Урок-путешествие в страну "Химляндию" по теме "Оксиды, основания, кислоты, соли"

Разделы: Химия


Цели урока:

Обучающие: способствовать:

1) Закреплению знаний об оксидах, основаниях, кислотах, солях.
2) Выработке навыка составления формул по степени окисления (для оксидов) и зарядам ионов (для оснований)

Развивающие: способствовать развитию:

1) Мыслительных навыков: анализа, сравнения при выполнении заданий на поиск лишнего вещества, на классификацию веществ.
2) Общеучебных умений: пользоваться Периодической системой, таблицей растворимости.
3) Коммуникативных умений: устной монологической речи при индивидуальном ответе.

Воспитательные: способствовать:

1) Снижению уровня тревожности (путем создания ситуации успеха, посильности заданий).
2) Повышению предметной мотивации (через использование дополнительной информации).

Организационный момент.

Взаимное приветствие учеников и учителя, проверка готовности учащихся к уроку.

Целеполагание. (совместное)

Какие классы неорганических соединений мы изучили? (оксиды, основания, кислоты, соли)

Как вы считает, что нам нужно повторить и закрепить на уроке? (повторить определения оксидов, оснований, кислот, солей, потренироваться записывать формулы оксидов, оснований, кислот, солей, вспомнить классификацию кислот, оснований)

“Путешествие в страну Химляндию”.

Сегодня мы с вами, ребята, совершим удивительное путешествие. И путь наш лежит в удивительную страну “Химляндию”. На пути нас ждут самые разные приключения, и даже препятствия, и только тот, кто их преодолеет, тот и станет победителем (слайд № 1)

Итак, в путь! (звучит музыка из мультфильма “Облака – белогривые лошадки”)

А) Но прежде, чем мы сделаем остановку на первой станции этой удивительной страны нам нужно пройти “таможенный досмотр” и заполнить “таможенную декларацию”.

Правила заполнения “таможенной декларации”: из первого столбика (простые вещества) вычеркнуть сложные вещества, оставить только простые. Из второго (сложные) – оставить только сложные вещества, а простые вычеркнуть.

Работа проводится в группах (по рядам). Количество заданий в “декларации” равно количеству парт в каждом ряду. Каждый ряд получает по одной “декларации”. По сигналу учителя, учащиеся, сидящие за первым столом, находят ошибки в первом пункте и передают учащимся второй парты. Те в свою очередь исправляют ошибки во втором пункте и передают “декларацию” дальше. При выполнении этого задания, необходимо, чтобы дети, за одной и той же партой каждого ряда имели сходный тип темперамента и степень обученности.

Простые вещества Сложные вещества
1. Кислород, серебро, оксид серы (VI), азот
2. H2; O2; FeS; Zn
3. H2SO4; S; Ва; К
4. C; Мg; NaOH; Zn
1. Иод, сульфид натрия, хлорид калия, кремний.
2. Cu; Ag2O; Na2O; Ca(OH)2
3. H2O; КОН; S; H2S
4. SO2; H2; Fe; FeCI2

(слайд № 2)

Б) Молодцы! Все заполнили “декларацию” и в полном составе прибыли в “Кислотостан”

(слайд № 3)

Работа проводится в группах, сформированных по уровню обучаемости:

Первая группа (уч-ся с высокой степенью обучаемости): перед вами список формул кислот: HCI; Н3РО4; НNО3; H2SO4; НNО2; НВr; HI. Найдите как можно больше признаков, по которым можно объединить кислоты в одну группу. Запишите группы, указав признак, по которому вы их составили.

Вторая группа (учащиеся со средней степенью обучаемости): перед вами список кислот: HCI; H2SO4; H2SO3; НNО3 H2S; H2СO3. Приведи их классификацию по основности, по содержанию кислорода и по растворимости в воде.

Третья группа (уч-ся с репродуктивным уровнем обучаемости): HCI; H2SO4; H2СO3; НNО3 HВr Выпишите в столбики одноосновные, двухосновные, кислородсодержащие, бескислородные кислоты.

В) Мы успешно справились с заданием и двигаемся дальше.

На нашем пути “Оксидония” (слайд № 4)

Работа проводится с учетом ведущего канала восприятия. Визуалы “играют” в “Крестики-нолики”, использую формулы плаката. Кинестетики собирают из предложенных карточек формулы оксидов:

Аудиалы выполняют следующее задание: найдите и назовите оксиды азота в порядке увеличения степени окисления азота:

NO2   N2O5
  N2O3  
NO   N2O

А сейчас я предлагаю вам привал. Давайте отдохнем и отгадаем загадки:

- что видно, когда ничего не видно (туман)
- без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут (облака)
- приходил - стучал по крышам, уходил – никто не слышал (дождь)
- не драгоценный камень, а светится (лед).

Какое отношение имеют облака, туман, дождь, лед к Оксидонии.

И туман, и дождь, и лед – все это вода.

Сообщение 1 уч-ся:

Вода - самый необыкновенный житель Оксидонии. Гимном этому веществу стали строки знаменитого французского писателя Антуана де Сент Экзюпери: “Вода, у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты - сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились”. Доказательством этих слов служит такой пример. В 525 году при переходе через Ливийскую пустыню в страшных мучениях, от жажды, погибло 50-тысячное войско персидского царя Камбиза - войско, которое не мог одолеть ни один враг (слайд № 5)

Сообщение 2 уч-ся:

Для человеческого организма вода необходима как горючее для машины. Чтобы проникнуть в тайну воды в человеческом теле, не нужно совершать большого путешествия. Достаточно рассмотреть самого себя.

Вода в организме человека Ее содержание (%)
Мозг
Кровь
Мышцы
Кости
81
80
50 - 75
22 - 34

Тело взрослого человека на 64% состоит из воды. Еще больше воды в теле ребенка. При весе 40 кг в нем 34 кг воды (слайд № 6)

В) Следующая наша остановка на “Основайских островах”.

Задание на внимательность: посмотрите на острова и найдите здесь коренных жителей – основания. Дайте им названия. Теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте выполнение задания у своего соседа по парте (слайд № 7)

Г) И вот мы добрались до “Соляндии” (слайд № 8)

И здесь нам предстоит еще одно испытание. Работать будем снова по группам.

Задание для первой группы (уч-ся с высокой степенью обучаемости): Установите закономерность заполнения первого и второго ряда и допишите третий ряд:

  1. CaCI2; CaCO3; Ca(NO3)2; Ca3(PO4)2
  2. MgSO4;Mg3(PO4)2; MgCI2; MgSiO3
  3. Cu(NO3)2; ? ? ?

Задание для второй группы (уч-ся со средней степенью обучаемости): из предложенных ионов составьте все возможные формулы солей и дайте им названия: Na+; Ba2+; AI3+; CI-; SO42-

  К+ Са2+
РО43+    
СО32-    

Задание для третьей группы (уч-ся с репродуктивным уровнем обучаемости): составьте формулы солей и дайте им названия.

Подведение итогов урока (совместное)

Учащиеся заполняют таблицу:

Возникали ли у тебя проблемы в ходе урока. Все ли задания ты выполнил Удовлетворенность индивидуальной работой Удовлетворенность групповой работой Самооценка
         

Предъявление и обсуждения домашнего задания.

Задание тоже дифференцировано.

Задание для первой группы (уч-ся с высокой степенью обучаемости): составь формулы разных классов неорганических веществ, используя атомы из заданной формулы (в новых формулах не может быть больше атомов определенных химических элементов, чем в исходной): Na2SO4. Дайте названия полученным веществам.

Задание для второй группы (уч-ся со средней степенью обучаемости): “Третий лишний” – в каждой строчке вычеркните формулу вещества, не принадлежащего к тому классу, к которому относятся два других:

HNO3, HNO2, KOH.
KCI, KOH, Ca(OH)2.
K2SO4, Ba(OH)2, NaCI.

Задание для третьей группы (уч-ся с репродуктивным уровнем обучаемости): найдите соответствие между формулами и их названиями:

Сульфат натрия Ba(OH)2
Азотистая кислота Na2SO4
Гидроксид бария CaO
Оксид кальция HNO2

Вот мы с вами и финишировали.
Сейчас прозвенит долгожданный звонок.
Увы, но к концу подошел наш урок.
Я благодарность вам всем объявляю,
Отметки в журнал я вам выставляю.
Большое спасибо я вам говорю.
Мы цели достигли. Благодарю! (слайд № 9)