Цели урока:
Обучающие: способствовать:
1) Закреплению знаний об оксидах, основаниях,
кислотах, солях.
2) Выработке навыка составления формул по степени
окисления (для оксидов) и зарядам ионов (для
оснований)
Развивающие: способствовать развитию:
1) Мыслительных навыков: анализа, сравнения при
выполнении заданий на поиск лишнего вещества, на
классификацию веществ.
2) Общеучебных умений: пользоваться
Периодической системой, таблицей растворимости.
3) Коммуникативных умений: устной монологической
речи при индивидуальном ответе.
Воспитательные: способствовать:
1) Снижению уровня тревожности (путем
создания ситуации успеха, посильности заданий).
2) Повышению предметной мотивации (через
использование дополнительной информации).
Организационный момент.
Взаимное приветствие учеников и учителя, проверка готовности учащихся к уроку.
Целеполагание. (совместное)
Какие классы неорганических соединений мы изучили? (оксиды, основания, кислоты, соли)
Как вы считает, что нам нужно повторить и закрепить на уроке? (повторить определения оксидов, оснований, кислот, солей, потренироваться записывать формулы оксидов, оснований, кислот, солей, вспомнить классификацию кислот, оснований)
“Путешествие в страну Химляндию”.
Сегодня мы с вами, ребята, совершим удивительное путешествие. И путь наш лежит в удивительную страну “Химляндию”. На пути нас ждут самые разные приключения, и даже препятствия, и только тот, кто их преодолеет, тот и станет победителем (слайд № 1)
Итак, в путь! (звучит музыка из мультфильма “Облака – белогривые лошадки”)
А) Но прежде, чем мы сделаем остановку на первой станции этой удивительной страны нам нужно пройти “таможенный досмотр” и заполнить “таможенную декларацию”.
Правила заполнения “таможенной декларации”: из первого столбика (простые вещества) вычеркнуть сложные вещества, оставить только простые. Из второго (сложные) – оставить только сложные вещества, а простые вычеркнуть.
Работа проводится в группах (по рядам). Количество заданий в “декларации” равно количеству парт в каждом ряду. Каждый ряд получает по одной “декларации”. По сигналу учителя, учащиеся, сидящие за первым столом, находят ошибки в первом пункте и передают учащимся второй парты. Те в свою очередь исправляют ошибки во втором пункте и передают “декларацию” дальше. При выполнении этого задания, необходимо, чтобы дети, за одной и той же партой каждого ряда имели сходный тип темперамента и степень обученности.
Простые вещества | Сложные вещества |
1. Кислород, серебро, оксид серы (VI), азот 2. H2; O2; FeS; Zn 3. H2SO4; S; Ва; К 4. C; Мg; NaOH; Zn |
1. Иод, сульфид натрия, хлорид калия,
кремний. 2. Cu; Ag2O; Na2O; Ca(OH)2 3. H2O; КОН; S; H2S 4. SO2; H2; Fe; FeCI2 |
Б) Молодцы! Все заполнили “декларацию” и в полном составе прибыли в “Кислотостан”
Работа проводится в группах, сформированных по уровню обучаемости:
Первая группа (уч-ся с высокой степенью обучаемости): перед вами список формул кислот: HCI; Н3РО4; НNО3; H2SO4; НNО2; НВr; HI. Найдите как можно больше признаков, по которым можно объединить кислоты в одну группу. Запишите группы, указав признак, по которому вы их составили.
Вторая группа (учащиеся со средней степенью обучаемости): перед вами список кислот: HCI; H2SO4; H2SO3; НNО3 H2S; H2СO3. Приведи их классификацию по основности, по содержанию кислорода и по растворимости в воде.
Третья группа (уч-ся с репродуктивным уровнем обучаемости): HCI; H2SO4; H2СO3; НNО3 HВr Выпишите в столбики одноосновные, двухосновные, кислородсодержащие, бескислородные кислоты.
В) Мы успешно справились с заданием и двигаемся дальше.
На нашем пути “Оксидония” (слайд № 4)
Работа проводится с учетом ведущего канала восприятия. Визуалы “играют” в “Крестики-нолики”, использую формулы плаката. Кинестетики собирают из предложенных карточек формулы оксидов:
Аудиалы выполняют следующее задание: найдите и назовите оксиды азота в порядке увеличения степени окисления азота:
NO2 | N2O5 | |
N2O3 | ||
NO | N2O |
А сейчас я предлагаю вам привал. Давайте отдохнем и отгадаем загадки:
- что видно, когда ничего не видно (туман)
- без крыльев летят, без ног бегут, без паруса
плывут (облака)
- приходил - стучал по крышам, уходил – никто не
слышал (дождь)
- не драгоценный камень, а светится (лед).
Какое отношение имеют облака, туман, дождь, лед к Оксидонии.
И туман, и дождь, и лед – все это вода.
Сообщение 1 уч-ся:
Вода - самый необыкновенный житель Оксидонии. Гимном этому веществу стали строки знаменитого французского писателя Антуана де Сент Экзюпери: “Вода, у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты - сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились”. Доказательством этих слов служит такой пример. В 525 году при переходе через Ливийскую пустыню в страшных мучениях, от жажды, погибло 50-тысячное войско персидского царя Камбиза - войско, которое не мог одолеть ни один враг (слайд № 5)
Сообщение 2 уч-ся:
Для человеческого организма вода необходима как горючее для машины. Чтобы проникнуть в тайну воды в человеческом теле, не нужно совершать большого путешествия. Достаточно рассмотреть самого себя.
Вода в организме человека | Ее содержание (%) |
Мозг Кровь Мышцы Кости |
81 80 50 - 75 22 - 34 |
Тело взрослого человека на 64% состоит из воды. Еще больше воды в теле ребенка. При весе 40 кг в нем 34 кг воды (слайд № 6)
В) Следующая наша остановка на “Основайских островах”.
Задание на внимательность: посмотрите на острова и найдите здесь коренных жителей – основания. Дайте им названия. Теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте выполнение задания у своего соседа по парте (слайд № 7)
Г) И вот мы добрались до “Соляндии” (слайд № 8)
И здесь нам предстоит еще одно испытание. Работать будем снова по группам.
Задание для первой группы (уч-ся с высокой степенью обучаемости): Установите закономерность заполнения первого и второго ряда и допишите третий ряд:
- CaCI2; CaCO3; Ca(NO3)2; Ca3(PO4)2
- MgSO4;Mg3(PO4)2; MgCI2; MgSiO3
- Cu(NO3)2; ? ? ?
Задание для второй группы (уч-ся со средней степенью обучаемости): из предложенных ионов составьте все возможные формулы солей и дайте им названия: Na+; Ba2+; AI3+; CI-; SO42-
К+ | Са2+ | |
РО43+ | ||
СО32- |
Задание для третьей группы (уч-ся с репродуктивным уровнем обучаемости): составьте формулы солей и дайте им названия.
Подведение итогов урока (совместное)
Учащиеся заполняют таблицу:
Возникали ли у тебя проблемы в ходе урока. | Все ли задания ты выполнил | Удовлетворенность индивидуальной работой | Удовлетворенность групповой работой | Самооценка |
Предъявление и обсуждения домашнего задания.
Задание тоже дифференцировано.
Задание для первой группы (уч-ся с высокой степенью обучаемости): составь формулы разных классов неорганических веществ, используя атомы из заданной формулы (в новых формулах не может быть больше атомов определенных химических элементов, чем в исходной): Na2SO4. Дайте названия полученным веществам.
Задание для второй группы (уч-ся со средней степенью обучаемости): “Третий лишний” – в каждой строчке вычеркните формулу вещества, не принадлежащего к тому классу, к которому относятся два других:
HNO3, HNO2, KOH.
KCI, KOH, Ca(OH)2.
K2SO4, Ba(OH)2, NaCI.
Задание для третьей группы (уч-ся с репродуктивным уровнем обучаемости): найдите соответствие между формулами и их названиями:
Сульфат натрия Ba(OH)2
Азотистая кислота Na2SO4
Гидроксид бария CaO
Оксид кальция HNO2
Вот мы с вами и финишировали.
Сейчас прозвенит долгожданный звонок.
Увы, но к концу подошел наш урок.
Я благодарность вам всем объявляю,
Отметки в журнал я вам выставляю.
Большое спасибо я вам говорю.
Мы цели достигли. Благодарю! (слайд № 9)