Урок литературного чтения в 3-м классе по теме "А.П. Чехов «Степь» (отрывок из повести)"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • знакомство с новым произведением А.П.Чехова “Степь”, его жанровыми особенностями и художественным своеобразием.

Задачи:

  • учить выделять цели учения;
  • учить поиску и переработке информации;
  • способствовать самовыражению;
  • повышать мотивацию учения;
  • стимулировать рефлексию;
  • способствовать развитию критического мышления.

Ход урока

№ п/п Этап урока Содержание деятельности учителя Деятельность детей
1. Организационный Проверка готовности к уроку. Приветствие детей и гостей урока.  
2. Актуализация знаний.

Стадия “Вызов”.

Сегодня мы начинаем знакомиться с творчеством автора, произведения которого, возможно, вам уже знакомы.  
Я зачитаю отрывок, а вы попробуйте узнать произведение и его автора.

Читаю отрывок из “Каштанки”.

Слушают.

Называют автора и название рассказа.

На доске появляется портрет и Ф.И.О. писателя (Это “Каштанка”. Автор А.П.Чехов)

Что вы знаете об Антоне Павловиче Чехове?

(Это - писатель. Он пишет рассказы и повести.)

Таблица “Знаю. Хочу узнать. Узнал”. А о ком он пишет? Для кого он пишет? Каковы особенности его творчества?

Какую же цель мы ставим для себя в начале изучения раздела?

(Цель: узнать жанры произведений, тему и для кого же его произведения?)

Как это можно узнать?

(В учебнике, в справочнике, у родителей, в энциклопедии.)

Отвечают на вопросы.
Какую же цель мы ставим для себя в начале изучения раздела?

(Цель: узнать жанры произведений, тему и для кого же его произведения?)

Как это можно узнать?

(В учебнике, в справочнике, у родителей, в энциклопедии.)

Учатся ставить цель.
Мы все будем работать по учебнику с. 131.

А Кирилл – со справочником. Попробуй узнать годы жизни великого писателя, была ли у него другая профессия?

А Вова поработает с выставкой книг и попробует, не читая самих произведений, получить информацию из книг.

Самостоятельное чтение статьи учебника.

Индивидуальная работа со справочником “Русские писатели –детям”.

Работа с выставкой книг.

Слайды “Дом”, “Гимназия”, “Магазин отца”. Что же вы узнали об Антоне Павловиче Чехове?

А что узнали наши товарищи?

И ответы Кирилла и Вовы. (заполняется таблица “З.Х.У.” новыми сведениями)

Итак, что же мы узнали об А.П. Чехове? (по таблице)

Заполнение таблицы “Знаю. Хочу узнать. Узнал”.
3. Знакомство с произведением

Заполняется таблица “Знаем. Хотим узнать. Узнали”.

Как называется первое произведение, с которым будем знакомиться сегодня на уроке?

(“Степь”)

Что, не читая, мы уже можем о нём рассказать? Что мы знаем? Жанр? Автор? Для кого оно? (рассказ о природе для детей)

О чём это произведение?

Заполнение таблицы “Знаю. Хочу узнать. Узнал”.
Слайды “Степь”. А что такое “Степь”? Значит, мы можем предположить и тему произведения.

Что бы мы хотели о нём узнать?

Тему. Тип текста. Средства выразительности, их роль в тексте.

Итак, определим цель нашей работы: узнать, какую роль играют средства выразительности в тексте.

Выдвигают предположения для дальнейшей проверки.

Активизация знаний.

Учатся ставить цель работы.

Первичное знакомство, словарная работа. Я читаю текст, а вы его слушаете. Постарайтесь мысленно нарисовать картины, о которых вы услышите.

Вам встретятся неизвестные слова.

Рогожа – грубая ткань для пошива мешков.

Потёмки – темнота, отсутствие света.

4. Проверка восприятия. Какие картины вы нарисовали? (ответы детей фиксируются на доске виде опорных слов: ожидание грозы, молния, туча, ветер, темнота, страх, дождь)

О чём говорится в тексте? (о грозе)

Подтвердились ли наши предположения?

Почему называется “Степь”? (отрывок и повести, гроза в степи)

Можем уже ответить на какой-либо вопрос из таблицы? (текст-описание, рассказ художественный)

Фронтальная беседа.
Кто такой Егорушка? Где можно об этом узнать? (в книге, в повести, в предисловии к книге)

Сейчас один человек поработает с книгами и найдёт ответ на этот вопрос.

А второй человек поработает самостоятельно с текстом и найдёт ответ на вопрос: какие чувства испытывал Егорушка во время грозы?

Индивидуальная работа с книгами выставки.

Индивидуальная работа с текстом.

5. Физминутка-“Гроза”.

Звуковой фрагмент.

Попробуем выразить приближение грозы жестами, движением. Сейчас вы услышите звуки приближающейся грозы. Присядем на корточки. Чем ближе гроза, чем сильнее, тем выше мы поднимаемся. Кульминация – гром, хлопки в ладоши. Ветер. Движения руками. Дождь. Стихия.

Послышались звуки музыки. Гроза успокоилась. Все сели на место.

Самовыражение детей в движении.
6. Чтение, анализ текста с точки зрения средств выразительности Художник рисует картину красками, а писатель? (словами)

Расположить рисунки в порядке нарастания грозы; прочитать отрывок, соответствующий кульминации на рисунке и в тексте.

Давайте, найдём те средства художественной выразительности, которые использует писатель для того, чтобы сделать текст ярким, образным и выразительным. Какие средства выразительности вы знаете?

(Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворение)

Читаем и подчеркиваем их в тексте.

(Один человек читает, остальные подчёркивают и называют)

Итак, зачем же А.П.Чехов использовал данные средства выразительности?

Индивидуальная работа с детскими рисунками, выполненными на уроках ИЗО
7. Проверка индивидуальной работы. Кто такой Егорушка?

(Мальчик, который поехал из деревни в город поступать в гимназию)

Какие чувства он испытывал?

Ответы детей, самостоятельно работающих с книгами и учебником.
8. Итог урока- Синквейн.

Итак, подведём итог нашего урока. Попробуем, используя названные средства выразительности, сами написать “Синквейн” “Гроза в степи”.

Какая? (2 прилагательных)

Что делает? (3 глагола)

Одно предложение из 4 слов. (отношение к грозе)

Итог: (синоним, метафора к названию)

Молодцы!

Что же мы узнали о произведении “Степь”?

Совместное творчество.

Возвращаемся к нашей таблице.

Знаем

Хотим узнать

Узнали

Автор: А.П.Чехов.

Рассказ о природе.

Тип текста. Средства выразительности.

Обобщение знаний. Итог.
9. Домашнее задание Текст-описание. Рассказ-художественный.

Эпитет. Сравнение. Олицетворение. Метафора. Рисовал яркую картину природы.

Написать свой “Синквейн”.