Цель: Научить читать программы с вопросами. Ввести в речевую практику термин “алгоритм с условием”.
Задачи:
- Развивать вычислительные навыки, логическое мышление, умение сравнивать и анализировать, умение выполнять алгоритм по известным шагам;
- Развивать интерес к математике, математическую речь.
Оборудование: мультимедиапроектор, экран или интерактивная доска, компьютер или ноутбук, карточки для ответов, учебник “Моя математика” Т.Е.Демидовой, С.А.Козловой, рисунок Незнайки.
Ход урока
1. Организационный момент. (слайд 1)
Вот звонок нам дал сигнал:
поработать час настал.
Так что время не теряем
и работать начинаем.
Учитель. Ребята, сегодня наш урок будет необычным... Но вы способные, умные. Вы, конечно, поможете мне вести урок, и у нас всё получится.
2. Актуализация знаний. (слайд 2)
Учитель. Давайте вспомним с урока информатики, что такое алгоритм и из чего он состоит. (ответы детей) ( щелчок – выходит определение)
(Алгоритм – это порядок действий в программе; Каждая команда алгоритма – шаг алгоритма)
Учитель. Из чего состоит алгоритм? (слайд 4)
(начало —> команды —> конец)
Учитель. А теперь предлагаю вам выполнить вычисления по алгоритмам, заданным блок-схемами. Подставляйте вместо переменной ее значения. Результат занесите в табличку на вашем столе.
(розовый алгоритм для 1 вар, зелен алгоритм для 2 вар.) (слайд 5)
Учитель. А теперь проверим ваши результаты. (Ребенок пишет ответ, я щелкаю и ответы выходят) (слайд 6)
Проверка 2 вариант
Учитель. Ну что же давайте подведем итог, что мы с вами знаем про алгоритм с урока информатики. (ответы детей) (слайд 7)
- Что такое алгоритм?
- Как он записывается?
- Как выполнить алгоритм?
- Что такое схема алгоритма?
3. Постановка цели урока.
Учитель. Составьте алгоритм приготовления бутерброда с колбасой. (ответы детей) (слайд 8)
(на доске появляется схема: Отрезать ломтик хлеба, отрезать ломтик колбасы, положить ломтик колбасы на ломтик хлеба.)
Учитель. (Ставится проблема) А теперь попробуйте составить алгоритм следующей задачи: если в холодильнике есть колбаса, приготовить бутерброд с колбасой, а если колбасы нет – то купить колбасу.
Учитель. Почему же у нас не получается построить алгоритм так, как мы делали это всегда?
- От чего зависит порядок действий? (порядок
действий зависит от того есть ли в холодильнике
колбаса)
- До сих пор мы с вами рассматривали алгоритмы или
программы в которых действия выполнялись друг за
другом: так как они были написаны.
Но иногда порядок действий зависит от ответа на вопрос, т.е от некоторого условия. При этом задается только такой вопрос, на который можно ответить “да” или “нет”. Такие алгоритмы называются алгоритмами с условием. Это тема нашего урока.
- Кто может сформулировать цель урока? (научиться составлять и читать алгоритм с условием)
4. Открытие нового знания.
Учитель. Назовите пожалуйста вопросы, на которые можно ответить “да” или “нет”. (сейчас утро?, скоро лето? и т.д) (слайд 9)
Учитель. Скажите на какие вопросы, здесь можно ответить “да” или “нет”. (после ответа по щелчку выходит кружок) (слайд 10)
Алгоритм с условием.
Учитель. Как вы предлагаете обозначить, что при разных ответах на вопрос выполняются разные действия?
(дети предлагают варианты)
- Какой же из способов выбрать? (тот, которым пользуются все)
Учитель. В математике принято блок, обозначающий вопрос, изображать ромбиком. Из ромбика выходят 2 стрелки “да” и “нет”.
(щелчок, выходит
Учитель. А теперь вернемся к нашей задаче про бутерброд с колбасой. (слайд 11)
Как изменится порядок операций, если ответ на вопрос будет отрицательный? (Если колбасы нет, ее нужно купить)
(щелчок, выходит стрелка нет).
Учитель. Как видите, в зависимости от ответа на вопрос, осуществление программы идет в 2 х разных направлениях. (слайд 12)
5. Первичное закрепление.
Учитель. Откройте учебник на с.68 и прочтите вывод. (слайд 13)
№3 с. 68 Выполните вычисления по алгоритму, и результаты внесите в таблицу значений переменной.
6. Повторение изученного.
Игра “Помоги Незнайке” (слайды 14-27)
Учитель. К нам на урок пришел Незнайка, он просит вас помочь ему решить уравнения на различные действия в пределах 100. Вы выбираете число на числовой гусенице, нажимаете на него и выходит уравнение. Если ответ выбран неверно ананас с ответом сгорает, если ответ верен – он переходит в уравнение.
7. Итог урока.
Учитель. С каким новым видом алгоритма вы сегодня познакомились на уроке?
8. Рефлексия.
Поднимите вверх руки и помашите ими те, кому сегодня на уроке было легко, все понятно, в стороны - те, у кого выполнение заданий вызывало затруднения, и вниз опустите те, кому было на уроке тяжело и некомфортно. Спасибо вам за урок. А наш гость Незнайка дарит вам в подарок свой портрет см. Рисунок.