1. Актуальность темы.
Социальная адаптация выпускников специальной (коррекционной) школы VIII вида является сложным неоднозначным процессом, требующим поиска педагогических путей своей реализации.
В литературе все чаще ученые и педагоги-практики (Л.С. Выготский, Л.В.Занков, А.М.Щербакова, Г.М.Дульнев, С.Л.Мирский) поднимали проблему социальной адаптации учащихся с нарушением интеллекта, их трудового воспитания профессиональной ориентации и трудоустройства. Труд и трудовая адаптация детей с нарушением интеллекта далеко не всегда проходила успешно. Была заметна тенденция к частой смене работы выпускников, значительная часть их либо не работала совсем, либо работала не по приобретенной специальности.
Это было связано с глубинным качественным своеобразием дефекта учащихся коррекционных школ, особенностями их психофизического развития, а так же с состоянием обучения и воспитания.
Поэтому, основанием для начала поиска новых педагогических технологий послужил вывод, что традиционная организация трудового обучения детей с нарушениями интеллекта как профессионально – ориентированных с ранних возрастов далеко не всегда достигала желаемой цели – успешной адаптации учащихся школ VIII вида к условиям самостоятельной жизни, в том числе и труда.
На основании этого, актуальность темы нашей работы определялась недостаточной разработкой проблемы социальной адаптации подростков и выпускников (коррекционной) школы VIII вида и роли трудового обучения в ней.
2. Цель и задачи работы.
Целью нашей работы являлся поиск эффективных путей социальной адаптации учащихся через трудовое обучение, включение детей с нарушениями интеллекта в социальную среду, приобщение к общественной жизни на уровне их психофизических возможностей.
В работе была выдвинута следующая гипотеза: если процесс трудового обучения является своеобразной моделью реальной трудовой деятельности (основной составляющей социальной адаптации) то, следовательно, при правильной организации трудового обучения социальная адаптация будет более успешной.
Исходя из цели и гипотезы, исследование было направлено на решение следующих конкретных задач:
- Изучить теоретические основы адаптивной системы трудового обучения детей с нарушением интеллекта, разработанные на основе передового педагогического опыта и выявить достоинства и проблемы практики обучения.
- На основании анализа диагностики психофизических особенностей детей с нарушениями интеллекта рассмотреть специфику трудового обучения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.
- Провести самостоятельные экспериментальное исследование эффективности предложенной модели трудового обучения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.
- Провести анализ и разработать методические рекомендации по исследованию новой технологии обучения.
Объектом исследования по указанной теме являлась система обучения в организации учебного процесса на уроках трудового обучения, способствующая социальной адаптации детей с нарушениями интеллекта.
Предметом исследования – изучение влияния психо – физических, психологических и физиологических особенностей детей с нарушениями интеллекта на их трудовую деятельность и социальную адаптацию в обществе.
3. Методы исследования.
Нами были выбраны адекватные целям и задачам методы педагогического исследования:
- Изучение и анализ общей и специальной литературы по проблеме; изучение школьной, учительской и ученической документации;
- Изучение, анализ и обобщение педагогического опыта;
- Медико – психолого – педагогический анализ проблемы;
- Педагогическое наблюдение;
- Анкетирование;
- Педагогический эксперимент;
- Индивидуальные проверочные исследования;
- Анализ, сравнение, аналогия, систематизация, классификация полученных данных.
4. Структура работы.
Основываясь на работы известных социологов, психологов, педагогов, дефектологов (С.Л.Мирского, М.С.Певзнер, В.Г.Петровой, С.Л.Рубинштейна, Б.И.Пинского и других), нами были рассмотрены психолого-педагогические аспекты проблемы социальной адаптации учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида, обоснована возможность трудового обучения в повышении потенциала этой категории учащихся и были предложены инновационные подходы в обучении труду учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида, которые выражаются в следующих положениях:
- Прогностическая диагностика – выявление индивидуальных недостатков и учет динамики развития каждого учащегося с нарушениями интеллекта.
- Дифференцированное развивающее обучение – в ходе обучения учащиеся не только усваивали учебный материал, но и исправляли свои недостатки. Организация обучения на уроках труда таким образом, чтобы расширились рамки коррекционной работы над личностью школьников и тем самым создавались условия для более успешного овладения ими программного материала.
- Повышение эффективности и качества обучения ученика путем оказания ему помощи в адаптации к условиям и задачам образовательного учреждения.
- Использование форм и методов работы, повышающих интерес детей к процессу познания и мотивацию к обучению.
- Регулярный контроль над уровнем развития личности ребенка, психолого-педагогическая поддержка ученика (“сопровождение”).
- Профориентация учащихся, становление личности ученика в процессе выбора (выбор профиля трудового обучения, как психологическая задача).
- Включение целенаправленного рассмотрения практической значимости и жизненной необходимости сейчас и в будущем в содержании материала каждого урока трудового обучения.
- Максимальное расширение реабилитационного пространства, означающее необходимость целенаправленной коррекционной работы с детьми за пределами учреждения.
- Разноуровневое обучение, которое позволит осуществлять на деле индивидуальный подход и максимально раскрыть потенциал развития каждого ребенка.
Инновационные подходы в трудовом обучении предполагали конструктивное соединение элементов ранее известных методик, которое в данном сочетании прежде не использовались.
Педагогическое исследование проводилась нами с 2003-2008 год на базе Нижне-Куранахской специальной (коррекционной) школы VIII вида и включало в себя три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
Целью экспериментальной работы являлась разработка и проверка результативности новых педагогических технологий.
Этапность трудового обучения была спланирована в виде последовательности завершенных циклов: пропедевтического (4 класс), ориентировочного (5 класс), общетрудового обучения (6-8 классы), до профессиональной или адресной подготовки на конкретное рабочее место (9 класс). Завершенность циклов определялась тем, что каждый из них, помимо задачи подготовки к последующему этапу обучения, имел свою собственную задачу.
Начиная с IV класса (начальной ступени трудового обучения) нами организовывалось психолого – педагогическое изучение возможностей восприятия и усвоения школьниками теоретического и практического материала, с тем, чтобы определить тот вид труда, которым они будут заниматься в течение общего периода трудового обучения с V по IX классы.
На пропедевтическом этапе работа учителя была направлена на максимальное развитие высших психических функций ребенка на основе доступной и интересной практической деятельности. Большое внимание уделялось обогащению эмоциональной сферы, формированию стойкой положительной мотивации к труду в специально моделируемой ситуации успеха ученика.
Организации работы учителя только на основе общепринятой в школе оценки слабо способствовала повышению интереса школьников к учебной деятельности
Поэтому, нам было необходимо искать новые оценки знаний, умений и навыков, продумывать возможности активизации деятельности школьников на каждом занятии, создавая условия, способствующие повышению уровня мотивации. Одной из таких форм, активизирующих мотивационную сферу учебной деятельности школьников стал “Экран работы школьника” (см. Приложение 1).
Для повышения уровня мотивации “слабых” учащихся, вводились нравственно – поощрительные оценки “Молодец!”, “Старательный ученик!”, “Лучший ученик!”.
Оценка учителем способностей ученика осуществлялась на основе постоянных наблюдений за его деятельностью в процессе обучения.
В конечном счете умелое сочетание общепринятой цифровой и нравственно – поощрительной оценок труда школьников приносило заметный эффект в воспитательном плане, способствовало повышению интереса ученика к учебе, его активности, помогало решать задачи формирования и коррекции личностных свойств учащихся.
Информация о состоянии трудовой деятельности учащихся нами была получена на основании анализа готовых работ и сравнения полученных данных с наблюдениями на уроках. Это дало возможность дополнить характеристики на каждого ученика. Изучение детей было необходимо для уточнения группы в соответствии с уровнем общего развития, объемом знаний и умений.
К концу IV класса нами было выделено 3 группы учащихся, имеющих разные образовательные способности и возможности.
Создание групп было условным. В процессе обучения учащиеся переходили из более “слабой” группы в более “сильную”.
Зная индивидуальные особенности каждого ребенка, мы имели возможность выбрать соответствующие методы, средства и пути коррекционного воздействия.
Для этого применялись различные методы мотивации.
- Направление работы на изготовление продукции, имеющей полезное назначение, такая работа вызывала интерес.
- Характер учебных занятий был приближен к производственной деятельности. Эмоциональное стимулирование через сознание в учебном процессе ситуации занимательности, ситуации новизны.
- Прививались нравственные привычки, то есть устойчивые потребности совершать нравственные поступки.
- Для повышения уровня мотивации “слабых” учащихся, вводились нравственно – поощрительные оценки “Молодец!”, “Старательный ученик”, “Лучший ученик”.
Направляющая и регулирующая роль по отношению к процессу трудового обучения принадлежала дидактическим принципам: наглядности, сознательности, систематичности.
В своей работе мы использовали, как правило, методы психолого-педагогической коррекции, то есть те приемы и способы воздействия на ученика, которые обеспечивали развитие высших психических функций.
Дальнейшее изучение школьников в V-VI-VII-VIII-IX классах позволило нам создать условия для активизации процесса учебной деятельности детей, повышение их самостоятельности.
Экран работы учащихся на уроках труда, а также лонгитюдные исследование, в виде таблиц позволили проследить динамику успешности или неуспешности обучения учащихся и корректировать педагогических процесс (см. Таблицы 1-7).
Основная задача профильного трудового обучения заключалась в формировании общетрудовых умений. Эти умения (ориентировка в задании, включающая специально организованный анализ образца; планирование предстоящей работы; выполнение контрольных операций в ходе и по завершении выполнения трудового задания) отрабатывались на материале конкретных профилей трудового обучения в течении четырех лет (5-8-е классы). Программы обучения на этом этапе включали учебный материал такого характера и объема, усвоение которого позволил учащимся в дальнейшем выполнять необходимые работы для обеспечения своего быта, несложные заказы в индивидуальной трудовой деятельности. Большое внимание уделялось изготовлению изделий имеющих практическое применение в школе и быту. Из материалов столярных мастерских производственного комбината “Алданзолото” и отходов производства школьники делали разделочные доски, скалки, подарочные столовые наборы из дерева, национальные якутские изделия из дерева, шкатулки, скамейки и другие предметы быта.
Полученные знания и умения служили основой для дальнейшего углубленного изучения профиля (допрофессиональная подготовка) и затем профессионального обучения.
Профили трудовой подготовки школьников выбирались с учетом производственного обучения. Вблизи школы находились столярные мастерские производственного комбината “Алданзолото”, слесарные мастерские автобазы и транспортно – дорожного цеха.
По данным анкетирования (см. Анкета 3) благоприятный прогноз детей с ограничениями жизнедеятельности школьного возраста имеют только 55,3%. В профориентационной помощи нуждаются 69,1%. В основном дети ориентированы на получение престижных или “романтических” профессий. Существенную роль в подобной ориентировке играют и родители, которые зачастую поддерживают неосуществимые планы своих детей. Примерно в 50% случаев мнение родителей и педагогов при выборе профессий не совпадают, только 10% выпускников коррекционной школы работают или учатся в соответствии с профилями школьного трудового обучения. Анкетирование выявило, что за год до окончания школы профессиональные планы имеются только у 42,9% выпускников и только у 28 % они адекватны. Основными причинами, затрудняющими профессиональное самоопределение, являются: искаженное представление о собственных возможностях, завышенная (что наблюдается чаще) или заниженная самооценка; недостаточная или искаженная информированность о различных профессиях, условиях труда, несформированность общесоциальных мотивов к трудовой деятельности.
Совместно с социальным работником мы проводили разъяснительную работу с учениками и родителями в виде профконсультации, в ходе которой составляются, конкретизируются и корректируются профпланы, пути их реализации, расширяются информированность детей и родителей о доступных им профессиях, формах профобучения, трудоустройства и т.д.
После проведенной профориентационной работы и коррекции профпланов, они остались несформированными только у 16,7% выпускников, а реализовались у 56%, профиль трудового обучения совпал с профпланами у 39%, и с профилем дальнейшего самоопределения у 39%.
Это позволило нам организовывать производственную практику школьников. В IX классе со школьниками проводились экскурсии на производство, где они знакомились с руководителями предприятий, мастерами, рабочими. Дети принимали участие в получении материалов для школы, помогали наводить порядок на территории мастерских предприятий, участвовали в беседах с людьми, занятыми на производстве.
В процессе обучения у нас возникла необходимость в коллективном обсуждении результатов отслеживания развития трудовой деятельности учащихся на методических объединениях и педагогических советах специальной (коррекционной) школы VIII вида, так как это позволило более объективно оценивать возможности детей и соотносить полученные сведения об учащихся с их выбором профиля трудового обучения.
На конференциях мы анализировали успехи и неудачи детей, а так же результаты оказанной им помощи, вырабатывали пути единого педагогического подхода с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
5. Полученные результаты.
Можно говорить о результатах нашей работы .
Своевременная психолого – педагогическая поддержка учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках труда создавала у школьников ситуацию положительного отношения к учению.
Статический анализ учебных результатов, полученные в ходе проведенного эксперимента показал, что на 64 % – повысилось качество образования, на 36% - улучшилось духовное воспитание, на 71 % – произошло расширение возможностей развития индивидуальных способностей учеников.
На основе систематических наблюдений за детьми на занятиях трудовой подготовки мы получили возможность проследить динамику продвижения в освоении теоретического и практического материала.
Полученные данные позволили нам дифференцированно подойти к коррекционной работе с детьми и сделать заключение о том, кто из учеников нуждался в индивидуальном подходе.
Анализируя трудоустройство выпускников нашей школы, мы убедились, что в производственных условиях удовлетворительно адаптировались в основном те из них, интеллект которых нарушен в меньшей мере.
За период с 2003-2008 год было выпущено 5 групп учащихся, подготовленных по столярному делу (три группы) и слесарному (две группы выпускников). 45% выпускников имеют постоянную работу, 10 % не работают в связи с инвалидностью, обучаются в ПТУ 30%, а оставшиеся 15% выполняют временные работы по договорам и наймам (в связи с проживанием в сельской местности) (см. Рис 1).
Из этого можно сделать вывод, что разработанная нами программа исследования позволила, аргументировано и объективно, дать рекомендации по определению дальнейшего вида трудового обучения для каждого ученика.
С этой целью мы дважды проводили анкетирование учащихся “класса наблюдения” и их родителей (см. Анкета 1-2-3). Результаты исследования показали, не только положительную динамику, но и значимость трудового обучения в повышении адаптационного потенциала учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида для социальной адаптации.
6. Методические рекомендации.
Предложенные нами методы и средства обучения носят ярко – выраженную практическую направленность.
Разработанные варианты обучения и методические рекомендации будут способствовать совершенствованию учебного процесса, а полученный материал может быть использован в практике учителей трудового обучения других профилей.
Для успешного осуществления нашей программы по социальной адаптации учащихся с нарушениями интеллекта нами предложены следующие методические рекомендации
в обучении:
- Формировать содержание программ трудового обучения таким образом, чтобы оно максимально подходило как к особенностям детей, так и к условиям их текущей и предполагаемой будущей жизни;
- Включать целенаправленное рассмотрение практической значимости и жизненной необходимости в содержании материала уроков;
- Использовать формы и методы работы, повышающие интерес детей к процессу познания и мотивацию к учению;
в воспитании:
- Использовать каждую ситуацию обучения с ребенком для формирования правильного (социально адекватного) поведения в жизненных ситуациях;
- Включать в содержание учебных программ отработку правильного поведения в социально-ролевых взаимодействиях;
- Обучать точному соблюдению принятых правил и самоконтролю в общественных местах, в том числе и школе, в мастерских, на уроках;
- Организовать и проводить внеурочную работу в школе и внешкольные мероприятия с учетом задач социальной адаптации.
Таким образом, желая своим выпускникам в самостоятельной жизни после школы возможно большего личного и социального благополучия, мы считаем нашей основополагающей задачей дать такое образование, воспитание и сопровождение учащихся, которое позволило бы им адаптироваться к условиям жизни в современном мире, получить доступную для них степень независимости и состоятельности в труде, быту и в свободное время.