Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст – его дошкольный и школьный периоды.
С самого начала речь возникает как социальное явление, как средство общения. Несколько позднее она станет также средством познания окружающего мира, планирования действий. Развиваясь, ребенок пользуется все более сложными языковыми единицами. Обогащается словарь, усваивается фразеология, ребенок овладевает закономерностями словообразования, словоизменения и словосочетания ,многообразными синтаксическими конструкциями. Это огромный объем материала, который дети совсем не употребляли в своей устной дошкольной речевой практике. Бывает , что взрослые и даже учителя недопонимают ,насколько обширен этот материал, и полагают, будто он может быть усвоен ребенком походя, в повседневном общении со взрослыми и с книгой. Но этого недостаточно: необходима система обогащения и развития речи детей, нужна планомерная работа, четко и определенно дозирующая материал, словарь, синтаксические конструкции, умения по составлению связного текста.
Одной из основных задач в 1-м классе является уточнение и обогащение словаря младших школьников. В этом смысле значение синонимии огромно. Синонимия в языке свидетельствует о его богатстве и выразительных возможностях.
Работа над синонимами расширяет, уточняет словарь учащихся с общим недоразвитием речи, способствует точному выражению мысли, предупреждает повторы одного и того же слова. Русский язык очень богат синонимами. Конечно, это не значит, что все эти синонимы должны быть усвоены учащимися в начальных классах.
Для работы над темой “Синонимы” выделяется два занятия
Младшие школьники владеют определенным запасов синонимов, чаще всего это пары типа врач-доктор, лошадь-конь, большой-огромный и т.п. Материал первого занятия дает возможность не только воспроизвести знакомые детям синонимические ряды, но и расширить их перечень за счет новых. На второе занятие привлекается более сложный материал: отвлеченные существительные ,прилагательные ,глаголы ,наречия.
Вся работа по данной теме включает в себя следующие этапы:
1) подбор слов, близких по смыслу;
2) выделение слов (синонимов) в тексте;
3) выяснение понимания слов учащимися;
4) введение слова в другой контекст-составление
предложения;
5) использование слов-синонимов в связной речи.
Остановимся на некоторых видах работы с синонимами.
I. Подбор слов, близких по смыслу.
1. Выбор и группировка слов, близких по значению. В задании даются слова какой-то одной части речи. Из этого списка надо выбрать две группы близких по смыслу слов; иногда в этот список можно включить одно-два лишних слова(“конфликтное слово”), например: бежит, глядит, спит, мчится, смотрит, несется, не сводит глаз.
В зависимости от уровня подготовленности детей задание может облегчаться или усложняться. Так, для усложнения могут быть даны не два, а три синонимических ряда, введено два-три “конфликтных слова”, могут быть даны разные части речи.
2. В двух столбиках даны прилагательные. Нужно к словам левого столбика подобрать слова из правого столбика, близкие им по значению.
старый |
старательный |
прилежный |
грузная |
тяжелая |
смелая |
храбрая |
дряхлый |
веселый |
смешной |
Здесь же можно дать задание, связанное с лексической сочетаемостью прилагательного с существительным.
3.Заменить в словосочетаниях прилагательные синонимами с приставками бес- или без-.
Смелый человек |
бесстрашный |
Ясное небо |
безоблачное. |
1. Ученики отыскивают синонимы в стихотворениях.
Бураны, вьюги и метели—
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они!
В.Берестов
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.
И.Токмакова
Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зеленый.й
Значит, дуб выносливый.
Значит, закаленный!
И.Токмакова
2. Какие синонимы встречаются в пословицах и поговорках?
Спеши, не спеши, а поторапливайся.
Приятелей много, а друга нет.
III. Выяснение понимания слов учащимися.
1. Замена синонима в предложении. Цель такого задания состоит в выборе более точного, удачного слова.
Я читал интересную (увлекательную, захватывающую) книгу.
Лиса обманула медведя(косолапого).
2. Замена высказывания одним словом.
Хворать, быть нездоровым.(Болеть)
Украсить, придать красивый вид.(Нарядить)
IV. Введение слова в другой контекст.
1. Чтение четверостиший, в которых последнее слово заменено синонимом. Необходимо восстановить авторский текст, указав нужное слово.
С развеселой звонкой песней
Мы идем на лыжный кросс.
Воздух чистый, день чудесный!
Не пугает нас холод(мороз)
2. Выбор наиболее подходящего слова-синонима в предложении.
Небо (закрыло, заволокло) тучами.
Наступило (жаркое, теплое, знойное, горячее) лето.
Учащиеся должны обосновать свой выбор синонима.
V. Использование слов-синонимов в связной речи.
1.В тексте нужно избежать повторов слова, т.е. заменить повторяющееся слово синонимами.
На опушке леса показался медведь. … подошел к зарослям малины и стал есть ягоды. Вдруг … застыл на мгновение. Затем он бросился назад, в лес.
Слова для вставок: косолапый, зверь.
В заключение можно добавить, что систематическая и целенаправленная работа с младшими школьниками по теме “Синонимы” развивает у них внимание и интерес к слову, делает их речь более точной и выразительной, активизирует умственную деятельность.