находчивые, смелые, добрые, умные, хитрые, коварные, злые, добро побеждает зло, награждены, наказаны.

Группа 2.

1) Какие сказки ты больше всего любишь читать?

2) Расскажи о своей любимой сказке:

  • Кто главные герои этой сказки?
  • Какие они?
  • О каких приключениях рассказала тебе эта сказка?
  • Чему она учит?

3) Почему ты любишь читать сказки?

Группа 3.

1) Какие сказки ты больше всего любишь читать?

2) Расскажи о своей любимой сказке.

3) Почему ты любишь читать сказки?

Приложение